Словесный метод ведущий, его нельзя рассматривать в изоляции от др. методов и гиперболизировать его значение. Для всего блока гуманитарных дисциплин ведущим является словесный метод, он включает в себя повествовательно – описательные, логические и информативные функции, свойственные учителю.
Повествовательно-описательная функция – воссоздание исторического процесса в целостной картине с яркими образами людей и событий.
Информативная функция – включение суммы знаний, позволяющих лучше понять материал.
Логическая функция – самая важная, имеет две задачи:1) слово учителя должно содержать образцы оценки событий;2) демонстрация учащимся логических путей раскрытия информации.
Особая функция – воспитательная, как самостоятельная она не используется, связана с отбором материала в учебнике, не допускается искажение (оценка прошлого).
Схема 5. Функции слова учителя.
Приемы словесного изложения исторического материала.
Подход к группе структурок заключается:
Структурный анализ исторического материала группа приемов, которые позволяют создать конкретные образы – главные факты. Что осуществляет связь необходимых неглавных фактич. За группой приёмов – теоретический массив.
Схема 6. Содержание материала и его изложение.
Рассказ – малая форма, сюжет, в основе конфликт. Рассказ – это сюжетное (образное) повествование исторических событий, о действиях исторических персонажей и народных масс. Сюжет может быть использован для изучения типично-повторных явлений, в этом случае он вымышленный. 2 типа сюжета:
1) реальный (из военно-исторического прошлого);
2) вымышленный. Может быть использован рассказ для изучения типично-повторяющихся событий и явлений.
Факторы успешности рассказа – выведенность композиции и наполненность частей, соразмерность, правильный подбор средств и приёмов конкретизации.
Композиция рассказа:
1) экспозиция – изображение обстановки, действующих лиц до начала действий;
2) завязка – начальный момент в развитии событий;
3) развитие действия;
4) кульминация – высшая напряженность действия;
5) развязка – заключительный момент в развитии действия.
Средства конкретизации:
1. конкретизация моментов, характеризующих место исторического действия (локализация Куликова битва)
2. связь с особенным историческим материалом – конкретизация моментов, характеризующих время действия (в субботу, 5 апреля)
3. краеведческий материал
4. документальный материал
5. статистический материал (статистический материал в соотношении величин ч/з образ)
Приёмы конкретизации:
Ведущий вид словесного изложения – рассказ, преобладает повествовательно-описательная функция.
Повествование – повествовательный приём. Повествовательная форма изложения признаков, особенностей, существенных черт исторического объекта. В результате создается образное представление о внешнем виде и об устройстве объекта (картины природы, быта, хозяйственной деятельности, о персонажах исторического прошлого).
Описание:
Ø Картинное;
Ø Аналитическое.
Картинное создает представление через образ, оно связано с внешним обликом людей, арх. ансамблей. Для создания образа географической среды.
Аналитическое – используется элемент анализа, создание образа.
Сообщение – простое перечисление признаков событий, связано с событиями, цифрами, датами и именами; перечисление ряда событий.
Конспективное изложение – лишенное образности изложение, которое передает развитие неглавных событий или явлений во времени и пространстве.
Объяснение – раскрытие связей, зависимости, закономерностей, смысла, сущности, значений исторических событий.
Объяснение – форма логического изложения, в основе которой лежит суждение, истинность которого доказывается логически взаимосвязанными умозаключениями.
2ч: то, что объясняется (суждение)
То, с помощью чего объясняется (система умазаключения)
Виды объяснения:
Рассуждение – последовательное развитие положений документов, подводящих к выводам и умозаключениям;
Своеобразный вариант разъяснения через риторические вопросы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 230.