Для того чтобы определить объем производства в к-интервале (период, недостаточный для вхождения новых производителей в отрасль или выхода из нее) существует два пути. Первый - фирма сравнивает получаемый ею валовой доход при различных объемах выпуска с валовыми издержками, соответствующими каждому из возможных объемов. Фирма выберет вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной, т.е. будет достигнут максимальный объем прибыли.
Рис. 1. Выбор объема производства фирмой путем сопоставления валовых (TR) и предельных доходов (MR) и издержек: (TC/MC).
ТС — валовые издержки; TR — валовой доход; МС — предельные издержки; MR — предельный доход
Фирма будет сравнивать предельный доход и предельные издержки. До тех пор пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, фирма будет наращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит увеличивать объем выпуска. Используя либо первый подход (сравнение валовых дохода и издержек), либо второй (сравнение предельных дохода и издержек), фирма выберет объем производства Q0, который обеспечит ей максимальную прибыль. Однако, в к-периоде фирма может столкнуться с ситуацией убытков. В этих условиях поведение фирмы может быть двояким: либо она продолжит производство, несмотря на убытки, либо прекратит свою деятельность и закроется. Возможны три ситуации:
1) Производя продукцию в количестве Q0 , при котором обеспечивается равенство цены и предельных издержек, фирма получает прибыль, поскольку сложившаяся на рынке цена P0 превышает минимальные средние валовые издержки.
Рис. 2. Максимизация прибыли фирмой в условиях совершенной конкуренции
2) Если предположить, что рыночная цена продукции упала до уровня P1 и стала ниже минимума средних валовых издержек фирмы, и выше минимума средних переменных издержек, то фирма продолжит производство в объеме, который позволит максимально сократить возникшие убытки.
Рис. 3. Минимизация убытков фирмой в условиях совершенной конкуренции.
3) Если рыночная цена снизится до уровня P2 и окажется ниже минимальных средних переменных издержек, то фирма не сможет компенсировать даже части своих постоянных затрат (аренда помещения, оборудования) и единственным выходом для нее станет прекращение производства.
Рис. 4. Соотношение цены и издержек, когда единственным выходом для фирмы является прекращение деятельности.
Критические точки - объемы производства, при которых фирма входит в зону прибыльности и выходит из нее. Критические точки играют определяющую роль в процессе управления фирмой. Логика анализа критических точек. На практике, как правило, анализ ведется по отношению к критической точке 1 (Q1). Ситуация с оценкой Q2 встречается гораздо реже. Анализ удобнее осуществлять в алгебраической форме. Анализ необходим менеджеру для повышения эффективности функционирования фирмы. Для каждой критической точки TR=TC или P*Q = VC +FC = Q*(AVC) +FC => Q = FC/(P-AVC), где P-AVC = CM (contribution margin) операционная маржа. Это правило работает только на промежутке между Q1 и Q2, этот промежуток соответствует нормальному режиму работы оборудования, при котором AVC = const. Применение анализа критических точек: 1) Определение целевых ориентиров производства, т.е. анализ бизнес-плана (сравнение Q1 и ожидаемого спроса) 2) Формирование ассортимента многопродуктовой фирмы, продукты которой отличаются по прибыльности: TR = TC + прибыль => Q1 = (FC+прибыль)/CM. Если Q фактический больше, чем Q1, то фирма осуществляет (или продолжает) выпуск 3) При выборе технологии производства, т.к. как правило величина VC зависит от FC: обычно VC обратно пропорциональны первоначальным затратам FC
Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.