Оптимизация совместного выпуска
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рынок предпринимательство экономический прибыль

Условия совершенной конкуренции. (оба товара выпускаются совместно: увеличив выпуск одного из них на единицу, мы автоматически увеличиваем на единицу и выпуск второго). => MRt = MRa + MRb, Qab обеспечивает максимальную прибыль. правило: для совместно выпускаемых товаров оптимизируется их общий объем производства, а не сопоставляются издержки и доходы по каждому товару в отдельности.

Совместный выпуск и утилизация отходов.

Бывает, что прибыльным является только совместный выпуск продуктов.

АТС, лежит выше кривых D каждого из двух товаров в отдельности , Dt имеет прибыльную зону между к. т. 1 и 2. Если сбыт одного из продуктов прекратится, то выпуск другого тоже станет убыточным.

Это происходит из-за неспособности фирмы рациональным образом использовать отходы производства. отходы -- это, по существу, товар, производимый совместно с основным изделием, но не находящий сбыта, т.е. "продаваемый" по цене, равной нулю, (или, р<0, т.к. за утилизацию надо платить) . Поиск доходного использования отходов - важная задача менеджера. Пример, многие рос.горнорудные предприятия убыточны потому, что выбрасывают в отвалы сопутствующие полезные ископаемые.

Совместный выпуск при несовершенной конкуренции. MCt и MRt формируется путем вертикального суммирования, в общем, все то же самое.

Однако иногда при несов. конкуренции возникает ситуация излишнего производства одного из совместных продуктов. Сколько бы продуктов А и В ни выпустила фирма --совершенный конкурент, рынок примет их по цене Ра и Рв.

Пример, субпродукты. Спрос немногочисленных любителей жареных легких исчерпается значительно раньше, чем выпуск этих самых легких, неизбежно высокий из-за мяса. Кривая MRа легких в силу падения цен на этот продукт быстро снижается по мере роста его выпуска (часть легких можно продать гурманам по достойной цене, остальное -- только производителям кошачьих кормов за гроши) и в точке QK достигает нуля, а затем переходит в область отрицательных значений. Естественно, тут фирма прекращает выпуск продукта А, а MRt совпадает, начиная с точки К, с MRB. Практический вывод - менее популярный товар из числа совместно производимых продуктов не всегда нужно стремиться продать полностью. Товар А имеет смысл продавать лишь в объеме QK. Но часто верный ход состоит в удовлетворении только наиболее выгодных заявок на него, если дальше будет целесообразно утилизировать его.

Многопродуктовая фирма: альтернативный выпуск продукции

Альтернативный выпуск продукции осуществляется, если одни и те же ресурсы могут быть применены для производства либо одного, либо другого продукта.

При альтернативном выпуске продуктов пропорция их производства может меняться.

Центральным моментом для понимания логики поведения фирмы в этом вопросе является деление всех используемых факторов производства на специфические и обшие (special and common factors).

Специфические факторы производства (или специфические ресурсы) используются только при производстве данного товара, но не альтернативных ему продуктов.

Общие ресурсы, напротив, могут быть применены для выпуска любого из альтернативных товаров.

Проблема выбора встает в связи с использованием общих ресурсов, применение которых в одних целях исключает их применение в других. Другими словами, выбор из альтернативных продуктов -- это в первую очередь выбор направления использования общих ресурсов.

В соответствии с логикой правила МС = MR фирма получает максимальную прибыль, когда предельные издержки по выпуску и реализации ряда товаров становятся равными предельным доходам, которые они приносят. С учетом деления ресурсов на общие и специфические эту закономерность можно представить в виде формулы

MR = МС = MCsf + МСсf,

Где МСsf-- предельные издержки на специфические факторы производства;

МСсf -- предельные издержки на общие факторы производства.

Откуда следует

MR-MCsf=MCcf.

То есть фирма максимизирует прибыль, когда предельный доход за вычетом предельных издержек на специфические факторы производства равен предельным издержкам на общие факторы производства. Величину {MR-MCsf) принято обозначать Dcf и называть спросом на общие факторы производства, или спросом на общие ресурсы.

Экономический смысл величины разности (MR - MCSf) по каждому конкретному товару. Это предельный доход производства данного товара, очишенный от предельных издержек на специфические ресурсы, затраченные при его изготовлении. Чем выше данная разность, тем более выгодно направление обoих ресурсов на выпуск именно этого товара.

Изобразим графически величину спроса на общие ресурсы по каждому из альтернативных товаров.

Пусть на некий товар существует рыночная цена Р1. Ее кривая в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (P1 = MR). Нанесем на тот же график величину предельных издержек на специфические ресурсы (МСsf Расстояние между каждой точкой последней кривой и иеной товара и составит искомую величину спроса на общие ресурсы * MR-MCsf). Например, чтобы найти величину Dcf для уровня производства Q1, достаточно отложить по вертикали точку С с таким расчетом, чтобы отрезок Q1 C был равен (что отмечено на графике двумя горизонтальными черточками) расстоянию АВ между кривыми MR и MCsf. Таким способом можно найти любую точку кривой спроса на общие ресурсы (Dcf)*

Вывод: производство должно перераспределяться в сторону увеличения выпуска тех продуктов, которые предъявляют наибольший спрос на общие ресурсы (т.е. тех товаров, у которых самая большая разность между иеной и предельными издержками на специфические ресурсы).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 338.