Регулирование внешней задолженности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Национальный долг – это неспособность страны исполнять свои заёмные обязательства перед внешними мировыми кредиторами (как суверенными, так и частными). Долгом выступают как суверенные, так и частные займы.

Внешний долг любой страны делится на долг государственного сектора (суверенный долг) и долг рыночного сектора (частный долг) экономики. Государственный (официальный) внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов власти (в том числе, региональные и местные), а также из гарантированных государством внешних обязательств со стороны частного сектора. У частного сектора внешний долг образуется из обязательств банков и фирм (корпоративный внешний долг) перед иностранными кредиторами (контрагентами).

   Поиски путей взаимного выхода из кризиса задолженности обычно ведутся по следующим направлениям:

а) ведение двухсторонних переговоров между странами кредиторами и заёмщиками (постепенный путь выхода из кризиса);

б) облегчение долгового бремени страны-заёмщика (единовременная мера – например, списание части задолженности в счёт кредитора);

в) трансформация долгов страны-заёмщика (реструктуризация долга – например, долги страны в обмен на акции предприятий или в обмен на другие формы платежей).

В целом, процесс реструктуризации внешнего долга страны может проходить на базе следующих мер:

а) перенос платежей (изменение сроков платежей по основному долгу, части долга или по процентам на отложенные долговые обязательства);

б) сокращение суммы долга (снижение долговых обязательств – либо путём их прямого прощения, либо путём их продажи на вторичном рынке);

в) рекапитализация (обмен долгов на другие финансовые агрегаты должника или через предоставление целевых кредитов на погашение основного долга).

 

Механизм реструктуризации внешнего долга включает в себя ряд этапов:

а) принятие заинтересованной страной программы стабилизации и проведение ею экономических реформ на основе рекомендаций МВФ и МБРР на основе их концессионных кредитов;

б) согласие Парижского клуба официальных кредиторов не программу реструктуризации чистых потоков тех средств, которые связаны с обслуживанием внешнего долга;

в) проведение страной-должником двухсторонних переговоров с теми странами, которые не входят в Парижский клуб, о предоставлении ей таких же условий реструктуризации долга, какие предоставляются участникам Парижского клуба стран-кредиторов;

г) списание на двусторонней основе тех долгов, которые возникли в результате получения страной-должником по линии официальной помощи её экономическому развитию – при условии проведения страной рекомендованных для неё экономических и структурных реформ.

Проблема внешней задолженности была характерна для России после распада СССР, когда она как правопреемник взяла на себя все оставшиеся советские долги. На конец 1991 года общий внешний долг СССР распределялся следующим образом: Россия – 61,3%, Украина – 16,3%, Белоруссия – 4,1%, Казахстан – 3,9%, Узбекистан – 3,3%, Латвия – 2,2%, Грузия – 1,6%, Азербайджан – 1,6%, Литва – 1,4%, Молдавия – 1,3%, Армения – 0,9%, Таджикистан – 0,8%, Туркмения – 0,7%, Эстония – 0,6%. С того времени Россия, практически, погасила всю задолженность собственно государства перед странами-кредиторами Парижского клуба, но долг России перед кредиторами Лондонского клуба с тех пор даже вырос в 1,5 раза – прежде всего, за счёт внешних заимствований отечественных предприятий и банков под гарантию Правительства РФ.

Именно по этой причине в 2010 году ЦБ РФ призвал российских функциональных заёмщиков ограничить на время окончательного выхода мировой экономики из финансового кризиса размещение первичных займов под свои ценные бумаги на зарубежных биржах. Это относится как к ряду отечественных системных банков (ВЭБ, ВТБ, Сбербанк), так и к сырьевым энергетическим гигантам (Газпром, Роснефть, Транснефть).

В середине 2018 года аналитическое кредитное рейтинговое агентство рассказало, какая часть российского госдолга находится у резидентов США. Резиденты США держат 8% российского госдолга (719 млрд. руб.), еще 7% – у Люксембурга (606 млрд. руб.), 1,4% – у Норвегии (130 млрд. руб.). На страны ЕС суммарно приходится 4,6% (382,9 млрд. руб.). У других иностранных резидентов доли еще меньше. Более 66%  общего внешнего долга России сосредоточены у резидентов самой России (5,9 трлн. руб.). По 13% держателей внешнего российского долга информации указано не было. Приведённые данные взяты на начало 2018 года. Использована информация национальных ЦБ, обработанная МВФ, а также полученная напрямую из статистических сборников, министерств и государственных фондов. Использовались данные агентства Bloomberg.

 

 

                                             Тема 7

                    Международный трансферт научных знаний

1. Научно-технологические ресурсы стран мира

2. Некоммерческие и коммерческие научно-технические связи

3. Международное правовое регулирование передачи технологий


1. Научно-технологические ресурсы стран мира

Важную и все возрастающую роль в развитии современной индустриальной цивилизации играет технология или технологические ресурсы. Технология – это совокупность знаний про использование или усовершенствование машин, оборудования, которые обеспечивают обработку, изготовление, изменение состояния, качества и формы сырья, материалов или полуфабрикатов, а также про реализацию продукции.
Международные документы ООН трактуют понятие «технология» как:
а) набор конструкторских решений, процессов производства и услуг;
б) материализованная или овеществленная технология (машины, оборудование и т.д.).
Международный технологический обмен – это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность. Формирование мирового рынка технологий произошло во второй половине 50-х – 60-е годы ХХ столетия, когда объем международных коммерческих операций по технологиям превысил масштабы национального обмена. Это позволило выделить международный обмен технологиями в отдельную форму МЭО. По данным МВФ количество стран, обменивающихся технологиями с 1960 года, увеличилось с 22 до 84.

Также расширился объем ежегодных лицензионных операций, что свидетельствует о возрастающей экономический роли этого вида товаров для всех участников обмена технологиями. По некоторым оценкам, в расчете на единицу затрат валютный эффект от реализации технологического ресурса на мировом рынке гораздо выше, чем экспорт обычных товаров. Технологический обмен превышает традиционные мировые потоки товаров, услуг и капиталов.
Основные предпосылки, которые обусловили бурное развитие международного обмена технологиями:
а) на уровне страны – это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что может быть связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в некоторых странах и с различием целей их применения;
б) на уровне предприятий – это приобретение технологии, что сильно способствует решению конкретных экономических и научно-технических проблем; преодолению узости научно-технической базы и недостатка производственных мощностей или других ресурсов, а также получению новых стратегических возможностей в развитии.
Экономическая целесообразность экспорта технологии объясняется тем, что это:
а) источник получения доходов;
б) форма борьбы за товарный рынок;
в) способ обойти проблемы экспорта соответствующего товара;
г) способ установления контроля над зарубежной фирмой через условия лицензионного соглашения (объем производства, участие в прибылях и т.п.);

д) возможность доступа к другой технологии через «перекрестное лицензирование»;

е) возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием покупателя и т.д.
Экономическая целесообразность импорта технологии объясняется тем, что это:                                                                                                                              а) доступ к новшествам высокого технического уровня;
б) средство экономии затрат на НИОКР;
в) средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт;
г) обеспечение использования национального капитала и рабочей силы;
д) условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям;
е) гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца и т.д.

Основными центрами, где сконцентрированы мировые технологические ресурсы являются США, Япония и страны ЕС. Однако в последнее время стремительно увеличивается количество научно-технических работников и укрепляются позиции в области высоких технологий стран, которые раньше считались странами «третьего мира». Наибольшее влияние в этой сфере оказывает Юго-Восточная Азия.




















Дата: 2019-02-02, просмотров: 175.