Идеологическая борьба в современной отечественной психологии в 20-30- е годы 20-го века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

До 20-х годов ХХ столетия отечественная психология развивалась, как и любая другая мировая научная мысль.

Все изменилось после октября 1917 года. На І Всероссийском съезде по психоневрологии (1923г) впервые было выдвинуто требование применить марксизм в психологии, что явилось началом психологизированной «перестройки» психологической науки.

Это положило начало жесткому идеологическому прессингу, оказавшему влияние на развитие советской психологии.

Волна репрессий ударила по психологии на рубеже 20-30-х годов и сопровождалась физическим уничтожением многих ученых, в середине 30-х годов, она имела апофеозом объявление педологии реакционной лженаукой, а психотехники – «так называемой наукой». Была проведена жестокая чистка рядов психологов. Укоренилось подозрительное отношение к педагогической и детской психологии как отрасли науки и практики, «возраждающей педологию».

Кульминация наступления на психологию на «идеологическом фронте» - разгром педологии в связи с принятым ЦК ВКП (б) постановлением 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Педология была объявлена антимарксистской, реакционной буржуазной наукой о детях. «Контрреволюционные» задачи педологии выражались в ее «главном звене» - фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и «какой-то неизменной среды».

Поток обвинений и клеветы после постановления ЦК обрушился на педологию. Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и факультеты, сама специальность. Последовали исключения из партии, увольнения с работы, аресты, требования «покаяния» на всевозможных собраниях.

Июльское постановление вычеркнуло и предмет внимания «псевдоученых» - самого ребенка. Драматические последствия разгрома педологии сказались на судьбах всей прикладной психологии в СССР, интенсивно развивающейся в 20-30 -е годы.

На этот период пришлась ликвидация еще одной «псевдонауки» - психотехники, которая видела основную свою задачу в осуществлении практических целей психологическими средствами в использовании на производстве законов человеческого поведения для целесообразного воздействия на человека и регулирования его поведения. В конце 30-х годов директивно были прекращены все работы по этой проблеме. Это привело к замораживанию на долгие годы всей проблематики психологии труда.

Навязанные политической ситуацией специфические условия выживания и сохранения кадров ученых и самой науки оказались основным препятствием на пути ее нормального развития. Это выразилось в отказе от изучения значимых и актуальных социально-психологических проблем. Так, например, до начала 70-х годов исследования межличностных отношений и личности фактически исключались из обихода. Отсюда полное отсутствие работ по социальной, экономической и управленческой психологии. Идеологическое табу уводило психологию в сторону от социальной практики и ее теоретического осмысления. Образовались обходные пути. Изучение личности заменяли идеологически нейтральные исследования типов нервной деятельности, темпераментов и способностей.

Однако отечественная психология при всех потерях выстояла. Уже в 60-70-х годах стала понемногу набирать скорость, используя ускорение, которое ей придало осуждение культа личности. В 80—е годы психология получила новые импульсы для развития.

Т.о. отечественная психологическая наука в ХХ столетии в силу историко-политического положения нашего общества не имела возможности развиваться в полную силу.

Идеологические препоны на долгие годы вынудили психологов развивать свою науку однобоко – сосредоточив внимание на изучении физиологических и познавательных процессов развития и минуя изучение социальной, экономической, управленческой и других прикладных направлений психологии.

Огромный вред отечественной психологии был нанесен репрессивными действиями как морального, так и физического воздействия.

С конца ХХ века ситуация в развитии отечественной психологии изменилась в связи с постепенной демократизацией нашего общества. В настоящее время психология является востребованной наукой, как одна из ведущих наук о человеке.

 

Вопросы теории и методологии психологии в трудах К.Н.Корнилова, П.П.Блонского, М.Я.Басова

К.Н.Корнилов предложил свою модификацию науки о поведении (1879-1957). Он стремился соединить достижения объективной и экспериментальной психологии, сделав их методологической основой диалектический материализм. Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию, в которой объективное и субъективное нераздельно слиты. Реакция наблюдается и изменяется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. В отличие от рефлекса реакция, по мысли Корнилова, неразрывно связана с активностью живого существа, являясь не отдельной составляющей поведения, но отражением его целостности и направленности на объекты внешнего мира. Именно таким образом данные, полученные при исследовании рефлексов, могут быть связаны с результатами интроспекции. Став директором Психологического института, Корнилов начал широкомасштабное исследование реакций, при этом в качестве таковых изучались и восприятие, память, внимание. Были выявлены скорость и сила разных реакций, а также проанализированы различия между сенсорными и моторными реакциями в динамике протекания и индивидуальных проявлениях. Подобный подход не мог привести к значительным успехам, а потому программа Корнилова через некоторое время была исчерпана.

 Блонский стремился изучить материальные основы развития психики. Это привело его к выбору в качестве источника развития такого объективного, материального фактора, как биологический. Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс, так как наследственность в первую очередь определяет особенности роста ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или тормозит заданный рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о возможности ускорения темпа развития, так как темп умственного развития, по его мнению, не связан с пластичностью нервной системы, а пропорционален темпу соматического развития, который нельзя ускорить. Им была разработана и общая периодизация психического развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов - детства, размножения, угасания. Детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего эпохе размножения. Эту первую эпоху - детство - он разделил на три периода, а критерием деления возраста на периоды явилась смена зубов.

М.Я.Басов уделял внимание популяризации педологии и введению в педпрактику метода наблюдения; он разработал схемы наблюдений, методику анализа эмпирических данных. Басов писал, что это единственный метод, «который может быть применен ко всем формам развития психических функций». Значительную роль естественного эксперимента Басов объяснял возможностью сохранения естественных связей со средой, что практически исключено в лабораторном эксперименте. Поэтому при исследовании социокультурной среды, определяющей психическое развитие человека, естественный эксперимент важнее, чем лабораторный, писал Басов, подчеркивая, что «разработка этой методики является одной из самых важных и насущных задач современной психологии».

Басов выдвинул новый подход к взаимодействию человека со средой. Главное положение его теории - идея о том, что человек есть активный деятель в объективной, закономерно организованной среде. Он впервые показал, что активность человека проявляется не только в приспособлении к среде, но и в ее изменении, а сама среда ЕСТЬ структурированная ситуация.

Басов делал важный вывод о том, что психическое и физическое развитие - это два разных процесса, которые подчиняются разным законам. Развитие организма определяется механизмом, биологически фиксированном в нем самом, поэтому источник закономерностей лежит не в ней, а в самом организме. В то же время развитие человека зависит от окружающего социума и может идти по-разному. Главный смысл развития – человек действенно проникает в среду и овладевает ею путем активного ее познания. Поэтому возможности психического развития человека практически не ограничены. Однако развитие психики биологически ограничено во времени и содержании.

Одним из первых видов деятельности, на котором был опробован новый подход, была ритмика. В дальнейшем свою схему наблюдения и естественного эксперимента Басов применял и для исследования других форм деятельности (игры, производительного труда, бытовых навыков). Это позволило дать генетический обзор этих форм деятельности, заложить основы нового подхода в исследовании взаимовлияния деятельности и психики, появлении новых форм психической активности человека.

Басов впервые в истории отечественной психологии ввел понятие «деятельности организма в окружающей среде, с помощью которой он устанавливает и выявляет свои взаимоотношения с нею». Принципиальная новизна позиции Басова заключалась в том, что психическое развитие человека вводилось в социально-историческую систему координат. Как существо социальное и историческое человек развивается на основе всей суммы опыта бесконечного ряда предшествующих поколений. Подчеркивая, что человек является конкретным деятелем в определенной области профессионального труда, Басов обосновывал идею о том, что деятельность опосредует взаимоотношения организма и среды. Важная роль такого опосредующего звена связана с тем, что любая деятельность, несет в себе необходимые знания. Это содержание деятельности Басов называл наукой. С помощью представлений о науке как о факторе Басов обосновывал идею о культурной детерминации этой деятельности, так как наука представляет собой продукт истории культуры и не может быть выведена ни из адаптации организма к среде, ни из свойств индивидуального сознания. Таким образом, в теории Басова были заложены не только новые методы исследования психического развития, но и новые подходы к этому развитию, которое определяется наследственностью и искусственно созданной средой.

 

21. Л.С. Выготский – основоположник отечественной психологии. Теория культурно – исторического происхождения высших психических функций.
Применительно к психическому развитию человека Выготский сформулировал общий генетический закон: "Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей". Он внёс крупный вклад во многие отрасли психологической науки. Создал новое направление в дефектологии. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга, положившее начало современной нейропсихологии. Изучал проблемы связи аффекта и интеллекта. Выготский создал большую научную школу. Среди его учеников Л. И. Божович, П. Я Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др. Культурно – историческая концепция развития психики. Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень психики человека – сознание. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная помять, произвольное внимание, логическое мышление и др. В концепции Выготского можно выделить три составные части: А. "Человек и природа". Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов: 1-й тезис: при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений человека со средой. 2-й тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства. Б. "Человек и его собственная психика". Содержит два положения: 1. Овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. 2. Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками. В. "Генетические аспекты". Труд создал человека.


 

 

22. Проблемы развития объективной психологии в трудах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева. Физиологическая линия в психологии 30-40-х годов.
Владимир Михайлович Бехтерев
исследовал биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. Написал «Основы общей рефлексологии» (1923). В Психоневрологическом институте Бехтерева был заложен опыт строго объективного исследования ребенка – его поведения, мимики, речи. Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой Бехтерев выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Иван Петрович Павлов С именем Павлова ассоциируется прежде всего понятие об условном рефлексе. Выработка условных рефлексов – основа обучения, приобретения опыта. Зная набор условий, от которых зависит создание условного рефлекса, можно предписать программу поведения. Павлов доказал это на множестве экспериментов. Далее он перешел от изучения животных к исследованию организма человека, что привело его к выводу о том, что следует разграничивать два разряда сигналов, управляющих поведением. Если поведение животных регулируется первой сигнальной системой (эквивалентами которой являются чувственные образы), то у людей в процессе общения формируется вторая сигнальная система, в которой в качестве сигналов выступают элементы речевой деятельности (слова, из которых она строится). Именно благодаря им в результате анализа и синтеза чувственных образов возникают обобщенные умственные образы (понятия). Незыблемым постулатом павловской концепции являлось положение о том, что условный рефлекс возникает на основе безусловного.

23. Проблемы развития психики в работах выдающихся отечественных психологов (Ладыгина-Котс, Леонтьев и др.)
А.Н. Леонтьев
развивал положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности. Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия, и они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотив - потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива. Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему. Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. Прежде всего, фундаментальные исследования мышления животных позволяют считать Ладыгину-Котс одной из предшественниц современной когнитивной науки – комплекса разноплановых исследований процесса познания в рамках как гуманитарных, так и естественнонаучных подходов. Н.Н. Котс считала себя ученицей и последовательницей Дарвина, поэтому в основе ее методологии лежал широкий и разноплановый сравнительный подход. Она применяла его в самых разных комбинациях – высшие и низшие приматы; антропоиды и человек; приматы и остальные млекопитающие и т. д. Вторым важнейшим фактором было осуществление биологического подхода (или биопсихологического метода, по В. А. Вагнеру) к изучению психики животных. Еще один метод, который прочно утвердился в мировой науке благодаря Н. Н. Ладыгиной-Котс, это воспитание детенышей антропоидов в человеческих семьях, как способ системного изучения их поведения и психики. Она оказывала огромное влияние на современников и воспитала несколько крупных исследователей. Ее ученики – К. Э. Фабри, М. А. Герд и С. Л. Новоселова – плодотворно разрабатывали ряд аспектов когнитивной деятельности животных и после кончины Н. Н.

 

24. Разработка методологии психологии в работах С.Л.Рубинштейна.
Методологические проблемы были и в центре внимания С.Л.Рубинштейна (1889-1960). В работах Рубинштейна обращает на себя внимание прежде всего нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция - позиция философа. В центре его концепции оказались проблемы гносеологии, познания мира. Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что этот методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым сознание включается в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам. Также особое внимание Рубинштейн уделял анализу теории детерминации психических явлений. Он выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий. Он одним из первых в советской, марксистской психологии начал говорить о проблеме личности. Путь к исследованию целостной личности Рубинштейн нашел в изучении деятельности, в данном случае - в исследовании творческой деятельности личности. Рубинштейн подчеркивал, что объективность заключается не в одинаковости личного знания для всех (это и невозможно, знание по природе своей субъективно), а в том, что это знание представляет собой завершенное целое, и в этой завершенности и целостности и проявляется его объективность.

 






Дата: 2018-12-28, просмотров: 372.