Проблемы становления отечественной психологии в рамках мировой психологической науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После Октябрьского переворота отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Растет интерес к социально психологическим проблемам, проблемам личности.

Возникают новые направления (психотехника, педология, реактология и т.п.) Сокрушительные удары отечественная психология испытала в связи с постановлением ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе наркомпросов» 1936, а затем в связи с Объединенной научной сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной павловскому учению 1950. К концу 50-х - началу 60-х годов психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии.

Это означало отрицание психологии как самостоятельной науки. Почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела.

Однако были сохранены основы психологии как науки. Учеными Советского Союза сделан немалый вклад в мировую психологию. Это С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе и др. В этот период было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития.

Определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории.

Такие исходные позиции привели к трудностям самого определения предмета психологии. Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике - свойстве мозга.

Идея психологии как науки о человеке прозвучала в 1968 г. с выходом в свет книги Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания». Эта идея получает все большее признание. В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сути человека.

В 1959г. Б.Ф.Ломовым была образована первая в стране лаборатория инженерной психологии. Лаборатория проделала огромную работу по становлению инженерной психологии как психологической дисциплины.

Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и многие другие. Инженерно-психологические исследования активизировали экспериментальную психологию. Лаборатория стала общепризнанным центром инженерной психологии, объединяющим практически все возникшие лаборатории и научные группы этого направления по всей стране.

Были установлены творческие связи с инженерными психологами США, ФРГ и др. стран. Многие психологи и инженеры прошли переподготовку в лаборатории. Ежегодно лабораторией проводились конференции, симпозиумы, семинары. Она обеспечивала публикацию инженерно-психологических материалов.

В стране началась подготовка специалистов по инженерной психологии, стала формироваться инженерно-психологическая служба. Открытие в 1966 г. факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственных университетах создавало реальные предпосылки для развития психологии как самостоятельной науки. Психология была включена в официальный классификатор наук, создание Института психологии АН СССР, расширение системы подготовки психологических кадров и т.п. Следующий шаг в развитии – это освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов как следствие преобразований общественно-экономического уклада.

Отечественная психология стала развиваться в системе мировой психологии и решать практические проблемы психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.

Прогресс психологии прямо зависит от потребности общества в психологическом знании и его практической полезности. Сама потребность общества обусловлена уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил, социальной организации. В структуре психологической науки прослеживаются ее фундаментальная область общая психология, дифференциальная психология, история психологии, психология развития, психология личности, психофизиология и отраслевые дисциплины, связанные через свои практические приложения с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Это психология социальная, политическая, клиническая, криминальная, педагогическая, инженерная, возрастная и др. В психологии сформированы направления психодиагностики, психологической экспертизы, психотерапии, реабилитации, консультирования.

В наше время психология представлена в мировой системе научного знания как самостоятельная наука, имеющая разветвленные связи и пограничные области деятельности с социальными, медицинскими, техническими и другими науками. Ее практические задачи направлены на гуманизацию человеческого бытия.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 315.