Божович Лидия Ильинична (1908-1981) - сов. психолог, ученица Л.С. Выготского. В 1930 г работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу психологов, кот развивала идеи деятельностного подхода в псих-и. Основной круг интересов Б. - детская психология. Божович написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности и др. Работы Божович: монография «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968) и цикл статей «Этапы формирования личности в онтогенезе» (1978, 1979), дают целостное представление о становлении личности на разных этапах онтогенеза, позволяют увидеть фактуру псих-ких исследований личности детей разл возрастов, условия и закономерности ее формирования. В основании концепции Божович - целостный подход к изучению личности, связан с пр-сом формирования личности детей, кот она понимала как развитие независимости от окружающей среды, когда поведение чел определяется не внешней ситуацией, а внутренними мотивами. Она выделила личностные компоненты в каждом возрастном кризисе, говоря о превращении ребенка из объекта в субъект в конце 1 года жизни, появлении осознания себя как субъекта действий в 3 года, как субъекта в системе социальных отношений в 7 лет, и осознании своей личностной уникальности и ценности в подростковом возрасте.
31. Исследование индивидуально-психологических особенностей личности в отечественной психологии 20-го века (В.С. Мерлин, Н.Д. Левитов, Б.М.Теплов).
В психологии, когда говорят об индивидуально-типологических характеристиках личности, обычно подразумевают такие явления как темперамент, характер и способности.
Темперамент –биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые
1. регулируют динамику психической деятельности в целом;
2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3. имеют устойчивый и постоянный характер;
4. находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента;
5. обусловлены общим типом нервной системы.
Темперамент - это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека:
Характер- это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, к другим людям, к вещам и предметам Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.
Структура характера. В структуре Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:
Способности– это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:
1. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.
2. Способности служат успешному выполнению деятельности (обучаемость как успешность в приобретении умений, знаний, навыков).
3. Возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 299.