Система и цели мировой экономики
Мировую экономику можно определить как экономическую систему, самовоспроизводящуюся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов надстроечных отношений в той мере, в какой входящие в него национальные хозяйства обладают определенными совместимостью на каждом из трех названных уровней. В этом определении находят отражение основные составные части хозяйства, включая материальную базу, реализацию различных форм собственности и определенный порядок функционирования воспроизводственных процессов. Основой возникновения и существования системы выступает ее целостность, которая предполагает экономическое взаимодействие всех составных частей системы на достаточно устойчивом уровне, что обеспечивает регулярную циркуляцию воспроизводимого продукта в глобальном масштабе, постоянную деятельность, жизнеспособность системы, ее саморегуляцию и развитие. Такое единство мирового хозяйства, циркуляция воспроизводимого продукта обеспечивается национальными и международными рынками с присущими им товарно-денежными отношениями и множественностью цен.
В широком понимании рынок представляет собой совокупность экономических, социальных и политических отношений, складывающихся в процессе обмена товаров и услуг. Рынок это отдельная категория, развивающаяся под влиянием собственных закономерностей и оказывающая воздействие на весь ход воспроизводства, т.е. он является неотъемлемой стадией воспроизводства, развивающейся в тесном взаимодействии с его остальными элементами – производством, распределением и потреблением. Мировая экономика это сложная система, характеризующаяся множественностью составляющих ее элементов, иерархичностью, многоуровневостью, структурностью. Основу системы составляет международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и роли в целом оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы. Мировая экономика как система имеет общую цель – удовлетворение человеческих потребностей (спроса), но в разных подсистемах эта цель модифицируется в силу различных социально-экономических условий.
Интеграционные процессы
Современная мировая экономика представляет собой целостную взаимосвязанную систему национальных хозяйств, формирующую единое многоукладное экономическое пространство и развивающуюся на основе регулирующих воздействий со стороны международных экономических организаций, национальных правительств, транснациональных компаний и финансовых групп. Главной оценкой вовлечённости национальных хозяйств в мировую экономическую систему выступает доля внешнеторговых (экспортно-импортных) операций в структуре валового национального продукта, а также структура самих экспортно-импортных операций (внешней торговли) с точки зрения обеспечения национальной экономической безопасности (независимости). Специалисты ООН выделяют восемь методов регулирования
внешнеэкономических связей (ВЭС): тарифные, нетарифные, контроль за ценами, финансовые, количественные, лицензионные, монопольные, технические. Все экспортно-импортные операции на уровне национальной экономики отражаются в таком сводном показателе, как платёжный баланс страны: систематизированная запись итогов всех сделок между резидентами одной страны (домашними хозяйствами, фирмами, правительством) и остальным миром.
Эти сделки между страной-резидентом и остальным миром делятся на две основные группы:
а). текущие операции (их ещё называют торговым балансом);
б). операции с капиталом (их ещё называют балансом инвестиций).
Откуда можно сформулировать следующее:
а). Баланс «+» доходы от экспорта;
текущих = «–» расходы на импорт;
операций «–» чистые трансферты за границу.
б). Баланс «+» доходы от продажи
движения = активов иностранцам;
капитала «–» расходы на покупку
активов у иностранцев.
Платежный баланс всегда являлся объектом государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо — у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса и миграцию капиталов.
Во-вторых, после отмены «золотого стандарта» в 30-х гг. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем автоматического ценового регулирования действует крайне слабо
В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства.
Таким образом, эти неразрешённые до конца проблемы сальдо национальных торговых балансов (даже в рамках ВТО) часто приводят к протекционистской политике по отношению к нерезидентам со стороны национальных правительств в защиту своих резидентов, что сказывается отрицательно на принципах свободы предпринимательства.
Экспортная специализации
Согласно исследованиям американского социолога А.Тофлера, мировая экономическая система состоит из четырёх фундаментальных слоёв, образующих основу любой содержательной интеграции:
а). аграрно-сырьевые и традиционные экономики;
б). научно-технологические и индустриально-развитые экономики;
в). информационно-коммуникационные сообщества с развитой торгово-финансовой экономической структурой;
г). идейно и духовно интегрированные сообщества, сформированные на основе вышеперечисленных приоритетов.
Последний кризис системы рыночных ценностей в мире подтвердил эти исследования: смена геополитической позиции той же Европы – это выбор социальной стабильности, основанной на своих культурных традициях и на анти-эгоистических принципах.
Степень участия той или иной страны в формировании мировых рынков определяется, в том числе, через такой универсальный показатель, как «уровень специализации национальной экономики и экспорта данной специализированной продукции», а именно:
КОЭС = Эс / Эм, где:
КОЭС – «коэффициент относительной экспортной специализации»
экономики отдельной страны в мировом хозяйстве;
Эс – удельный вес специализированного товара в экспорте страны;
Эм – удельный вес аналогичного товара (услуги) в мировом экспорте.
Остаётся добавить: если КОЭС > 1, то считается, что отрасль-производитель в экономике отдельной страны может быть отнесена к
международно-специализированной отрасли. Например, доля России
в мировой торговле высокотехнологичной продукцией на сегодня – 1%.
Конкурентные преимущества
На сегодняшний день существуют две предпосылки ускоренного развития национальных экономических систем на основе использования своих конкурентных преимуществ:
а) эффективность взаимодействия системы с внешней средой, отражающая соотношение стоимости производимого экономической системой (страной или отраслью) продукта и уровня доступности ресурсов в этой среде (фактор абсолютного преимущества данной экономической системы);
б) способ организации производства внутри самой экономической системы (страны или отрасли) на основе как традиционных источников конкурентного преимущества (труда и капитала), так и на основе остаточных компонентов: технология, управление, реклама, оплата труда, финансы (фактор сравнительных преимуществ данной экономической системы).
Не случайно, что ещё в 1994 году страны Европы утвердили концепцию промышленной политики ЕЭС, где отмечалось невозможным обеспечение устойчивой и долгосрочной деловой активности без наличия в Европе конкурентоспособного производства готовой продукции, основанного на современном инновационном фундаменте.
По общепринятому мнению, конкурентоспособность экономической системы представляет собой функцию многофакторную, однако первичным и базисным здесь неизменно считается уровень конкурентоспособности товаров и товарного производства, организованного в системе. Экономика услуг в принципе не может служить устойчивым базисом наличия в стране конкурентоспособных воспроизводственных процессов. Так, эксперты швейцарской школы бизнеса IMD под конкурентоспособностью понимают: способность стран формировать и поддерживать среду, которая помогает предприятиям создавать высокую добавленную стоимость, а гражданам – улучшать уровень и качество своего благосостояния.
Исследования американского экономиста М.Портера подтверждают
это умозаключение: конкурентное преимущество любой страны, необходимое для обеспечения высокого уровня её экономического
развития, основано на сочетании следующих параметров, известных как «ромб Портера», а именно:
а). факторы производства (основные и развитые);
б). платёжеспособный спрос (структура и уровень);
в). стратегия фирм (производство и маркетинг);
г). сопряжённые отрасли (смежные и дополняющие).
Эта модель достаточно простая, но одновременно и достаточно эффективная для успешного поиска страной конкурентной ниши на глобальных рынках.
Есть и такая модель организации конкурентной среды в сфере мировой торговли, как концепция «интернализации» (от лат. «internus» – внутренний), которая в своей основе опирается на идею Р.Коуза о том, что внутри большой транснациональной корпорации действует особый внутренний рынок, регулируемый руководством этой корпорации. Это помогает фирмам значительно снизить издержки (трансакционные или трансграничные).
Теория глобализации
Глобализация – это по сути очередной этап интернационализации экономических связей, основанный на развитии информационных и коммуникационных технологий. Французский экономист Ж.Сапир так оценивает глобализацию: это сочетание двух процессов – в лице роста индустриального капитализма и расширения торговой открытости. Но глобализация одновременно связана и с процессами международной регионализации как защитной реакции ряда развивающихся стран на отрицательное воздействие на них со стороны той же глобализации.
Среди многочисленных взглядов на глобализацию можно выделить
два основных направления:
а) «супер-глобалисты» (считают глобализацию феноменом мировой экономики, которая принципиально изменила современный деловой мир);
б) «эволюционисты» (не считают глобализацию чем-то феноменальным – что-то подобное уже не раз было в прошлом в мировой экономике).
Таким образом, институциональные изменения в мире, вызванные
процессом глобализации, показывают: всюду, где можно, государство
уходит от непосредственного участия в качестве менеджера объектов
производства, но при этом сохраняет за собой функции контролёра.
Структурные и функциональные изменения в экономической системе (стране или отрасли) призваны обеспечить условия для успешной деятельности её отдельных элементов «по назначению», приводить в соответствие со складывающимися условиями внешней среды её основные компетенции.
Вся совокупность таких изменений и работа по управлению такими изменениями обычно называется «развитием», т.е. созданием у системы экономических отношений (в стране или в отрасли) своих конкурентных преимуществ.
Проблемой глобализации в условиях национального экономического развития активно занимался нобелевский лауреат в области финансов
Р.Мандел, разработавший доктрину «оптимальной валютной зоны». Эта внешнеэкономическая доктрина пришла на смену концепции «закрытой валютной зоны» (так называемая, Бреттон-Вудская система). Дополненная далее концепцией монетарной политики центральных банков, она стала основой формирования единого денежного пространства для такого крупного регионального политического образования, как Европейский Союз (ЕС).
Так у стран появились три простых, но достаточно эффективных в деле
региональной европейской финансовой интеграции, правила:
а) наличие в стране сбалансированного бюджета (норма дефицита
бюджета государства не более 3% от ВВП);
б) ограничение на заимствования правительства внутри страны (норма
процента внутреннего государственного займа);
в) ограничение на величину общего национального долга в стране (норма
долга по отношению к ВВП страны – не более 60%).
А также ограничение на уровень безработицы в странах ЕС (не более естественной нормы безработицы для каждой из стран) и стимулирование полной занятости со стороны национальных правительств (для граждан, желающих переместиться или переобучиться в поисках рабочего места).
Лекция 3
Теория международного обмена
1. Международная специализация производства
2. Изменения в структуре факторов
3. Современная мировая торговля
4. Влияние научно-технического прогресса
Виды торговых ограничений.
Исторический опыт международной торговли показывает большое количество регулируемых государством барьеров на пути свободного обмена товарами: пошлины, квоты, нетарифные ограничения т.д.
Во-первых, таможенные пошлины – по существу, они являются акцизным налогом на импортные товары. Они могут вводиться государством с целью получения дополнительных доходов в бюджет или для защиты своего внутреннего рынка (например, утилизационный сбор на ввозимые в страну импортные автомобили). Как правило, фискальные пошлины применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин обычно невелики – в отличие от протекционистских пошлин, которые достаточно велики для защиты от иностранной конкуренции местных производителей (например, тот же самый утилизационный сбор). Размер пошлин, прежде всего, определяется уровнем экономического развития страны: чем он ниже – тем ставки пошлин выше, поскольку таким образом недостаточно развитые экономики защищаются от чрезмерной иностранной конкуренции (например, заградительные пошлины на отдельные виды ввозимой сельскохозяйственной продукции). Поэтому все страны имеют, в той или иной степени, таможенные тарифы, которые имеют единую унификацию на основе, так называемой, Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (например, штрих-коды).
Таможенные пошлины различаются также относительно степени обработки товара: с повышением степени – растут и ставки пошлины, где наиболее высокие ставки устанавливаются на трудоёмкие готовые изделия (или товары с высокой добавленной стоимостью). Это связано, прежде всего, для защиты отечественного интеллектуального (человеческого) капитала от конкуренции со стороны импортируемого товара, где присутствует стоимость низкоквалифицированного труда.
Наконец, тарифы почти во всех странах различаются по отношению к стране экспортёру: имеются 5, 7 и даже 9 колонок ставок пошлин. В случае с Россией, на неё пока распространяются, в основном, средние ставки пошлин – с перспективой выхода на режим наибольшего благоприятствования.
Во-вторых, импортные квоты – с помощью них устанавливаются максимальные объёмы товаров, которые могут быть импортированы за определённый период времени. Часто бывает так, что импортные квоты оказываются более радикальным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Если наличие высоких таможенных пошлин не может само по себе снизить необходимое для импортёра количество ввозимого товара, то наличие жёсткой квоты прямо ограничивает количество ввозимого товара – независимо от его конкурентных преимуществ по отношению к местному товару. Различают квотирования: глобальное, индивидуальное, тарифное, сезонное, «добровольное» и т.д. Импортные квоты, как и таможенные пошлины, относятся к экономическим методам государственного регулирования внешней торговли.
В-третьих, нетарифные барьеры – это система обязательного лицензирования и создания неоправданных стандартов качества ввозимой продукции, или же просто бюрократические запреты в рамках таможенных процедур международной торговли. Существуют, примерно, 50 видов нетарифных ограничений внешней торговли. Среди них наибольшее распространение получили:
а) полное запрещение торговли (эмбарго);
б) частичные запреты на ввоз определённых товаров;
в) косвенный запрет торговли при наличии определённых условий;
г) сезонные и временные запреты на торговлю;
д) завуалированный запрет в плане организации торговли.
Следует сказать, что нетарифные методы регулирования внешней торговли могут носить как законный характер (например, с одобрения ООН), так и носить явно дискриминационный характер (например, под давлением отдельных государств). В последнее время, особенно за пределами России, всё более важная роль в регулировании внешней торговли отводится специальным требованиям к импортным товарам – в первую очередь, в отношении их безопасности с точки зрения экологических норм. Выполнение этих требований обеспечивается системой контролирующих учреждений, которые выдают или не выдают импортёру документы, подтверждающие безопасность товара.
Внутренний рынок корпораций
Внутри ТНК существует особого рода международный внутренний (internal – от лат. internus) рынок, который формируется вследствие особых экономических связей между материнской компанией и всеми её зарубежными филиалами. Этот рынок регулируется руководителями головной компании и филиалов, специфическими методами — планированием, трансфертными ценами, бартером и т. д., что превращает значительную часть торговых, финансовых, формально международных операций во внутрифирменные операции. Для этих операций характерны следующие черты:
а) мононациональность (или преобладание капитала одной национальности по стране базирования) в уставном капитале. Именно по этому признаку в специальной литературе и на практике сохраняется определение принадлежности ТНК к той или иной стране (США, Германия, Индия и
т. п.). Как правило, контрольный пакет акций сосредоточен в руках головной компании, штаб которой находится в стране ее базирования. В отличие от ТНК у многонациональных компаний (МНК) контрольный пакет акций принадлежит нескольким государствам одновременно. Их акционерный капитал рассредоточен по нескольким национальным фирмам (например, “Юнилевер”, “Ройл-дач-Шелл”, “Агфа-Геверт” и др.);
б) монопольный (олигопольный) и международный характер деятельности корпорации. Этот признак обусловливает систему и образ их действий в мировой экономике, способность трансформировать МЭО в направлениях, дающих им возможность обеспечивать лидирующие позиции на ключевых рынках и таким образом получать прибыль на весь авансированный капитал;
в) относительная независимость движения капитала внутри ТНК, между ТНК и принимающей страной от процессов, происходящих внутри страны базирования головной компании.
в) относительно высокая доля иностранных операций в деятельности ТНК (продажа, доходы и т. д.). По общепринятым нормам, она должна составлять не менее 25% от их объемов.
г) интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.
Таким образом, рассмотренные выше признаки позволяют определять ТНК, по меньшей мере, в трех аспектах:
а) как экономическая категория на современном этапе эволюции мировой экономики ТНК отражает явления и процессы, свойственные постиндустриальному этапу развития общественного товарного производства в условиях частной собственности на средства производства.
б) как организационно-экономическое образование ТНК — это особого вида частные акционерные монополистические объединения головной компании и подразделений.
в) как форма международного предпринимательства (бизнеса) ТНК — это способ ведения бизнеса, основывающийся на международном производстве прибавочной стоимости и реализации ее в прибыль на мировых рынках в форме вывоза товара и (или) капитала.
Существуют различные концепции, объясняющие их возникновение и развитие. Одна из них — относительная узость внутреннего рынка в условиях постоянно нарастающих объемов производства при антимонопольном регулировании внутренних рынков в большинстве развитых государств и соответственно объективная необходимость выхода на рынки других стран не просто с товарами, но с конкурентными преимуществами крупных монополий. В настоящее время вывоз капитала остается основной формой экспансии как для сформировавшихся, так и для вновь создаваемых ТНК. Благодаря вывозу капитала ТНК в настоящее время образуют наиболее динамичный сектор мировой экономики. Их инвестиции растут в два раза быстрее экспорта товаров.
Преимущественной формой вывоза капитала становятся прямые иностранные инвестиции (ПИИ), поскольку право собственности на инвестированный капитал делает возможным контроль инвестора над предприятием, в которое он инвестировал.
Значимость производственной деятельности ТНК в мировом хозяйстве усиливается, это особенно заметно в наиболее технологичных, наукоемких производствах. Например, в области технологии на операции между головными компаниями и их зарубежными филиалами приходится, по оценкам, 68,6% - 70% глобальных выплат роялти и иных платежей.
Важнейшими регионами деятельности ТНК являются развитые страны. Однако с 1995 г. интенсифицировались потоки ПИИ в развивающиеся и из развивающихся стран. Среди развивающихся стран основными получателями ПИИ являются Китай, страны Азии и Океании, Юго-Восточной Европы и СНГ. Во многом это связано с геополитическими глобальными изменениями, произошедшими в мире, с созданием собственных ТНК в наиболее продвинутых развивающихся странах, включая постсоциалистические экономики, а также с активизацией процессов глобализации в мировой экономике.
Мировой ранок технологий способствует интеллектуализации мировой экономики в целом. Главными субъектами выступают ТНК, в которых происходит совместное использование результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше национального. Около 2/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный обмен ТНК. Более 60% лицензионных поступлений промышленно развитых стран приходится на долю внутрикорпорационных поступлений (в США – 80%). Крупнейшие ТНК сосредотачивают исследования в своих руках, что способствует монополизации мирового рынка технологий (уровень контроля до 89-90%);
Основные региональные блоки
ЕАСТ – Европейская ассоциация свободной торговли. Эта интеграционная группа была создана в 1960 г. Первоначально в ее состав входили десять стран — Великобритания, Дания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. В связи с присоединением к ЕС в 1973 г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986 г. — Португалия, а в 1995 г. — Австрия, Финляндия и Швеция. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария.
ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. Главное место в деятельности этой ассоциации занимает экономическое сотрудничество. ЕАСТ содействует развитию торговля между странами-членами в условиях частной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров.
ЕЭП – Европейское экономическое пространство. Эта организация представляет собой совокупность ряда государств, на территории которых действуют общие правила хозяйствования, а также согласованные принципы проведения единой политики в области внешнеэкономических связей, валютно-финансовой и инвестиционной сферах.
Такого рода пространство может возникнуть в любом регионе мира. В настоящее время оно уже функционирует на территории стран Европы под названием Единое экономическое пространство. Соглашение о его образовании было подписано в 1992 г., которое предусматривало создание единой межгосударственной территориальной структуры, действующей на основе общих правил и равных условий конкуренции.
Соглашение вступило в силу в 1994г. и его положения применяются на практике пятнадцатью членами ЕС и тремя членами ЕАСТ, кроме Швейцарии. Данное соглашение предусматривает свободное движение капиталов, товаров, услуг и людей согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, образования.
ОЭС – Организация экономического сотрудничества. Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано в 1995 г. с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для длительного экономического роста в регионе.
Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.
НАФТА (с 1 октября 2018 года: USMCA) – Североамериканская зона свободной торговли. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного полушария — США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994 г. Территория трех государств-членов занимает обширное пространство с населением в 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграцию капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок. Согласно Соглашению трех государств на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между ними должны были быть сняты, а таможенные пошлины и торговые барьеры отменены.
МЕРКОСУР — Общий рынок стран Южного конуса. Интеграционный союз государств создан на основе Асунсьонского договора, подписанного в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем в целях создания Зоны свободной торговли и Таможенного союза. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырех стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений. В результате действий Договора взаимный товарооборот стран МЕРКОСУР увеличился с $3,5 до $15 млрд. долл. к началу ХХI века.
АТЭС — Азиатско-Тихоокенское экономическое сообщество. Образовано в 1989 г. по предложению Австралии в целях поддержания экономического развития стран-участниц и усиления положительного воздействия растущей экономической взаимной зависимости стран АТР, в том числе в области услуг, капитала и технологий. Статус этой организации предусматривает укрепление открытой многосторонней торговой системы, увеличение степени либерализации торговли инвестиций в АТР, усиление и стимулирование частного сектора.
Деятельность АТЭС заключается в обмене информацией и проведении консультаций о политике и развитии экономики, осуществлении корректировок и сокращении разрыва в экономическом развитии, о разработке стратегий, предусматривающих уменьшение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций.
В настоящее время членами АТЭС является 21 государство. Россия является полноправной участницей АТЭС и уже успела провести осенью 2012 года встречу саммит государств-членов АТЭС на высшем уровне во Владивостоке.
АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Была создана в 1967 г. и на протяжении 30 лет успешно действует в регионе Восточной Азии. В эту группировку входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Филиппины, Таиланд.
Основные цели деятельности АСЕАН – содействовать развитию сотрудничества в экономической, социальной и культурной областях, развивать сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и связи для повышения уровня жизни населения, взаимодействовать в сфере науки и образования.
САЭЕ – Совет арабского экономического единства. Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в 1964 г. двенадцатью государствами (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан).
Основные цели САЭЕ – это достижение арабского экономического единства, обеспечение свободы движения капитала и людей, свободы обмена национальными товарами, гарантия свободы выбора места жительства, места работы, а также обеспечение свободы транспорта, транзита и использования транспортной инфраструктуры.
Важным направлением, достижения Совета арабского экономического единства стало создание совместных арабских компаний, которые работают в области добывающей и медицинской промышленности, развития животноводства, промышленных инвестиций.
ОПЕК — Организация стран-экспортеров нефти. Образована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав организации был принят в 1965 г. в Каракасе. В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия.
Страны ОПЕК сотрудничают в различных подразделениях нефтяной промышленности, осуществляют защиту своих интересов в этой отрасли как индивидуально, так и коллективно. Кроме того, они объединяют усилия по обеспечению поставок нефти на равноправных и справедливых условиях, а также создают благоприятный климат для вложения капитала и передачи технического опыта в целях развития нефтяной промышленности государств—членов.
ОАЕ—Организация африканского единства. Создана в 1964 г. на Конференции глав государств и правительств в Аддис-Абебе после многочисленных ранее предпринимавшихся попыток. Членами данной организации являются 53 страны. Основные цели ОАЕ – это содействие единству и солидарности африканских стран, координация усилий по повышению уровня жизни африканских народов, ликвидация всех форм колониализма в Африке.
ЕврАзЭС (или ЕАЭС) – ЕврАзи́йское Экономи́ческое Соо́бщество. Международная экономическая организация, созданная в 1995 году с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других элементов, обеспечивающих функционирование общего рынка. В сообщество входят пять стран СНГ – Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия – и Таджикистан как кандидат. В рамках сообщества созданы более тесные экономические объединения стран – Зона свободной торговли (ЗСТ), Таможенный союз (ТС), а с 1 января 2012 года – Единое экономическое пространство (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана.
АLBА (исп.) – Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América, Альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В состав альянса входят девять стран: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Гондурас, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины.
Как международная организация и субрегиональное интеграционное объединение ALBA был создан в 2004 году по инициативе У.Чавеса и Ф.Кастро. Цель альянса — содействие торговле и кооперации между странами – ее участниками.
В 2012 году Россия вошла в крупнейшую мировую экономическую группировку – Всемирную Торговую Организацию (ВТО), где намерена защищать и развивать свои экономические интересы на основе взаимовыгодного сотрудничества в рамках международной торговли и экономического развития страны в системе региональных союзов.
Но ситуация усугубляется тем, что растут суверенные долги основных игроков на мировых рынках. Новый глобальный финансовый кризис может произойти уже в 2018 году, считает американский инвестор Джим Роджерс, владелец Rogers Holdings. Какие факторы говорят об этом? Во-первых, экстремально низкий уровень волатильности биржевых рынков (индикатор VIX или »индекс страха»). Вызывает беспокойство и маржинальный долг на фондовом рынке США – это деньги, которые брокеры одолжили инвесторам на покупку ценных бумаг. Озабоченность вызывает также индикатор Баффета, который показывает соотношение между капитализацией фондового рынка и размером ВВП США. Сейчас это соотношение – $25 трлн. долл. против $19 трлн. То есть актуальная стоимость фондового рынка на 133% больше размеров реальной экономики. Большая вероятность, что «черный лебедь» прилетит из Китая, где наблюдается пузырь на финансовом рынке: размер финансового сектора в Поднебесной достиг $35 трлн. долл., что в три раза выше ВВП страны. Однако в 2016 году еще семь государств имели долг выше 100% к ВВП, где: Япония (211%), Италия (136%), Испания (100%), Бельгия (109%), Сингапур (108%), Греция (176%), Португалия (129%) и две страны под 100% – США и Франция.
Тема 12
Место Российской Федерации в мировой экономике
1. Страны с переходной экономикой
2. Общая характеристика роли России
3. Конкурентные преимущества России
4. Интеграция России в структуры ВТО
Система и цели мировой экономики
Мировую экономику можно определить как экономическую систему, самовоспроизводящуюся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов надстроечных отношений в той мере, в какой входящие в него национальные хозяйства обладают определенными совместимостью на каждом из трех названных уровней. В этом определении находят отражение основные составные части хозяйства, включая материальную базу, реализацию различных форм собственности и определенный порядок функционирования воспроизводственных процессов. Основой возникновения и существования системы выступает ее целостность, которая предполагает экономическое взаимодействие всех составных частей системы на достаточно устойчивом уровне, что обеспечивает регулярную циркуляцию воспроизводимого продукта в глобальном масштабе, постоянную деятельность, жизнеспособность системы, ее саморегуляцию и развитие. Такое единство мирового хозяйства, циркуляция воспроизводимого продукта обеспечивается национальными и международными рынками с присущими им товарно-денежными отношениями и множественностью цен.
В широком понимании рынок представляет собой совокупность экономических, социальных и политических отношений, складывающихся в процессе обмена товаров и услуг. Рынок это отдельная категория, развивающаяся под влиянием собственных закономерностей и оказывающая воздействие на весь ход воспроизводства, т.е. он является неотъемлемой стадией воспроизводства, развивающейся в тесном взаимодействии с его остальными элементами – производством, распределением и потреблением. Мировая экономика это сложная система, характеризующаяся множественностью составляющих ее элементов, иерархичностью, многоуровневостью, структурностью. Основу системы составляет международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и роли в целом оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы. Мировая экономика как система имеет общую цель – удовлетворение человеческих потребностей (спроса), но в разных подсистемах эта цель модифицируется в силу различных социально-экономических условий.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 243.