Школьная реформа 1864 г. Передовые методические идеи 60-х гг. XIX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Два документа: Положение о начальных народных училищах 19 ноября 1864 г. и Уства гимназий и прогимназий 1864 г.

Схема № 2. Начальное образование.

           Количество церковно-приходских школ – 50 – 80% от народных училищ. Бессословное, бесплатное, допускалось совместное обучение, но было не желательно.

Схема № 3. Среднее образование.

           Обучение 7-летнее. Нагрузка определялась по 6 часов в день при 6 минимальной 6-дневной учебной недели. Обучение раздельное, в основном доя мужчин.

           Реальная гимназия имела естественно-научный уклон 26 часов в неделю из 36. Ведущийие предметы – естествознание (математика, экон. полож. и т. д.).

           В 1870 г. Положение о женских гимназиях.

           При гимназиях или отделах (в уездных городах) образовывались 4-классные прогимназии, в которых имелся обязательно подготовительный класс.

С 1864 г. образование было бессословным, но сразу появились циркуляры, запрещающие принимать детей крестьянского состояния. Поначалу образование было бесплатным, с 1871 г. – платное.

           Вводилось ограничение по вероисповеданию и национальности. По указу 1880 г. было запрещено принимать евреев.

           Ограничение по приему выпускников гимназий окраин в вузы.

           Выводы:

1) широкая сеть начального обучения;

2) формально средняя школа объявлялась бесплатной и бессословной;

3) впервые появилось женское образование;

4) элементы демократии внутри управления: инспекции и педсоветы утверждали учебные планы.

Предпосылки:

1. Школьная реформа 1964 г.

2. Глубокие изменения в отечественной исторической науке: Соловьев, Костомаров.

3. Мощное педагогическое движение 50 – 60-х гг. XIX в.: Пирогов, Кушинский, Толстой.

70-е гг. – система классицизма. По указу 1871 г. устанавливался единый тип мужской гимназии – классическая гимназия. В реальной гимназии 41% учебного времени греческий и латынь.

В 80-е гг. подорваны принципы бесплатного образования. Введена плата за обучение в гимназии.

Ограничения по национальному признаку (ограниченный прием евреев), и вероисповедальному признакам (православные). Классовые ограничения – Циркуляр 1887 г. «О кухаркиных детях».

           Два изменения в методической мысли:

1. Начинают оформляться научно-методические знания;

2. В 70-е гг. методическое течение в исторической науке оформляется как неоднородное по своей методической базе.

Либеральное и демократическое направления.

Либеральное течение. С М. Соловьев.

           Профессор, ректор МГУ имел широкую школьную практику. В 1860 г. преподавал в Александровском военном училище. Возглавлял экзаменационную комиссию МГУ по определению звания учителя. Занимался обсуждением учебных пособий и программ. Работал в педагогическом комитете, на педагогических курсах.

           Автор докладной записки «О преподавании истории в гимназиях» в Совет МГУ в 1865 г. 

           Цели либеральных историков:

1. От истории зависит политический склад будущих граждан.

2. Развитие умственных способностей.

Преимущество – политическая история, подробности внутренней жизни России.

Принципы обучения:

1) доступность, но без упрощения;

2) сохранение общего курса истории без отмены его рассмотрения отдельных отделов.

М. М. Стасюлевич предложил «реальный» метод преподавания истории. В 1862 г. «О формальном и реальном методе преподавания истории», написал также «История средних веков, её писатели и исследователи». СПб, 1863. Т. 1.

Отказ от использования школьного учебника в образе основного источника знаний, должен быть документ. Работа с документами – «реальный» метод преподавания.

Впервые подчеркивается связь между историей как наукой и историческими исследованиями.

Этот метод очень трудоемкий и требует больших затрат учебного времени. Работа с документами требует специальной документоведческой подготовки. Учителя ведут фрагментарные курсы. Потери исторических знаний более значительные, чем при работе с учебниками.

Демократическое (радикальное) направление.

           Н. Г. Чернышевский. Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский.

Цели исторического образования:

1. История – важнейшее средство формирования человеческой личности и формирования интеллектуального её развития.

2. История помогает понять современность бороться с её недостатками.

Содержание истории: на основе фактов формируются идеи. Научность школьного курса раскрывается в закономерностях исторического процесса.

Принципы обучения: изучение истории не должно быть беспристрастным. Оно всегда должно содержать выражение определенного взгляда. Необходимо обращаться к чувству учащихся.

В. Я, Шульгин. История средних веков. СПб, 1863/64 гг. Критика феодальных учреждений, критика этапов феодализма.

Появлении фундаментальных работ:

Гуревич. Опыт методики истории. Организовать сознательную работу с учебником. Наглядное использование карт, картин; изучение хронологии, как самостоятельного блока.

Метод письменные работы и повторения.

 2.5.Методика обучения истории в последней четверти XIX в.

Н. И. Кареев, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, Р. Ю. Виппер, Рожков, Коваленский.

Нет методологической базы.

Складываются 3 методологических подхода в области исторического образования:

1. Официальная учебная литература.

Д. И Иловайский. «Краткие очерки русской истории»(44 издания). М., 1893. «Руководство ко всеобщей истории» (3 книги: Древний мир; Средние века; Новая история). История по царствованиям. Особые характерные черты правления. Нет причинно-следственных связей. Только личные особенности царей.

2. Господствует эволюционный подход к исторической науке.

Н. И. Кареев, С. Ф. Платонов, Виноградов. Ведущее направление содержания исторического образования. История- закономерный процесс, развивающийся по восходящей линии. Изучать его необходимо последовательно, по этапам со всесторонней характеристикой.

3. Естественно-исторический подход социологической школы.

Р. Ю. Виппер. Левое крыло Покровский, Рожков. Нет единой линии развития, есть повтроение одних и тех же социальных типов. Школьный курс истории должен давать типичные явления, характерные для определенной эпохи, должен раскрывать социологические понятия.

В основе 2 и 3 подходов лежат сходные идее. Основные официальные требования для историков неохранительного направления:

1. Школьный курс истории должен вводить учащихся в социально-политическую жизнь современного человечества.

2. История как предмет должна объяснять ход исторического процесса.

Появление специального научного общества по распространению исторических знаний – Историческая секция ОРТЗ (Общество Распространения Технических Знаний). Издаются методические пособия. Организация с 1869 г.

Концепция школьного исторического образования: цели, содержание, методы.

Способы организации самостоятельной работы учащихся:

1) реферативный метод;

2) беседа;

3) игровая технология;

4) конспектирование;

5) экскурсии;

6) диспут;

7) наглядный метод.

3.1.Учебный план и государственный образовательный стандарт.

Под содержанием исторического образования принципиально понимается строго определенный объем систематизированных знаний, умений и навыков (ЗУМ), обеспечивающих всестороннее развитие учащихся.

Содержание исторического образования регулируется нормативными документами – учебным планом и программой.

Конституция РФ (13 января 1996 г. – новая редакция) – право на бесплатное образование – в объеме общей основной базовой школы.

Федеральный закон «Об образовании». Общие правовые нормы в сфере образования – принципиальные правила всех правоотношений между работниками образования, обучающимися и их родителями.

Журнал «Вестник школы».

С 1994 г. новый тип правовых норм – Государственный образовательный стандарт.

Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общий идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижении этого идеала.

Основные объекты стандартизации – структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся.

Существуют 2 основных компонента стандарта:

1. федеральный;

2. национально-региональный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Государственными органами власти нормируются обязательный минимум содержания основной образовательной программы, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учеников.

Учебный план – государственный документ, определяющий перечень дисциплин, изучаемых в школе, расположение их по годам, количество годовых и недельных часов. По учебному плану можно судить о нагрузке образования, его характере. Значение – общее концентрирование выраженной концепции образования.

История входит в блок крупных дисциплин, но не является самостоятельной.

На безе соотношения дисциплин можно определить тип школы и профессиональное направление. Объем учебной нагрузки – начальная, средняя и высшая школа.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 190.