Принципы построения школьных программ (структура школьного курса истории)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1871 г. – первая государственная школьная программа по истории русская классическая реальная гимназия.

Она регулировала содержание школьного курса истории, его проблематику, глубину, определяла структуру школьного курса истории (расположение материала по годам), определяла время на изучение темы согласно с сеткой часов.

С XIX в. использовалось три варианта структуры:

1) принцип концентризма (1871 – 1916/17 гг., и с 1994 г. до сих пор);

2) линейный принцип (16.05.1934 – 1958; 1965 – 1993);

3) линейно-ступенчатый принцип (1959 – 1965).

Концентризм (К.)

В ГДР 1949 – 1969 гг. – образец концентрической структуры построения программы.

К. предполагал расположение материала последовательно на двух или трех этапах, каждый из которых должен охватывать весь или почти весь курс истории, и на каждом последующем этапе изучение должно вестись с большей глубиной и подробностями.

Первый этап – элементарный курс, следующий этап – систематический характер. Общие обязательные исторические знания получали на двух этапах.

К. обосновывался педагогически и психологически:

Ø на каждом этапе материал сообразуется с интересами школьника;

Ø весь раздел истории усваивается в каждом этапе с одинаковой степенью глубины;

Ø повторное изучение способствует более прочному закреплению знаний.

Условия для эффективного использования К.:

1) правильно определенный объем, специфика и формы изложения материала на каждом этапе;

2) между соответствующими разделами концентрического курса должен быть разрыв во времени (не менее 3 лет);

3) необходимо достаточно времени (3 – 4 года) для развертывания в каждом этапе.

Линейный принцип (Л.п.).

В противовес К. предложен Л.п. в кон. XIX в. – однократное изучение, школьного курса, который выстроен по одной хронологической линии.

Варианты Л. п.:

1) хронологически-прогрессивный метод (с др. вр. до совр.);

2) хронологически-регрессивный метод (обратный, от современности к прошлому);

Изучение начинается пропедевтическим курсом отечественной истории в 4 классе. В 5 классе – древний мир, и т.д. курсы носили классический характер.

Л.п. экономил учебное время, появилась возможность для более глубокого курса истории. Но возник ряд проблем:

Ø отсутствие необходимого педагогического уровня доступности информации;

Ø проблема неравноценности в изучении отдельных курсов истории;

Ø последовательное изучение процесса растягивается на много лет:

Ø проблема закрепления знаний.

Линейность нельзя использовать при многоступенчатом варианте школ. Была проблема учебников, разработки программ. Курсы 5 – 10 классов носили систематический характер. Это означало решение проблемы равноценности образования.

Школьные программы как методический документ.

После 7-летней учащиеся не имели представления об историческом развитии современности, т.к. курс новейшей истории не был разработан.

Учащиеся 7-летней школы не изучали отечественную историю, конституция СССР могла изучаться лишь формально, курс истории СССР не имел основы.

8 сент. 1959 г. ЦК КПСС принял постановление об изменениях структуры образования.

1958 г. – «об укреплении связи школы с жизнью»

В сельской местности юноши получали специальность механика, девушки – машинистки. В городах – портнихи и рабочие на станкостроительном заводе.

Количество учебных часов содержало часть для производственного обучения.

Роль учебника в учебном процессе. Требования к современному учебнику.

Школьный учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний.

Основное пособие, систематическое изложение исторических знаний, предусмотренных программой и подлежащих обязательному усвоению.

Первый русский учебник – Азбука Ивана Федорова 1574 г.

Первый учебник по истории – «Краткий российский летописец с родословцем» М. В. Ломоносова 1760 г.

Изменение учебных связей с функциями: однофункциональный учебник превращается в многофункциональный.

Функции учебника:

1. В XIX в. единственная функция – информационная (учебник – ведущий источник знаний). Главное содержание авторское изложение систематического знания.

2. Вторая функция учебника – учебник стали использовать для организации обучения.

3. Начало XX в. (1917 – 1934 гг.) появление нетрадиционных пособий. Бригадно-лабораторный метод преподавания диктовал отбор материала – новый тип книг – «рабочие книги по истории».

Введенский, Предтеченский «Рабочая книга по истории». М.-Л., 1928. Одна функция – учебник средство для организации работы учащихся. 2 части, 30 заданий. «Задания» – целевая установка, отдел источников, небольшой обобщающий очерк, вопросы для обсуждения.

К 60-м гг. появились многофункциональные учебники.

1960 – 70-е гг. третье поколение советских учебников.

Основные задачи учебника по истории:

1. Обеспечение учащихся источником учебных знаний.

2. Представление материала для упражнений, который позволяет организовать аткивную учебную деятельность школьников.

3. Обеспечение ознакомления школьников с первоисточниками исторических знаний.

4. Помочь учителю в организации мыслительной деятельности учащихся.

Два предложения:

Ø Заменить учебник учебно-методическим комплектом: учебник как источник знаний; хрестоматия, книга для чтения; сборник задач; сборник научно-популярных статей для старшеклассников; исторический журнал для школьников; рабочая тетрадь.

Ø Новосибирский. Троицкий. Учебник – средство для обучения.

Сейчас совершенствуются двух функций учебников и создание комплекта учебно-методической литературы.

Альтернативные учебники. Подвергаются государственной экспертизе.

Система требований к учебнику:

1. Должен содержать минимальный объем систематизированных знаний, которыми следует овладеть ученику.

2. Научность. Учебник должен быть безупречен в научном отношении, т. е. давать точное изложение проверенных наукой фактов, доступных для учащихся, систематизированных фактов на методической основе.

3. Психолого-педагогические требования. Доступность содержания, характеристики, оценки, методического аппарата должно соответствовать возрастной и психолого-педагогической характеристике этого возраста. 

4. Должен обеспечивать правильную организацию процесса познания.

5. Преемственность. Она действует для каждого учебника и системы. Единообразные подходы к освещению исторического материала, решению вопросов взаимосвязи фактов и законов, постепенное возрастание сложности содержания материала и его оформления. 

Модель учебника.

1. методология учебника.

2. методическое содержание.

Методология – основа систематизации материала. Проблема подбора фактов – структурные принципы группировки содержания. Выделяют три основные логические основы систематизации учебников:

Ø экземпляристский (традиционалистский) 

Ø эволюционная теория Виноградова

Ø социологический метод (сравнительно-исторический).

Период советской школы.

Первое поколение советских учебников появилось появился в 40-е гг. В нем использовался формационный подход. Анализ этих учебников выявил ряд недостатков: не учитывалось, что Маркс создал свою теорию на основе стран Европы.

В кон. 80-х гг. в ряде дискуссий выделено несколько подходов: отказ от универсальной доктрины исторического процесса. Наиболее популярны цивилизационные, культурологические антропологические принципы.

Цивилизационный принцип – на первом месте. Авторы следуют экземпляристкому подходу.

В настоящее – многообразие методологических основ, возродился интерес к системе дворянской историографии, используется смешение принципов при создании учебника, а иногда не используется ни один методологический принцип.

Важное место занимал спор о том, какой метод должен преобладать логический стиль при создании учебника: индукция или дедукция.

Индукция – обилие фактов, образность, «толстый учебник».

Дедукция – «тонкий учебник», конспективный стиль изложения, исп. только то количество фактов, которое необходимо для характеристики события, т.е. учебник не должен заменять книгу для чтения, содержать красочные факты.

Но индукция и дедукция не используется в чистом виде.

Система советских учебников базировалась на индуктивной основе, и в настоящее время много сторонников этого метода изложения. Но стоит вопрос о замене инд. О\основы на дедуктивную в связи с развитием исторической науки, обилием ист. фактов.

Попытки внедрения дедуктивного метода были во второй пол. 80-х гг. (учебник по истории средних веков Агибалова).

Важный вопрос о принципах организации материала. Используют несколько принципов:

1) Монографический принцип – история страны изучается от начала до конца.

2) Принцип синхронности – все страны изучаются на одном историческом этапе, т.е происходит неоднократное возвращение к одним хронологическим рамкам. На этом принципе созданы учебники по зарубежной истории. Минусы: нет подробности изучения, нет полного представления о смене каких-либо периодов.

3) Хронологический принцип.

4) Тематический принцип – объединение фактов в однородные по содержанию группы.

5) Проблемно-тематический принцип – комплексы, характеризующие отдельные стороны общественной жизни.

Модель учебника.

Модель учебника – определение компонентов учебника и соотношение с функциями. Модель многофункционального учебника включает в себя текст и внетекстовые компоненты.

Текстовые компоненты(3 типа текста):

1) основной;

2) дополнительный (фрагменты личного отношения автора, научные материалы, документы, отрывки из художественной и научной литературы);

3) пояснительный текст – пояснения отдельных терминов, положений, исторических названий.

Соотношение текстовых компонентов: авторское изложение 84 – 90%, дополнительный текст – 2 – 14%, пояснительный – 0,2 – 3,2%.

Такое разделение снимает нагрузку с основного текста.

Способы изложения:

Ø Повествовательно-описательное изложение;

Ø Объяснительное.

Ø Обобщающее.

Ø Проблемное.

Внетекстовые компоненты:

1) аппарат организации усвоения (АОУ);

2) аппарат ориентировки (АО);

3) иллюстративный материал (ИМ).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.