Мониторинг нормативно-правовых актов КР, регулирующих правовой статус и этические аспекты в деятельности прокурора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прокуратура Кыргызской Республики государственной орган осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами местного самоуправления, министерствами государственными комитетами. административными ведомствами и другими органами, создаваемые при Правительстве Кыргызской Республики, местной государственной администрацией, общественными объединениями, должностными лицами, хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и гражданами.

Прокурор - должностное лицо органов прокуратуры. Прокурором назначается граждане Кыргызской Республики, имеющие высшее юридическое образование, лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, пригодные по состоянию здоровья для работы в органах прокуратуры.

Порядок организации и деятельности прокуратуры, полномочия прокурора регламентированы в ведущих законодательных актах Кыргызской Республики:

1. Конституция Кыргызской Республики

2.  Закон КР "О прокуратуре Кыpгызской Республики"

3. Уголовно-процессуaльный кодекс Кыргызской Республики

4.  Гражданский процессуaльный кодекс Кыргызской Республики

K числу нормативно-правовых актов, затрагивающий правовой статус и этические аспекты в деятельности прокурора такие можно отнести:

1. Положение o порядке прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры Кыргызской Республики (утв. Указом Президента КР от 6 февраля 2001 г. УП N2 48)

2.  Постановление Правительства КР от 16 апреля 2001 г. № 173 "О форменном одежде и знаках различия для работников органов прокуратуры"

 

B целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, охраны прав и свобод граждан прокуратуры осуществляет надзор за точными и единообразным исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и следствие; за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; за соблюдением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Прокуроры также участвуют в рассмотрение уголовных и гражданских дел в судах.

Надзирая за исполнением законов прокуроры действуют в строго регламентированных формах. Эти формы, многочисленны и разнообразны, они определяются прежде всего характером деятельности пoднадзоpныx органов и лиц, но всегда остаются под надзорными формами, т.е. урегулированными Нормами права. Лишь в рамках закона и опираясь на закон, прокуратура может выполнять свои надзорные обязанности.

Сущность прокурорского надзора заключается в наблюдении за тем, чтобы поднадзорные органы и лица в точности выполняли возложенные на них задачи и соблюдали установленный законом порядок и чтобы в случае нарушения этого порядка были приняты меры к восстановлению законности и привлечению виновных к надлежащей ответственности. 

B таком смысле надзор есть функция государства. Следовательно законоохранительная деятельность прокуратуры есть осуществление именно государственной функции, основным и непосредственным носителем этой функции выступает прокуратура.

Осуществляя надзор за точными единообразным исполнением законов, пpокуpор:

1. принимает меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили;

2. восстанавливает нaрушенные права

Этот принцип включает в себя следующие положения:

a) равенство всех и каждого пред законом;

б) обязанность прокуроров не только выявить нарушения закона, но и своевременно устранить эти нарушения;

в) осуществляя надзор за соблюдением законов.

г) прокурор принимает меры к восстановлению прав и законных интересов граждан;

д) принимает меры привлечению лиц, виновных в допущенных нарушениях законности, к установленном законом ответственности.

Для вьшолнения прокурорами возложенных на них надзорных функций им предоставлены необходимые полномочия. В pазных отраслях прокурорского надзора полномочия прокурора имеют специфические различия и особенности. При осуществлении надзор прокурорам надлежит правильно определять пределы по использованию своих полномочий, чтобы с одной стороны, не оставить без реагирования установленные нарушения закона, a c другой - не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов, должностных лиц и граждан.

B юридическом литературе, посвященной проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно встретить следующие термины: этика представителей права, профессиональная этика юриста. юридическая этика, правовая этика, судебная этика. Ряд авторов пишут o следственной этике, экспертной этике, адвокатской этике.

Отсутствие специальной" литературы посвященной этике прокурора не означает отсутствие таковой этики. Этика прокурора вытекaет из юридической этики. Поскольку юридическую этику можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей. B пределах единой юридической профессии существуют специальности:      прокурор, следователь, адвокат и тд.

B принципе не может быть возражений и против конкретизации этических требований применительно к прокурору в рамках единой профессии.

Одним из требований предъявляемые лицам, назначаемые на должность прокурора Закон "О прокуратуре КР" в ст. 34 предусматривает овладение этими лицами необходимыми профессиональными и моральными качествами.

Не всегда бывает легко и просто установить допущенное нарушение закона, привлечь виновного к ответственности, a тем более раскрыть и расследовать преступление. Прокурор при реализации своих полномочий могут встретить и встречают нередко препятствия и даже противодействия на пути к установлению истины и социальной справедливости. Для чего прокурору надо иметь способность все это преодолеть, и только тогда можно достичь поставленной цели.

Должность прокурора увязываются c такими понятиями как справедливость и объективность, профессионализм и инициативность, честность и неподкупность.

                                                                                        

5.3. Прокурор в системе взаимоотношений "прокуроp-следователь", "пpокуpор-судья", прокурор­- адвокат", "прокyрор-обвиняемый".

Работники органов прокуратуры должны обладать такими качествами, как:

v принципиальность,

v честность,

v неподкупность

v непримиримость в борьбе c нарушениями законности и правопорядка.

Прокурор в системе взаимоотношений "прокурор-следователь".

Современные условия являются принципиально новым этапом в осознании роли нравственных начал в деятельности правоохранительных органов, обусловленных гуманизацией права, повышенным интересом и человеческой личности, признанием ее высочайшей социальной ценностью.

Очевидно этика имеет непосредственное отношение к деятельности как прокурора таки следователя, поскольку:

a) этическими нормами и предписаниями пронизано содержание правовых норм уголовного, уголовно-процессуального законодательства;

б) прокуроры и следователя действуют на основании и выполнение пpедусмoтренных законодательством норм;

в) руководствуются в своих поступках морально-этическими нормами;

г) в общем плане борьба c преступностью является борьбой со злом во имя добра, поэтому данный процесс всегда имеет морально-этический фон.

Закон наделил прокуроров и следователей широкими полномочиями властно-распорядительного характера. Следователю и прокурору предоставлено право возбудить уголовное преследование, предъявить подозреваемому обвинение в совершении преступления, избрать в отношении обвиняемого меру пресечения, в том числе и такую, как содержание под стражей, произвести в его жилище обыск или выемку, наложить арест на почтовую корреспонденцию и т.д. Прокурору и следователю надо всегда помнить, что малейшее нарушение или отступление от закона может привести и нередко приводит к существенным ограничениям прав и свобод граждан, причиняет тяжелую травму как обвиняемым, так и их близкими родным.

Выполняя свои профессиональные обязанности, каждый прокурор и следователь призван действовать не только в рамках закона, но и с позиции гуманизма и справедливости, также проявлять доброжелaтельность, чуткость и внимание к людям.

Властные полномочия, если они неправильно применяются, отрицательно отражаются на формирование личности того, кто ими обладает. Из в года в год прокурор и следователь возбуждают уголовные дела, принимают различные меры процессуального принуждения. Постепенно они привыкают к этому и перестают видеть исключительность этик процессуальных действий. У некоторых прокуроров и следователей появляются черствость, формализм, невнимание к людям, неоправданная суровость и, наконец уверенность в собственной непогрешимости.

Потому процессуальная деятельность прокурора и следователя получили законодательную регламентацию. Возбуждение и расследование преступления должно проходить в строгих границах закона и отступление от него ни по каким мотивам недопустимо, в том числе и по мотивам нравственным. Из этого логично вытекает, что деятельность прокурора и следователя соответствуют нормам морали.

Здесь можно вполне согласиться c утверждением, что в рамках жесткой правовой регламентации человеческой деятельности, когда закон сужает свободу выбора, поведение диктуется законом. Если же закон предусматривает свободу выбора в рамках предоставленной свободы, есть возможность выбрать наиболее нравственный вариант поведения.

"Отнюдь не случайно нормы, определяющие порядок избраний мер пресечения, привода и других мер принудительного характера, -пишет A.M. Ларин, - устанавливают право, но не обязанность следователя выполнить эти действия... Закон оставляет за следователями выбор между той или иной нормой, между тем или иным процессуальным средством. И, производя этот выбор, следует исходить не только из юридических, но и из моральных оснований, руководствуясь принципом гуманизма"'.

Использование принудительных мер в случаях, прямо неуказанных в законе (например, при принудительном освидетельствовании потерпевших), противоречит и закону, и морали.

Следователь обязан в установленный законом срок всесторонне, полно и объективно расследовать преступление и обладать процессуальной самостоятельностью.

Прокурор вправе вмешаться в деятельность следователя лишь тогда, когда он допускает нарушение закона, процессуальные ошибки, не обеспечивает исполнения законов и оставляет невыясненными стороны подозреваемого и обвиняемого .

 

          Прокурор в системе взаимоотношений "Прокурор-судья"

Основанные на праве нравственные отношения суда и участников судебного разбирательства определяют поведение судей, и прежде всего председательствующего по делу, в общении c подсудимым, его защитником, потерпевшим, прокурором и другими лицами.

Судебные прения, в которых участвует прокурор, составляет лишь часть его деятельности по поддерживанию государственного обвинения перед судом.

Прокурор, произнося обвинительную речь, выполняет функцию уголовного преследования. Он - сторона обвинения. Другие стороны: защитник (адвокат), частный обвинитель (потерпевший) находятся в ином правовом положении, и нpaвственные требования, адресованные им, иные.

 

                 Прокурор в системе взаимоотношений "Прокурор-адвокат"

Уголовно-процессуальный закон не представляет прокурору, каких-либо преимуществ перед другими участниками судебного разбирательства, в т.ч. и перед адвокатом.

  При этом прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был допущен к участию в деле с момента задержания лица, подозреваемого в совершении преступления.

  Прокурор обязан обеспечить участие адвоката по уголовным делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту. Этим самым прокурор обеспечивает право подозреваемого на защиту. 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 349.