Трансакционные издержки: сущность, классификация. Барьер трансакционных издержек на пути к полной информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Трансакционные издержки - это издержки взаимодействия субъектов экономики.

Трансакция - это перемещение экономического блага или права на него от одного субъекта к другому. Бывают рыночные и внутрифирменные.

Виды издержек экономических субъектов: Трансформационные - затраты на изготовление благ; Трансакционные - затраты на взаимодействие в процессе изготовления благ

Источники возникновения трансакционных издержек: Затраты при получении информации; Эгоизм субъектов экономики; Принцип ограниченной рациональности.

Получение информации: Для потребителей:

• Цена товара

• Качество товара

• Наличие товаров-субститутов

Для производителя:

• Величина спроса

• Вкусы потребителя

• Поведение конкурентов

Эгоизм, или оппортунистическое поведение Недобросовестное поведение рыночных агентов; Корыстный интерес; Мошенничество

Причина: информационная асимметрия

Ограниченная рациональность: Потребитель и производитель не могут действовать рационально, поскольку обладают недостаточным количеством информации

Многопродуктовая фирма: совместный выпуск продукции

В наше время почти невозможно найти фирму, производящую лишь один продукт. На реальном рынке действуют практически только многопродуктовые фирмы, т.е. предлагающие несколько видов товаров (услуг). Разновидности товара порождают у фирмы разные издержки, => разные кривые предложения => разные кривые спроса =>разные прибыли. задача менеджера состоит в оптимизации ассортимента: в условиях ограниченности ресурсов решает, на выпуск каких товаров их выгодней направить и как определить оптимальный объем выпуска каждого из продуктов.

Современные компании являются еще многозаводскими предприятиями, в состав которых входит несколько заводов. Пример, в состав МКФ красн.октябрь входят фабрики в Москве, Рязани, Туле, Коломне, Тамбове и др. Вывод. Реальные фирмы являются мультирыночными.

В основе функционирования многопродуктовой фирмы входит.

Концепция экономии от разнообразия - совместное производство 2-х и более товаров позволяет значительно снижать затраты по сравнению с раздельным производством товаров.

Создание разнообразных товаров связано с функционирование несов.конкуренции, которая ведет к избыточной мощности фирмы.

Избыточная мощность - причина появления многопродуктовой фирмы, поскольку та пытается использовать свою избыточную мощность для производства другой продукции.

Теорема. Усиление степени дифференцированности товаров приводит к усилению степени несовершенства конкуренции и отклонению используемых мощностей, объемов производства, цен от наиболее эффективных.

За разнообразие товаров обществу приходится "расплачиваться" избытком построенных, но недоиспользуемых мощностей.

Два вида производства многопродуктовой фирмы

Совместный выпуск происходит тогда, когда технология использования ресурсов предполагает появление нескольких разных продуктов в ходе одного производственного процесса. Например, технология работы скотобоен такова, что всегда одновременно производятся и мясо, и шкуры скота.

Альтернативный выпуск осуществляется, если одни и те же ресурсы могут быть применены для производства либо одного, либо другого продукта. Скажем, кондитерская фабрика выбирает, что изготовлять на одной и той же производственной линии: "Трюфели" или "Красную Москву".

Совместный выпуск и совместные издержки

Выпуск продуктов в фиксированной пропорции. Пример, золото обычно добывается из руды вместе с медью и другими цветными металлами. Пропорция выхода разных металлов на каждом месторождении относительно устойчива.

Особенность совместного производства - отсутствие экономически обоснованного способа распределения понесенных издержек между совместно изготовляемыми товарами. Т.е. то невозможно сказать, какой процент из разделки туши потрачен на очистку шкуры от мяса, а какой -- на освобождение мяса от шкуры. Ответ в том, что все издержки являются совместными для обоих продуктов. Это и есть ловушка для менеджера при принятии управленческих решений. Если слишком большая доля издержек будет отнесена на один продукт, то его установившаяся на рынке цена окажется ниже издержек. И менеджер, сочтя его выпуск убыточным, остановит производство. А, производство второго продукта кажется выгодным, хотя таковым не является. Поэтому попытки расширить его выпуск нерациональны. Отсюда следует эмпирическое правило: если некоторый продукт является устойчиво сверхприбыльным, а данная сфера деятельности все равно не привлекает конкурентов, то скорее всего это искусственный эффект, обусловленный манипуляциями с распределением совместных затрат. Индикатором искусственности в данном случае выступает необъяснимое нежелание конкурентов заниматься на редкость прибыльным бизнесом.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 379.