Порядок и уровни мировой экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мировая экономика как система не может развиваться без определенного порядка, основанного на нормах международного публичного и частного права, которые регулируют экономические отношения между государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами. Соблюдение установленных конвенционных и обычных норм обеспечивается самими государствами и коллективными формами контроля за соблюдением международного права, которым занимаются различного рода международные организации. Эти правила уточняются и пересматриваются в соответствии с потребностями развития мировых производительных сил и отдельных подсистем и элементов.

Мировое хозяйство является исторической и политико-экономической категорией, т.к. каждому конкретному историческому этапу присущи определенные масштабы и уровень производства, интернационализация хозяйственной жизни и социально-экономическая структура. Оно представляет собой сложную экономическую систему. Его субъектами выступают транснациональные компании, национальные хозяйства, международные интеграционные объединения, которые сами являются системами с присущим только им регулированием. Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства составляют уровни.

Международный уровень составляют отношения между государствами, он регулируется международными правилами и нормами. Транснациональный уровень составляют отношения потоков, выходящих за пределы национальных границ, это сфера деятельности фирм и групп с их внутренними системами информации. Появление на международной арене новых государств, освободившихся от колониальной зависимости в 50—60 гг. XX в., их попытки отстоять свою экономическую независимость привели к привнесению в экономические отношения государств новых международно-правовых механизмов. В 70-е гг. прошлого ХХ столетия развивающиеся страны выдвинули требования структурной перестройки мировой торговой и финансовой систем для установления так называемого нового международного экономического порядка (НМЭП). Концепция НМЭП выражала требования развивающихся стран установить более справедливый с их точки зрения международный экономический порядок, отказаться от политики абсолютного либерализма в международных торговых отношениях, который выгоден «богатому Северу», но ведет к еще большему отставанию от него «бедного Юга». Эти требования были закреплены в документах, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, среди которых выделяют Декларацию и Программу действий по установлению нового международного экономического порядка (1974 г.) и Хартию экономических прав и обязанностей государств 1974 г. Программа установления НМЭП, выдвинутая освободившимися государствами, не вполне последовательна. С одной стороны, она провозглашает такие важные цели, как обеспечение «полного» национального суверенитета государства над его природными ресурсами (включая безусловное право на национализацию), контроль за деятельностью ТНК и т.д. С другой — во многих своих компонентах она ограничивается мерами, ориентированными лишь на получение для освободившихся стран большей доли на международных рынках или перераспределение в их пользу мирового общественного продукта путем увеличения «помощи развитию».

                                           Лекция 2

    Глобальные изменения в современной мировой экономике

1. Интеграционные процессы

2. Экспортная специализация

3. Конкурентные преимущества

4. Теория глобализации

 

Интеграционные процессы

Современная мировая экономика представляет собой целостную взаимосвязанную систему национальных хозяйств, формирующую единое многоукладное экономическое пространство и развивающуюся на основе регулирующих воздействий со стороны международных экономических организаций, национальных правительств, транснациональных компаний и финансовых групп. Главной оценкой вовлечённости национальных хозяйств в мировую экономическую систему выступает доля внешнеторговых (экспортно-импортных) операций в структуре валового национального продукта, а также структура самих экспортно-импортных операций (внешней торговли) с точки зрения обеспечения национальной экономической безопасности (независимости). Специалисты ООН выделяют восемь методов регулирования

внешнеэкономических связей (ВЭС): тарифные, нетарифные, контроль за ценами, финансовые, количественные, лицензионные, монопольные, технические. Все экспортно-импортные операции на уровне национальной экономики отражаются в таком сводном показателе, как платёжный баланс страны: систематизированная запись итогов всех сделок между резидентами одной страны (домашними хозяйствами, фирмами, правительством) и остальным миром.

  Эти сделки между страной-резидентом и остальным миром делятся на две основные группы:

    а). текущие операции (их ещё называют торговым балансом);

    б). операции с капиталом (их ещё называют балансом инвестиций).

        Откуда можно сформулировать следующее:

    а). Баланс           «+» доходы от экспорта;

           текущих  = «–» расходы на импорт;

           операций       «–» чистые трансферты за границу.

    б). Баланс            «+» доходы от продажи

           движения =         активов иностранцам;

           капитала        «–» расходы на покупку

                                               активов у иностранцев.

 

Платежный баланс всегда являлся объектом государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляю­щаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо — у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса и миграцию капиталов.

Во-вторых, после отмены «золотого стандарта» в 30-х гг. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем автоматического ценового регулирова­ния действует крайне слабо

В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повыси­лось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономи­ческой политики государства.

           Таким образом, эти неразрешённые до конца проблемы сальдо национальных торговых балансов (даже в рамках ВТО) часто приводят к протекционистской политике по отношению к нерезидентам со стороны национальных правительств в защиту своих резидентов, что сказывается отрицательно на принципах свободы предпринимательства.

 

Экспортная специализации

Согласно исследованиям американского социолога А.Тофлера, мировая экономическая система состоит из четырёх фундаментальных слоёв, образующих основу любой содержательной интеграции:

а). аграрно-сырьевые и традиционные экономики;

б). научно-технологические и индустриально-развитые экономики;

в). информационно-коммуникационные сообщества с развитой торгово-финансовой экономической структурой;

г). идейно и духовно интегрированные сообщества, сформированные на основе вышеперечисленных приоритетов.

Последний кризис системы рыночных ценностей в мире подтвердил эти исследования: смена геополитической позиции той же Европы – это выбор социальной стабильности, основанной на своих культурных традициях и на анти-эгоистических принципах.

Степень участия той или иной страны в формировании мировых рынков определяется, в том числе, через такой универсальный показатель, как «уровень специализации национальной экономики и экспорта данной специализированной продукции», а именно:

 

                          КОЭС = Эс / Эм,                                   где:

 

    КОЭС – «коэффициент относительной экспортной специализации»

    экономики отдельной страны в мировом хозяйстве;

    Эс – удельный вес специализированного товара в экспорте страны;

    Эм – удельный вес аналогичного товара (услуги) в мировом экспорте.

 

Остаётся добавить: если КОЭС > 1, то считается, что отрасль-производитель в экономике отдельной страны может быть отнесена к

 международно-специализированной отрасли. Например, доля России

 в мировой торговле высокотехнологичной продукцией на сегодня – 1%.

 

Конкурентные преимущества

На сегодняшний день существуют две предпосылки ускоренного развития национальных экономических систем на основе использования своих конкурентных преимуществ:

 

а) эффективность взаимодействия системы с внешней средой, отражающая соотношение стоимости производимого экономической системой (страной или отраслью) продукта и уровня доступности ресурсов в этой среде (фактор абсолютного преимущества данной экономической системы);

б) способ организации производства внутри самой экономической системы (страны или отрасли) на основе как традиционных источников конкурентного преимущества (труда и капитала), так и на основе остаточных компонентов: технология, управление, реклама, оплата труда, финансы (фактор сравнительных преимуществ данной экономической системы).

 

   Не случайно, что ещё в 1994 году страны Европы утвердили концепцию промышленной политики ЕЭС, где отмечалось невозможным обеспечение устойчивой и долгосрочной деловой активности без наличия в Европе конкурентоспособного производства готовой продукции, основанного на современном инновационном фундаменте.

По общепринятому мнению, конкурентоспособность экономической системы представляет собой функцию многофакторную, однако первичным и базисным здесь неизменно считается уровень конкурентоспособности товаров и товарного производства, организованного в системе. Экономика услуг в принципе не может служить устойчивым базисом наличия в стране конкурентоспособных воспроизводственных процессов. Так, эксперты швейцарской школы бизнеса IMD под конкурентоспособностью понимают: способность стран формировать и поддерживать среду, которая помогает предприятиям создавать высокую добавленную стоимость, а гражданам – улучшать уровень и качество своего благосостояния.

Исследования американского экономиста М.Портера подтверждают 

это умозаключение: конкурентное преимущество любой страны, необходимое для обеспечения высокого уровня её экономического

развития, основано на сочетании следующих параметров, известных как «ромб Портера», а именно:

 

а). факторы производства (основные и развитые);

б). платёжеспособный спрос (структура и уровень);

в). стратегия фирм (производство и маркетинг);

г). сопряжённые отрасли (смежные и дополняющие).

 

Эта модель достаточно простая, но одновременно и достаточно эффективная для успешного поиска страной конкурентной ниши на глобальных рынках.

Есть и такая модель организации конкурентной среды в сфере мировой торговли, как концепция «интернализации» (от лат. «internus» – внутренний), которая в своей основе опирается на идею Р.Коуза о том, что внутри большой транснациональной корпорации действует особый внутренний рынок, регулируемый руководством этой корпорации. Это помогает фирмам значительно снизить издержки (трансакционные или трансграничные).

Теория глобализации

Глобализация – это по сути очередной этап интернационализации экономических связей, основанный на развитии информационных и коммуникационных технологий. Французский экономист Ж.Сапир так оценивает глобализацию: это сочетание двух процессов – в лице роста индустриального капитализма и расширения торговой открытости. Но глобализация одновременно связана и с процессами международной регионализации как защитной реакции ряда развивающихся стран на отрицательное воздействие на них со стороны той же глобализации.

    Среди многочисленных взглядов на глобализацию можно выделить

два основных направления:

а) «супер-глобалисты» (считают глобализацию феноменом мировой экономики, которая принципиально изменила современный деловой мир);

б) «эволюционисты» (не считают глобализацию чем-то феноменальным – что-то подобное уже не раз было в прошлом в мировой экономике).  

   Таким образом, институциональные изменения в мире, вызванные

процессом глобализации, показывают: всюду, где можно, государство

уходит от непосредственного участия в качестве менеджера объектов

производства, но при этом сохраняет за собой функции контролёра.

Структурные и функциональные изменения в экономической системе (стране или отрасли) призваны обеспечить условия для успешной деятельности её отдельных элементов «по назначению», приводить в соответствие со складывающимися условиями внешней среды её основные компетенции.

Вся совокупность таких изменений и работа по управлению такими изменениями обычно называется «развитием», т.е. созданием у системы экономических отношений (в стране или в отрасли) своих конкурентных преимуществ.

Проблемой глобализации в условиях национального экономического развития активно занимался нобелевский лауреат в области финансов

Р.Мандел, разработавший доктрину «оптимальной валютной зоны». Эта внешнеэкономическая доктрина пришла на смену концепции «закрытой валютной зоны» (так  называемая, Бреттон-Вудская система). Дополненная далее концепцией монетарной политики центральных банков, она стала основой формирования единого денежного пространства для такого крупного регионального политического образования, как Европейский Союз (ЕС).

Так  у стран появились три простых, но достаточно эффективных в деле

региональной европейской финансовой интеграции, правила:

а) наличие в стране сбалансированного бюджета (норма дефицита

бюджета государства не более 3% от ВВП);

б) ограничение на заимствования правительства внутри страны (норма

процента внутреннего государственного займа);

в) ограничение на величину общего национального долга в стране (норма

долга по отношению к ВВП страны – не более 60%).

А также ограничение на уровень безработицы в странах ЕС (не более естественной нормы безработицы для каждой из стран) и стимулирование полной занятости со стороны национальных правительств (для граждан, желающих переместиться или переобучиться в поисках рабочего места).

 

                                                Лекция 3

                        Теория международного обмена

1. Международная специализация производства

2. Изменения в структуре факторов

3. Современная мировая торговля

4. Влияние научно-технического прогресса

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 214.