6.4. Нравственное содержание приговора и других решений суда
6.1.Нравственные требования к деятельности судебной власти
Закрепленный в п.2, ст.3 Конституции Кыргызской Республики принцип разделения властей и самостоятельности судебной власти наряду с законодательной и исполнительной властями, создаёт нормативную и идейную базу для формулирования нравственных требований к представителям судебной власти.
Нравственное требование равенства в суде закреплено во всех конституциях демократических стран, в том числе и в Конституции Кыргызской Республики. Однако проблема обеспечения реального равенства и возможностей отстаивать свои права перед судом людей, занимающих разное социальное, служебное и имущественное положение, остается, к сожалению, злободневной и сегодня.
Судебная власть, действующая в сфере социальных и межличностных конфликтов, должна отвечать высоким нравственным стандартам, оправдывать ожидания общества. Законодательство о суде и судопроизводстве наполнено нравственным содержанием, служит защите нравственных ценностей.
Главнейшее и важнейшее требование к деятельности судебной власти – справедливость.
Еще со времен Петра I, говорилось, что каждому человеку и обществу в целом нужен суд только справедливый, стоящий на стороне истинны и активно её защищающий
В уголовном процессе, где речь идет о преступлении и наказании, о защите от преступлений важнейших благ личности, справедливость приобретает повышенное значение. Несправедливый суд может причинить огромный вред как отдельному человеку, так и всему обществу.
Судебная власть оценивается как справедливая тогда, когда она применяет законы, признанные обществом справедливыми, разрешает дела, установив истину, достоверно выяснив их фактические обстоятельства, принимает решения в соответствии с познанными фактами и требованиями закона. Справедливый суд — это суд, где виновный обоснованно подвергается заслуженному наказанию, а невиновный обязательно оправдывается.
Требование к судебной власти быть справедливой относится не только к ее решениям окончательного характера, но и ко всей ее деятельности с момента, когда дело поступило в ее распоряжение. Справедливость выражается и в обеспечении равенства всех, кого затрагивает судебная деятельность, и в соблюдении прав участвующих в деле лиц, и в обоснованности и законности промежуточных решений "процедурного" характера.
Судебная власть должна быть равной для всех. Это нравственное требование, по сути, выражает уравнительный аспект справедливости. Однако требование обеспечения равенства в суде настолько важно, что оно специально выделяется законодательно и фигурирует в нравственном сознании общества.
Судебная власть должна быть объективной и беспристрастной.
Суд необъективный, тенденциозный не способен осуществить правосудие. Он извращает саму идею правосудия и может превратиться в орудие произвола. Особенно опасна необъективность под влиянием каких-либо сил, стремящихся воздействовать на судей.
Судебная власть, не способная или не стремящаяся действовать беспристрастно, не заслуживает доверия общества. Те, кто ее олицетворяет, в этих условиях лишаются авторитета и морального права судить других.
Судебная власть должна быть компетентной. Компетентность можно характеризовать в одном из ее значений как высокий профессионализм судей, глубокое знание ими законов, требований профессиональной этики, неуклонное следование им, умение правильно разобраться в той или иной, иногда сложной и запутанной ситуации. Она включает и большой жизненный опыт, опыт применения законов, юридической деятельности еще до принятия на себя обязанностей судьи.
Судья должен иметь высшее юридическое образование. Однако без постоянного совершенствования своих знаний, повышения юридической и общей культуры судья неминуемо окажется отставшим от требований, которым должен отвечать представитель судебной власти, сделается некомпетентным. Между тем люди, чьи судьбы решает судья, чьи права и интересы зависят от его решения, вправе требовать правосудия "высокого качества".
Каждый судья должен быть профессионалом высокого класса.
Беспристрастность и объективность судебной власти, проявляющаяся в отсутствии приверженности к какой-либо из сторон, способности равно относится к их притязаниям и личности, и действовать лишь в интересах истины на основании закона и совести – есть фундаментальное требование нравственного и правового содержания.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 438.