В мировой практике существуют два основных направления регулирования внешней торговли: протекционизм во внешней торговле и либерализация внешней торговли. Протекционизм предполагает проведение государственной политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. У каждой страны в мире имеется определённый набор инструментов данной протекционистской политики в зависимости от условий её торговли. Политика либерализации внешней торговли заключается в снижении внешнеторговых барьеров с целью обеспечения свободного обмена между странами. Особенно часто политика либерализации имеет место в рамках экономического сотрудничества между странами, которые входят в региональные блоки. В целом, международной политикой либерализации внешней торговли занимается Всемирная торговая организация. Первым в истории мировой экономики законом, положившим начало снижению заградительных внешнеторговых пошлин, явился Закон о взаимных торговых соглашениях, который был принят в США в 1934 году.
Закон содержал два основных положения:
а) полномочия по ведению переговоров (снижение таможенных тарифов на импорт зависело от готовности других стран идти на взаимные уступки по отношению к американскому экспорту);
б) общее снижение пошлин (режим наибольшего благоприятствования внешней торговле с отдельной страной носил комплексный характер).
Актуальность проблемы связана с тем, что таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей в отдельно взятой стране. Что касается российских производителей, то они до последнего времени имели выигрыш от введения заградительных таможенных пошлин на аналогичные своим импортные товары. Кроме этого, дополнительные доходы от введения таможенных тарифов пополняют казну государства (казённый сбор). Эта сумма, получаемая правительством страны от взимания пошлин, может служить впоследствии различным целям: финансирование социальных программ, снижение норм подоходного налога, рост оплаты труда государственных служащих.
С другой стороны, практика показывает, что государственный либеральный режим является более предпочтительным вариантом внешнеторговой политики, поскольку любая таможенная защита ведёт к снижению общего благосостояния нации. Но, при этом, есть условия, когда таможенные тарифы можно использовать эффективно:
а) влиять на общий уровень цен, по которым иностранные поставщики предлагают импортные товары (оптимизация внутреннего рынка);
б) стимулировать внутреннее производство, что позволяет создавать дополнительные рабочие места в стране (импортозамещение);
в) защищать инновационные производства в стране (формирование новых конкурентных преимуществ отечественной экономики).
Между тем, порог беспошлинной трансграничной интернет-торговли на территории стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) планируется поэтапно понизить, начиная со второго года действия союзного Таможенного кодекса. Соответствующее поручение Евразийский межправительственный совет дал совету Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ещё 16 ноября 2016 года. Идею снизить порог беспошлинной интернет-торговли поддержали в Федеральной таможенной службе. Как сообщил председатель Совета Всемирной таможенной организации (ВТамО) – замруководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Р.Давыдов: «в России существует беспрецедентно высокий порог беспошлинной пересылки товаров в международных почтовых отправлениях в адрес физлиц (1000 евро), что не только приводит к потерям для бюджета, но и стимулирует развитие иностранных производств взамен отечественных». Для сравнения, в Европе основной объем интернет-торговли идет товарами Евросоюза, то есть собственного производства, поэтому для них не применяется таможенное регулирование. «В России кратный рост вызван трансграничной онлайн-торговлей с пересечением таможенной границы. Ее масштабы за последние пять лет в нашей стране выросли в разы. При этом, Европа установила для физлиц необлагаемый пошлинами лимит в 22 евро, Канада – в $15 долл. По данным агентства «Финмаркет», если товаров куплено больше, чем на 22 евро, то взимается налог на добавленную стоимость (НДС), но если набрали товаров на сумму свыше 150 евро, то к НДС добавляется пошлина. До начала 2018 года россияне могли покупать в зарубежных интернет-магазинах товары на сумму до 1 тыс. евро и весом до 31 кг в месяц без уплаты пошлин и сборов. В ЕЭК отметили, что подготовка нормативно-правовой базы для снижения порога беспошлинной онлайн-торговли начнется сразу же после подписания договора о Таможенном кодексе ЕАЭС, запланированного на конец декабря 2016 года (на начало 2018 года договор был подписан должностными лицами всех стран ЕАЭС и прошёл процедуру ратификации в парламентах стран-подписантов).
Виды торговых ограничений.
Исторический опыт международной торговли показывает большое количество регулируемых государством барьеров на пути свободного обмена товарами: пошлины, квоты, нетарифные ограничения т.д.
Во-первых, таможенные пошлины – по существу, они являются акцизным налогом на импортные товары. Они могут вводиться государством с целью получения дополнительных доходов в бюджет или для защиты своего внутреннего рынка (например, утилизационный сбор на ввозимые в страну импортные автомобили). Как правило, фискальные пошлины применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин обычно невелики – в отличие от протекционистских пошлин, которые достаточно велики для защиты от иностранной конкуренции местных производителей (например, тот же самый утилизационный сбор). Размер пошлин, прежде всего, определяется уровнем экономического развития страны: чем он ниже – тем ставки пошлин выше, поскольку таким образом недостаточно развитые экономики защищаются от чрезмерной иностранной конкуренции (например, заградительные пошлины на отдельные виды ввозимой сельскохозяйственной продукции). Поэтому все страны имеют, в той или иной степени, таможенные тарифы, которые имеют единую унификацию на основе, так называемой, Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (например, штрих-коды).
Таможенные пошлины различаются также относительно степени обработки товара: с повышением степени – растут и ставки пошлины, где наиболее высокие ставки устанавливаются на трудоёмкие готовые изделия (или товары с высокой добавленной стоимостью). Это связано, прежде всего, для защиты отечественного интеллектуального (человеческого) капитала от конкуренции со стороны импортируемого товара, где присутствует стоимость низкоквалифицированного труда.
Наконец, тарифы почти во всех странах различаются по отношению к стране экспортёру: имеются 5, 7 и даже 9 колонок ставок пошлин. В случае с Россией, на неё пока распространяются, в основном, средние ставки пошлин – с перспективой выхода на режим наибольшего благоприятствования.
Во-вторых, импортные квоты – с помощью них устанавливаются максимальные объёмы товаров, которые могут быть импортированы за определённый период времени. Часто бывает так, что импортные квоты оказываются более радикальным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Если наличие высоких таможенных пошлин не может само по себе снизить необходимое для импортёра количество ввозимого товара, то наличие жёсткой квоты прямо ограничивает количество ввозимого товара – независимо от его конкурентных преимуществ по отношению к местному товару. Различают квотирования: глобальное, индивидуальное, тарифное, сезонное, «добровольное» и т.д. Импортные квоты, как и таможенные пошлины, относятся к экономическим методам государственного регулирования внешней торговли.
В-третьих, нетарифные барьеры – это система обязательного лицензирования и создания неоправданных стандартов качества ввозимой продукции, или же просто бюрократические запреты в рамках таможенных процедур международной торговли. Существуют, примерно, 50 видов нетарифных ограничений внешней торговли. Среди них наибольшее распространение получили:
а) полное запрещение торговли (эмбарго);
б) частичные запреты на ввоз определённых товаров;
в) косвенный запрет торговли при наличии определённых условий;
г) сезонные и временные запреты на торговлю;
д) завуалированный запрет в плане организации торговли.
Следует сказать, что нетарифные методы регулирования внешней торговли могут носить как законный характер (например, с одобрения ООН), так и носить явно дискриминационный характер (например, под давлением отдельных государств). В последнее время, особенно за пределами России, всё более важная роль в регулировании внешней торговли отводится специальным требованиям к импортным товарам – в первую очередь, в отношении их безопасности с точки зрения экологических норм. Выполнение этих требований обеспечивается системой контролирующих учреждений, которые выдают или не выдают импортёру документы, подтверждающие безопасность товара.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 201.