Особенности развития психологии во второй половине 20 века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности развития психологии во второй половине 20 века.

Cовременная зарубежная психология, пройдя этапы влияния бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии, к середине 20 века выработала множество идей, отличных от традиционных взглядов психологии посткризисного периода и во многом являющихся антитезисными для основных теорий этого периода. Новые тенденции в развитии науки и общества требовали от исследователей пересмотра сложившихся взглядов на природу человека Кроме того, происходит активное развитие смежных наук – нейрофизиологии, нейроморфологии, психогенетики, нейропсихологии, межкультурных исследований. Изобретение различных ЭВМ, компьютерных программ, бурный технический прогресс также оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие психологии и проводимые в ее недрах исследования и опыты.

 Таким образом, создаются новые направления в психологии, каждый из которых предлагает свое понимание задач психологии и психотерапии, отношение к природе психического и детерминантам развития личности.

Наиболее значимыми среди множество направлений стали: гуманистическая психология, когнитивная психология и логотерапия В. Франкла.

Гуманистическая психология: идеи психоанализа том что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления.

Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы получившие названия гуманистической психологии. Это направление, появившееся в США в 40-ых годах 20 века, строилась на основе философской школы экзистенциализма. Основные идеи положения гуманистической психологии были сформированы такими учеными-гуманистами как Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мей.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй Мировой войны. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют человеческое достоинство. Эти факты продемонстрировали ограниченность существовавших подходов к исследованию личности и мотивации поведения человека. Так появилась новая детерминация – психологическая, объединяющая развитие человека его стремление к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

Логотерапия В.Франкла

Виктор Франкл, австрийский психолог, основатель 3- ей Венской школы психологии. Во время ВОВ 3 года он провел в концлагерях, и только мысли о издании его книги помогли ему выжить. В лагерях он убедился в том, что поведение ч-ка зависит не от условий, а прежде всего от самого ч-ка. Логотерапия трактует мотив поведения ч-ка как борьбу за смысл жизни (логос-смысл). Смысл индивидуален, составляет сущность существования каждого ч-ка, обретение смысла делает ч-ка ответственным за свою жизнь. В своей душе, теле нельзя найти смысл - он в окруж.мире. Обретение смысла достигается путем совершения деятельности, в хорошем отношении к другим людям, и в выработке позиций в отношении различных жизненных ситуаций Логотерапия отлич. от др.форм психотерапии. При своей схожести с психоанализом , расхождение состоит в том, что она рассматривает ч-ка как существо , которому нужно реализовать смысл и актуализировать ценности , а не просто удовлетвлетворить влечения и инстинкты. Логот. применима не только к больным, но и к здоровым людям как профилакт.ср-во. Она помогает найти силы , чтобы избежать пагубных привычек, самоубийств, помогает уберечь от отчаяния, мобилизовать свои жизн. ресурсы. Логотерапевт. техники и методики направлены на диагностику экзистенциального вакуума.

 

Вопросы теории и методологии психологии в трудах К.Н.Корнилова, П.П.Блонского, М.Я.Басова

К.Н.Корнилов предложил свою модификацию науки о поведении (1879-1957). Он стремился соединить достижения объективной и экспериментальной психологии, сделав их методологической основой диалектический материализм. Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию, в которой объективное и субъективное нераздельно слиты. Реакция наблюдается и изменяется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. В отличие от рефлекса реакция, по мысли Корнилова, неразрывно связана с активностью живого существа, являясь не отдельной составляющей поведения, но отражением его целостности и направленности на объекты внешнего мира. Именно таким образом данные, полученные при исследовании рефлексов, могут быть связаны с результатами интроспекции. Став директором Психологического института, Корнилов начал широкомасштабное исследование реакций, при этом в качестве таковых изучались и восприятие, память, внимание. Были выявлены скорость и сила разных реакций, а также проанализированы различия между сенсорными и моторными реакциями в динамике протекания и индивидуальных проявлениях. Подобный подход не мог привести к значительным успехам, а потому программа Корнилова через некоторое время была исчерпана.

 Блонский стремился изучить материальные основы развития психики. Это привело его к выбору в качестве источника развития такого объективного, материального фактора, как биологический. Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс, так как наследственность в первую очередь определяет особенности роста ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или тормозит заданный рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о возможности ускорения темпа развития, так как темп умственного развития, по его мнению, не связан с пластичностью нервной системы, а пропорционален темпу соматического развития, который нельзя ускорить. Им была разработана и общая периодизация психического развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов - детства, размножения, угасания. Детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего эпохе размножения. Эту первую эпоху - детство - он разделил на три периода, а критерием деления возраста на периоды явилась смена зубов.

М.Я.Басов уделял внимание популяризации педологии и введению в педпрактику метода наблюдения; он разработал схемы наблюдений, методику анализа эмпирических данных. Басов писал, что это единственный метод, «который может быть применен ко всем формам развития психических функций». Значительную роль естественного эксперимента Басов объяснял возможностью сохранения естественных связей со средой, что практически исключено в лабораторном эксперименте. Поэтому при исследовании социокультурной среды, определяющей психическое развитие человека, естественный эксперимент важнее, чем лабораторный, писал Басов, подчеркивая, что «разработка этой методики является одной из самых важных и насущных задач современной психологии».

Басов выдвинул новый подход к взаимодействию человека со средой. Главное положение его теории - идея о том, что человек есть активный деятель в объективной, закономерно организованной среде. Он впервые показал, что активность человека проявляется не только в приспособлении к среде, но и в ее изменении, а сама среда ЕСТЬ структурированная ситуация.

Басов делал важный вывод о том, что психическое и физическое развитие - это два разных процесса, которые подчиняются разным законам. Развитие организма определяется механизмом, биологически фиксированном в нем самом, поэтому источник закономерностей лежит не в ней, а в самом организме. В то же время развитие человека зависит от окружающего социума и может идти по-разному. Главный смысл развития – человек действенно проникает в среду и овладевает ею путем активного ее познания. Поэтому возможности психического развития человека практически не ограничены. Однако развитие психики биологически ограничено во времени и содержании.

Одним из первых видов деятельности, на котором был опробован новый подход, была ритмика. В дальнейшем свою схему наблюдения и естественного эксперимента Басов применял и для исследования других форм деятельности (игры, производительного труда, бытовых навыков). Это позволило дать генетический обзор этих форм деятельности, заложить основы нового подхода в исследовании взаимовлияния деятельности и психики, появлении новых форм психической активности человека.

Басов впервые в истории отечественной психологии ввел понятие «деятельности организма в окружающей среде, с помощью которой он устанавливает и выявляет свои взаимоотношения с нею». Принципиальная новизна позиции Басова заключалась в том, что психическое развитие человека вводилось в социально-историческую систему координат. Как существо социальное и историческое человек развивается на основе всей суммы опыта бесконечного ряда предшествующих поколений. Подчеркивая, что человек является конкретным деятелем в определенной области профессионального труда, Басов обосновывал идею о том, что деятельность опосредует взаимоотношения организма и среды. Важная роль такого опосредующего звена связана с тем, что любая деятельность, несет в себе необходимые знания. Это содержание деятельности Басов называл наукой. С помощью представлений о науке как о факторе Басов обосновывал идею о культурной детерминации этой деятельности, так как наука представляет собой продукт истории культуры и не может быть выведена ни из адаптации организма к среде, ни из свойств индивидуального сознания. Таким образом, в теории Басова были заложены не только новые методы исследования психического развития, но и новые подходы к этому развитию, которое определяется наследственностью и искусственно созданной средой.

 

21. Л.С. Выготский – основоположник отечественной психологии. Теория культурно – исторического происхождения высших психических функций.
Применительно к психическому развитию человека Выготский сформулировал общий генетический закон: "Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей". Он внёс крупный вклад во многие отрасли психологической науки. Создал новое направление в дефектологии. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга, положившее начало современной нейропсихологии. Изучал проблемы связи аффекта и интеллекта. Выготский создал большую научную школу. Среди его учеников Л. И. Божович, П. Я Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др. Культурно – историческая концепция развития психики. Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень психики человека – сознание. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная помять, произвольное внимание, логическое мышление и др. В концепции Выготского можно выделить три составные части: А. "Человек и природа". Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов: 1-й тезис: при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений человека со средой. 2-й тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства. Б. "Человек и его собственная психика". Содержит два положения: 1. Овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. 2. Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками. В. "Генетические аспекты". Труд создал человека.


 

 

22. Проблемы развития объективной психологии в трудах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева. Физиологическая линия в психологии 30-40-х годов.
Владимир Михайлович Бехтерев
исследовал биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. Написал «Основы общей рефлексологии» (1923). В Психоневрологическом институте Бехтерева был заложен опыт строго объективного исследования ребенка – его поведения, мимики, речи. Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой Бехтерев выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Иван Петрович Павлов С именем Павлова ассоциируется прежде всего понятие об условном рефлексе. Выработка условных рефлексов – основа обучения, приобретения опыта. Зная набор условий, от которых зависит создание условного рефлекса, можно предписать программу поведения. Павлов доказал это на множестве экспериментов. Далее он перешел от изучения животных к исследованию организма человека, что привело его к выводу о том, что следует разграничивать два разряда сигналов, управляющих поведением. Если поведение животных регулируется первой сигнальной системой (эквивалентами которой являются чувственные образы), то у людей в процессе общения формируется вторая сигнальная система, в которой в качестве сигналов выступают элементы речевой деятельности (слова, из которых она строится). Именно благодаря им в результате анализа и синтеза чувственных образов возникают обобщенные умственные образы (понятия). Незыблемым постулатом павловской концепции являлось положение о том, что условный рефлекс возникает на основе безусловного.

23. Проблемы развития психики в работах выдающихся отечественных психологов (Ладыгина-Котс, Леонтьев и др.)
А.Н. Леонтьев
развивал положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности. Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия, и они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотив - потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива. Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему. Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. Прежде всего, фундаментальные исследования мышления животных позволяют считать Ладыгину-Котс одной из предшественниц современной когнитивной науки – комплекса разноплановых исследований процесса познания в рамках как гуманитарных, так и естественнонаучных подходов. Н.Н. Котс считала себя ученицей и последовательницей Дарвина, поэтому в основе ее методологии лежал широкий и разноплановый сравнительный подход. Она применяла его в самых разных комбинациях – высшие и низшие приматы; антропоиды и человек; приматы и остальные млекопитающие и т. д. Вторым важнейшим фактором было осуществление биологического подхода (или биопсихологического метода, по В. А. Вагнеру) к изучению психики животных. Еще один метод, который прочно утвердился в мировой науке благодаря Н. Н. Ладыгиной-Котс, это воспитание детенышей антропоидов в человеческих семьях, как способ системного изучения их поведения и психики. Она оказывала огромное влияние на современников и воспитала несколько крупных исследователей. Ее ученики – К. Э. Фабри, М. А. Герд и С. Л. Новоселова – плодотворно разрабатывали ряд аспектов когнитивной деятельности животных и после кончины Н. Н.

 

24. Разработка методологии психологии в работах С.Л.Рубинштейна.
Методологические проблемы были и в центре внимания С.Л.Рубинштейна (1889-1960). В работах Рубинштейна обращает на себя внимание прежде всего нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция - позиция философа. В центре его концепции оказались проблемы гносеологии, познания мира. Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что этот методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым сознание включается в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам. Также особое внимание Рубинштейн уделял анализу теории детерминации психических явлений. Он выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий. Он одним из первых в советской, марксистской психологии начал говорить о проблеме личности. Путь к исследованию целостной личности Рубинштейн нашел в изучении деятельности, в данном случае - в исследовании творческой деятельности личности. Рубинштейн подчеркивал, что объективность заключается не в одинаковости личного знания для всех (это и невозможно, знание по природе своей субъективно), а в том, что это знание представляет собой завершенное целое, и в этой завершенности и целостности и проявляется его объективность.

 






Особенности развития психологии во второй половине 20 века.

Cовременная зарубежная психология, пройдя этапы влияния бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии, к середине 20 века выработала множество идей, отличных от традиционных взглядов психологии посткризисного периода и во многом являющихся антитезисными для основных теорий этого периода. Новые тенденции в развитии науки и общества требовали от исследователей пересмотра сложившихся взглядов на природу человека Кроме того, происходит активное развитие смежных наук – нейрофизиологии, нейроморфологии, психогенетики, нейропсихологии, межкультурных исследований. Изобретение различных ЭВМ, компьютерных программ, бурный технический прогресс также оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие психологии и проводимые в ее недрах исследования и опыты.

 Таким образом, создаются новые направления в психологии, каждый из которых предлагает свое понимание задач психологии и психотерапии, отношение к природе психического и детерминантам развития личности.

Наиболее значимыми среди множество направлений стали: гуманистическая психология, когнитивная психология и логотерапия В. Франкла.

Гуманистическая психология: идеи психоанализа том что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления.

Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы получившие названия гуманистической психологии. Это направление, появившееся в США в 40-ых годах 20 века, строилась на основе философской школы экзистенциализма. Основные идеи положения гуманистической психологии были сформированы такими учеными-гуманистами как Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мей.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй Мировой войны. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют человеческое достоинство. Эти факты продемонстрировали ограниченность существовавших подходов к исследованию личности и мотивации поведения человека. Так появилась новая детерминация – психологическая, объединяющая развитие человека его стремление к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 559.