Развитие прикладных отраслей в отечественной психологии: инженерной, труда, спорта, дифференциальной, аномального развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким вне­дрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вто­рых, появлением новых психологических знаний. Прикладная психология изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.Психология спорта Понятие «психология спорта» впервые появилось в статьях Пьера де В истории отечественной психологии временем рождения психологии физического воспитания и спорта можно считать даты выхода в свет первых научных работ. Первыми в 1925-1926 годах были исследования, выполненные проф. П.А. Рудиком на кафедре психологии ГЦОЛИФК и Т.Р. Никитиным .В 1927 году в Москве была издана, а в 1930 – переиздана монография профессора А.П. Нечаева «Психология физической культуры». В эти же годы были опубликованы работы А.Ц. Пуни, и работы профессора З.И. Чучмарева о влиянии школьных уроков физической культуры на интеллектуальные функции школьников и их умение управлять собой. С 1930 года началась разработка вопросов психологии физического воспитания и спорта на кафедре психологии института им. П.Ф. Лесгафта.Во время Великой Отечественной войны психологи спорта занимались разработкой научно обоснованных путей восстановления функций центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также восстановлением высших психических функций.В послевоенные годы психология физического воспитания и спорта развивалась очень интенсивно. В этот период расширилась база научных исследований. В них принимали участие кафедры педагогики и психологии целого ряда институтов физической культуры. Расширился круг решаемых проблем.Психология труда - это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В России становление и развитие психологии труда как науки началось на рубеже ХIХ–ХХ вв. и неразрывно связано с деятельностью наших выдающихся соотечественников И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Г.Е. Шумкова и других. Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология (В основе инженерной психологии лежит психология труда, зарождение которой связано с именем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись рефлекторной природой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изучению роли этих процессов (прежде всего ощущений и восприятий) в трудовых актах. Он поставил «вопрос о формировании трудовых навыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения к кинестезии). И. М. Сеченов ввел новое понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности. Работы И. М. Сеченова и сегодня не утратили своего значения для теории и практики.Научные истоки инженерной психологии можно отнести к 1900 г.),авиационная психология, космическая психология, военная психология.Термин Дифференциальная психология ввел немецкий психолог В.Штерн. В бывшем СССР, а также в России, проблемы дифференциальной психологии развивает школа Теплова — Небылицына (основные представители в советский период — Б. М. Теплов , В. Д. Небылицын , В. С. Мерлин , Е. А. Климов , К. М. Гуревич , Э. А. Голубева и др.) и ряд других исследователей .Дифференциальная психология решает 2 задачи: 1)выделение индивидуальных различий;2)объяснение их происхождения. С 1990-х годов, в связи с проникновением на территорию бывшего СССР достижений когнитивной психологии, термин «дифференциальная психология» постепенно вытесняется термином «изучение когнитивных стилей».Первая в России лаборатория психологии аномального детства была открыта в 1926 г. Л.С. Выготским при руководимой в то время В.П. Кащенко Медико–педагогической Станции Наркомпроса. Исследования в области психологии аномального детства были продолжены в созданном на ее базе в 1929 г. Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса .В 20-е годы прошедшего столетия он на основе создаваемой им в этот период культурно-исторической теории развития высших психических функций сформулировал и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития. Развитие СП внесло значительный вклад и в создание общих теоретических основ отечественной психологии. Известно, что многие важные положения культурно-исторической психологии были первоначально сформулированы в работах, посвященных проблемам аномального развития. Представляется, что именно психологическая составляющая дефектологии, в период ее становления, в наибольшей степени отражает самобытность отечественной психологии.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 293.