Материальной основой регулирования баланса служат:
а) государственная собственность (в том числе, международные резервы);
б) объем (часть) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет (в развитых экономиках – это 40-50% от уровня ВВП);
в) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях в качестве – как экспортера (кредитора), так и импортёра (заемщика) капиталов (инвестиций) или готовой продукции (услуг);
г) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля (валютный контроль).
При регулировании платежного баланса возникает проблема: какие из стран – имеющие активное сальдо или дефицит, – должны принимать соответствующие меры по его выравниванию. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит свободных средств на счетах своих платёжных балансов.
Страны с активным балансом международных расчетов призывают их «навести порядок в собственном доме»: ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т. д. Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили таможенные и иные ограничения импорта, расширили вывоз капитала. Так, начиная с 70-х гг. представители США постоянно призывают ФРГ и Японию стимулировать экономический рост и импорт американских товаров.
Таким образом, государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также на покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Страны с дефицитным платежным балансом обычно проводят мероприятия по стимулированию экспорта, сдерживанию импорта товаров, привлечению иностранных капиталов, ограничению вывоза капиталов:
а) дефляционная (антиинфляционная) политика (изменение учетной ставки центрального банка, установление пределов роста денежной массы, кредитные ограничения). При проведении такой политики сдерживания снижается объем национального дохода, падает потребление национальных товаров, сопровождающееся снижением объемов потребления импортных товаров. Таким образом, при замедлении и даже прекращении роста национального дохода платежный баланс страны улучшается. Однако, это связано с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются соответствующие компенсирующие социальные и экономические меры.
б) девальвационная политика (понижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров). Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. Как видно из приведённых данных, девальвация национальной валюты даёт стране временные преимущества, но во многих случаях не дает возможности устранить системные причины дефицита ее платежного баланса.
в) валютные ограничения. Валютные ограничения следует различать по сферам их применения. По текущим операциям платежного баланса они выступают в следующих формах:
- блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от продаж товаров в данной стране;
- обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральным банкам;
- ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (при наличии разрешения органа валютного контроля).
По операциям с капиталом валютные ограничения выступают в форме стимулирования закупок передовых технологий за рубежом, а с другой стороны – защиты своих технологий от конкурентов извне внутри страны.
Оценивая влияние валютных ограничений на международные торговые отношения в целом, надо подчеркнуть: несмотря на временную помощь по выравниванию платежных балансов отдельных стран – в конечном счете, они отрицательно воздействуют на рост товарообмена между странами и сильно осложняют работу по сбалансированности платёжного баланса в странах.
4. Ценообразование на мировом рынке
Для оценки состояния и уровня внешнеторговых связей в странах мира применяется система показателей: стоимостные и физические, динамические и балансовые, условные и фактические. Преимущественно, внешняя торговля осуществляется через заключение коммерческих сделок, которые оформляются в виде внешнеторговых контрактов. Для внешней торговли важное значение имеют финансовые условия её осуществления: виды кредитования, формы расчётов, обменные курсы валют, контрактные обязательства, сопровождение товара (услуги), конкурентные преимущества.
Мировая цена – это денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара (услуги). В основе установления мировых цен при обмене товарами (услугами) лежит всё тот же рыночный закон стоимости: цена на товар, присутствующий на мировом рынке, должна стремиться к его стоимости (издержкам производства) – в зависимости от спроса и предложения на данный товар (услугу).
Различают следующие виды товарного обмена на мировом рынке:
а) по стоимости – это означает, что товаропроизводители должны ориентироваться на общественно необходимые затраты труда и капитала в интернациональном масштабе;
б) по цене – это означает, что если в отдельной стране уровень издержек производства выше, чем интернациональный, она может терять на мировом рынке как продавец, но выигрывать как покупатель.
С другой стороны, для современной международной торговли характерно разнообразие видов и параметров цен на товары или услуги, которые могут различаться по следующим функциональным признакам:
а) в зависимости от уровня представительства коммерческой сделки (доверительность отношений);
б) в зависимости от характера рынка (динамика спроса и предложения);
в) в зависимости от ценовой информации (базисные или контрактные);
г) в зависимости от реализации товара (оптовые или розничные).
Таким образом, в основе формирования мировой цены лежит интернациональная стоимость, которая определяется через общественно необходимое рабочее время, требуемое для изготовления товара, при среднемировых общественно нормальных условиях производства и уровнях квалификации рабочей силы. Но именно потребительские свойства товара (услуги) определяют, в конечном счёте и в большей степени, его конечную стоимость и мировую цену на свободных международных рынках.
Например, доля региональных союзов мира во внешнеторговом обороте России в конце первого десятилетия ХХI века (накануне рецессии на волне мирового кризиса) составляла (в %): ЕС – 37%, СНГ – 17%, АТЭС – 16%, другие страны – 30%. Как видно, у нашей внешней торговли просматривается явная ориентация на европейские рынки – что не совсем хорошо, с точки зрения диверсификации внешнеэкономических отношений для любой страны. Именно эту проблему должен решить такой крупный инвестиционный российский проект, как газопроводная система «Сила Сибири», которая ориентирована на азиатские рынки энергоресурсов.
Тема 5
Международный рынок услуг
1. Условия формирования мирового рынка услуг
2. Особенности международной торговли услугами
3. Регулирование международной торговли услугами
Дата: 2019-02-02, просмотров: 202.