Организации и особенностям труда руководителей предприятий посвящено много зарубежных и отечественных изданий. О работе же юриста фирмы, его имидже, профессиональном поведении практически ничего не опубликовано, за исключением редких статей в периодических изданиях. Между тем, юристы, обслуживающие предпринимательские структуры, занимают одну из первых строчек в рейтинге профессий.
Известно, что основное назначение юриста фирмы заключается в необходимости дать правовую оценку деятельности фирмы, предостеречь руководство от юридических ошибок и их последствий.
Выделяют несколько основных направлений деятельности по юридическому сопровождению фирмы, так или иначе связанных с этикой:
1) поддержание моральной репутации фирмы, которое включает следование правилам деловой этики, предусмотренным именно для данной формы бизнеса, например этическому кодексу франчайзинга (если фирма — член какой-либо франчайзинговой сети) или отраслевому кодексу профессиональной этики (если это— риелторская фирма), содействие в реализации ею социальной (моральной) ответственности;
2) обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса;
3) разрешение моральных и этических проблем и конфликтов.
Деятельность каждой фирмы регулируют одновременно как минимум три типа кодексов этики:
1) корпоративный;
2) профессиональные (индивидуальные и/или институциональные);
3) деловой этики — кодексы данного типа регламентируют взаимоотношения делового сообщества данной страны (региона, территории) или разных стран.
Нормы этих кодексов могут вступать в противоречие друг с другом. Острые моральные конфликты возникают, когда сталкиваются нормы кодекса корпоративной этики, требующего от сотрудников лояльности, терпимости, подчинения вышестоящему руководству, и кодекса профессиональной этики, требующего принятия решения в соответствии со своей совестью. Сам юрист часто оказывается в ситуациях, когда от него требуют преступить принципы независимости своей профессии и следования только закону и принять точку зрения фирмы, где он работает.
Одно из условий успешного разрешения этических проблем — хорошее знание и прояснение для себя и других сотрудников фирмы различных «правил игры», которые фиксируются теми или иными кодексами.
Фирма может считаться этичной, если она придерживается следующих правил, которые иногда называют «моральным минимумом»:
1) «не навреди»; вред, которого следует избегать, — это вред, причиняемый:
а) людям, персоналу, населению, клиентам, обществу в целом;
б) окружающей среде;
2) не подрывай свободу и ценности системы свободного предпринимательства; не допускай взяточничества, не участвуй в монополистической практике;
3) соблюдай честность в выполнении заключенных контрактов (справедливая компенсация за ущерб, правдивость рекламы, обеспечение высокого качества товаров и услуг).
В обществе постоянно дискутируется вопрос о целях, функциях и ответственности бизнеса, его взаимоотношениях с государством.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему законодательство и кодекс профессиональной этики требуют от нотариуса соблюдения в своей деятельности принципа независимости?
2. Почему кодекс профессиональной этики регламентирует поведение нотариуса в личной жизни?
3. С помощью каких действий и правил нотариус может проявлять и демонстрировать свое уважение к клиентам и нотариальному сообществу?
4. В чем выражаются честность и порядочность нотариуса и нотариата?
5. Почему закон запрещает нотариусам заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и оказывать посреднические услуги при заключении договора?
6. С какими этическими проблемами может столкнуться юрист в организации? Какими особенностями характеризуются этические проблемы?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 454.