Международный обмен услугами осуществляется, в основном, между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. Лидерами среди развитых стран в этом обмене на сегодня являются: США, Франция, Великобритания, Нидерланды (экспорт услуг), а также Германия, Япония, Италия (импорт услуг). Среди развивающихся экономик мира в международной торговле услугами можно выделить три группы её активных участников:
а) Корея, Гонконг, Сингапур, Китай, Тайвань, Таиланд (увеличили свою долю к началу ХХI века более, чем в 6 раз);
б) как правило, островные и малые государства, для которых торговля услугами является приоритетным направлением их экономического развития и роста валовых показателей (транспорт, туризм, финансы);
в) наименее развитые страны третьего мира, для которых торговля услугами является способом отойти от своей сырьевой экспортной специализации и выйти на новые технологичные рынки мира.
Особенностью современного рынка услуг является также бурный рост консультационного бизнеса, главной функцией которого является разработка и предоставление клиентам научных решений по самым различным хозяйственным проблемам в виде таких продуктов, как: информация, экспертиза, консультации или прямое участие в контрактах по управлению, изучению рынков, разработке и внедрению мер повышения эффективности деятельности клиента. Ускоренно развивается и ряд нетехнических видов деловых услуг: службы по подбору персонала, связи с общественностью, создание социального микроклимата в коллективах, аутсорсинг. Сюда же можно отнести услуги в таких сферах деятельности, как: досуговый и социальный найм, образование, медицина, туризм, онлайн сопровождение.
Всё многообразие услуг в современной развитой рыночной экономике можно сгруппировать в функционально однородные подразделения:
Структура рынка услуг по классификации ISIC
Секция | Подразделение | Описание |
А | 01 – 03 | Agriculture, Forestry, Fishing / Сельское хозяйство, Лесное хозяйство, Рыболовство |
B | 05 – 09 | Mining and Quarrying / Добыча полезных ископаемых |
C | 10 – 33 | Manufacturing / Обрабатывающая промышленность |
D | 35 | Electricity, Gas, Steam and Air Conditioning Supply / Электроэнергия, Газ, Пар, Кондиционирование |
E | 36 – 39 | Water Supply, Sewerage, Waste Management and Remediation Activities / Водоснабжение, Канализация, Управление и переработка отходов |
F | 41 – 43 | Construction / Строительство |
G | 45 – 47 | Wholesale and Retail Trade, Repair of Motor Vehicles and Motorcycles / Оптовая и розничная торговля, Ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
H | 49 – 53 | Transportation and Storage / Транспортные услуги и услуги хранения |
I | 55 – 56 | Accomodation and Food Service Activities / Гостиницы и Общественное питание |
J | 58 – 63 | Information and Communication / Информационные и коммуникационные услуги |
K | 64 – 66 | Financial and Insurance Activities / Финансовые услуги и Услуги страхования |
L | 68 | Real Estate Activities / Операции с недвижимостью |
M | 69 – 75 | Professional, Scientific and Technical Activities / Профессиональные, научные и технические услуги |
N | 77 – 82 | Administrative and Support Service Activities / Административные и вспомогательные услуги |
O | 84 | Public Administration and Defence, Compulsory Social Security / Государственное управление и оборона, Обязательное социальное обеспечение |
P | 85 | Education / Образовательные услуги |
Q | 86 – 88 | Human Health and Social Work Activities / Услуги здравоохранения и Социальные услуги |
R | 90 – 93 | Arts, Entertainment and Recreation / Искусство, Развлечение и Отдых |
S | 94 – 96 | Other Service Activities / Прочие услуги |
T | 97 – 98 | Activities of House Holds as Employers and for their Own Use / Деятельность домашних хозяйств как работодателей и для собственного потребления |
U | 99 | Activities of Extraterritorial Organizations and Bodies / Деятельность экстерриториальных организаций |
Источник : UN, E&S Affairs. Statistical Papers. Series M, No. 4. URL:https://unstats.un.org/
Наконец, международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами и оказывает на неё всё большее воздействие. Особенно велико воздействие со стороны услуг на торговлю товарами с высокой добавленной стоимостью, которые требуют больших объёмов технического обслуживания, наличия к ним информационных и различных консультационных видов дополнительных услуг. Поэтому сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. К тому же, сфера услуг отличается от товарного производства меньшей капиталоёмкостью, но зато большей трудоёмкостью. Так, всё большее значение приобретает производство услуг в структурах ТНК: свыше 40% мировых прямых инвестиций направлены в сферу услуг.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 230.