У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Психология, отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн. с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.
Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.
Отношения связаны с разными подструктурами личн. Так, с т. з. Мясищева, динамические индивидуально-психол. свойства темпераментаявл. на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию.Способности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-положит. отношение к ней,
Положения П. о. легли в основу разработанной Мясищевым патогенетич. концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личн., вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личност. отношений. Эта концепция имела большое науч. и практич. значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.
Ананьев(1907-1972) заложил основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, его отношений с миром.
Ананьев выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в его исследованиях системного характера чувственного познания, прежде всего в исследованиях восприятия пространства и времени. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказывал необходимость комплексного изучения психики, разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. В основу его программы была положена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей разноуровневые свойства индивида, личности и субъекта
Основные задачи, решаемые данной концепцией:
1)Исследование человека как целого, как индивидуальности;
2)Исследование структуры личности;
3) Исследование онтогенеза индивидуальности.
По Ананьеву человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе.
Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «Я»). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие.
Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных ориентации, установок).
Комплексный подход позволил ему пересмотреть исследования детского развития, включив их в общую картину целостного жизненного цикла человека. Взаимовлиянием онтогенетического и биографического развития объясняются, по его мнению, многие закономерности психического становления.
Зрелость представляет собой наиболее ответственный период жизни человека, ибо в зрелости определяется жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, наблюдается проявлений того активного отношения к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества. Период зрелости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. Формирование личности определяется совокупностью социальных условий (экономических, политических, правовых и моральных), условиями образования и воспитания, а также социальной активностью самой личности на протяжении всей ее жизни.
Многие авторы утверждают, что не существует более или менее явных или универсальных знаков, позволяющих выделить этот период из течения жизни, в которое он включен. Хотя это и доводы в пользу того, что начало зрелости не отграничивается от юношеского периода, предшествующего ей, и что нет значительной разницы между концом зрелости и началом старости, отсутствие ярко выраженных точек начала и конца зрелости не должно означать то, что зрелость представляет собой простое продолжение предшествующего или последующего периодов. Взрослое развитие отличается тем, что предшествующие события и последствия отличны от тех, которые действуют в более ранние и поздние периоды.
Не менее трудным, чем объективное определение «начала» индивида, личности, субъекта и гетерохронности всех этих состояний формирования человека, является определение объективных критериев зрелости человека. Не случайно именно эти трудности привели в современной психологической литературе к замене понятия «зрелость» понятием «взрослость» с тем, чтобы избежать многих осложнений, считающихся подчас неодолимыми.
Наступление зрелости человека как индивида («физическая» зрелость), личности («гражданская»), субъекта познания («умственная» зрелость) и труда («трудоспособность») во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях. Еще более выражена разновременность моментов, характеризующих финал человеческой жизни. Таким финалом для индивида является смерть, с которой, разумеется, прекращается всякое материальное существование и всех других состояний человека как личности и субъекта деятельности. Однако историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, т.е. активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие, идеальная форма существования которого оказывается реальной силой общественного развития. Но нас в большей мере, чем бессмертие, интересует парадокс завершения человеческой жизни. Парадокс этот заключается в том, что во многих случаях те или другие формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, т.е. их умирание наступает раньше, чем физическое одряхление от старости.
Мы не имеем в виду «гражданскую» или «политическую» смерть при жизни человека, которая может наступить в любом возрасте вследствие особых обстоятельств и которая, конечно, деперсонализирует человека, лишает его функций личности.
Речь идет о, так сказать, нормальном состоянии, при котором человек сам развивается в направлении растущей социальной изоляции, постепенно отказываясь от многих функций и ролей в обществе, используя свое право на социальное обеспечение. Постепенное «освобождение» от обязанностей и связанных с ними функций приводит к соразмерному сужению объема личностных свойств, к деформации структуры личности. Между тем статус человека как личности, и комплекс ее ролей, от которых зависит и комплекс личностных свойств, не определяются периодами старения.
Современные научные данные о долгожителях свидетельствуют о том, что одной из этих характеристик является живая связь с современностью, а не социальная изоляция, сопротивление внешним и внутренним условиям, благоприятствующим такой изоляции (почти полное отсутствие сверстников в своей среде, резкое понижение зрения, слуха и т.д.). Связь с современностью влияет на сохранность личности, обеспечивает ее до смерти человека, даже если она наступает и после ста лет жизни.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 384.