Предприниматель-собственник является классической фигурой в период становления индустриального общества. Выполнение один лицом- предпринимателем -несколько функций было возможным по причине того, что на ранних стадиях капитализма типичной формой организации производства выступала ремесленная мастерская, мануфактура или мелкая фабрика. Небольшие размеры производства позволяли пр. успешно сочетать не только функции собственника, но и осуществлять координацию деятельности персонала. Развитие индустриальной, а затем постиндустриальной экономики вызвало усложнение организационных форм фирмы. Увеличение размеров предприятия, использование новейших технологий постоянно повышали требования к пр. Все острее ощущалась необходимость в привлечении в бизнес профессионалов, обладающих специальными познаниями в конкретных областях экономики, умеющих организовать труд работников, знающих психологию, математику и т.д. Т.е росла потребность в менеджерах.
В итоге на многих фабриках были выбраны лучшие работники, которые обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди и были первыми менеджерами.
Предпринимательская функция не просто переходит от собственника к высшим менеджерам, а расщепляется или распределяется по всей управленческой пирамиде компании. Даже продавец, нашедший индивидуальный подход к покупателю, убедивший его в покупке, в некотором смысле является пр. Менеджеры более высокого уровня проявляют свой предприг. талант прежде всего в подборе и расстановке творчески работающий кадров.
12. Закономерности спроса на однотипные товары, их последствия для практики ценообразования
Однотипные товары это товары близкие по своим характеристикам и потому легко замещающие друг друга. Примеры: рынки шоколада, молока, соков, автомобильных покрышек и т.п. также фармацевтический рынок, к примеру, ацетилсалициновая кислота, он же аспирин:
На рынке России постоянно имеется не менее десятка отечественных вариантов ацетилсалициловой кислоты, ряд сравнительно дешевых иностранных аналогов того же препарата, существенно более дорогой упсарин (торговая знак принадлежит фирме "УПСА") и собственно сам аспирин (торговый знак принадлежит "Байер").
Рассмотрим ситуацию, складывающуюся с аспирином. Все основные факторы вынуждают потребителя приобретать аспирин, даже если цены высоки или быстро растут.
Лекарство нужно многим
Точной замены ему нет
Купив упаковку, покупатель не разорится
Болезнь не дает отложить покупку на потом
В итоге, перед покупателями стоит вопрос не о том, покупать ли вообще ацетилсалициловую кислоту, а о том, какую из ее разновидностей выбрать, т.е. общеотраслевой спрос достаточно неэластичен.
Совместное и одностороннее изменение цен.
Совместное. Допустим, все производители аспирина по каким-то причинам повысят цены (например, из-за введения нового налога), то каждый из них ощутит лишь небольшое изменение спроса на свою продукцию: скажется низкая эластичность спроса на распространенное болеутоляющее.
D0 - общеотраслевая кривая спроса характеризует сумму спроса на оба товара. D1 и D2 кривые спроса на два близких товара почти сливаются в силу сходства свойств. Поэтому продажи каждой из фирм будут расти или падать одновременно при совместном изменении цен.
Одностороннее изменение цен. Допусти, цена 1-го товара P1 не изменяется, а 2-й производитель односторонне понижает цену. Тогда покупатели будут замещать покупки 1-го товара покупками 2-го, пока не будет удовлетворен весь общеотраслевой спрос Q0. То есть спрос на второй товар будет расти существенно быстрее, чем по кривой D2. Таким образом, в случае односторонних изменений цен вторым производителем спрос на его продукцию станет весьма эластичным и примет вид кривой D3.
Какая же из кривых спроса, D2 или D3, более реалистично отражает спрос на продукцию второй фирмы? Кривая D2 будет наблюдаться только в том случае, если повышать или понижать цены одновременно будут обе (а на реальном рынке -- все) фирмы, предлагающие аналогичные продукты. При любых односторонних изменениях иен одной из фирм получится кривая D3.
Вопросы и ответы, которые обсуждались на семинаре.
В: Почему точка излома во втором рисунке правее Q0?
О: Объем продаж растет не только за счет "переманивания" покупателей 1-го товара, но и за счет расширения рынка. Общеотраслевой спрос все-таки не абсолютно эластичен, т.е. прибавятся те покупатели, для которых P0 раньше была не доступна.
В. Почему тут вообще есть излом?
О: Совокупный спрос не меняется (ну не нужно людям запасаться аспирином коробками), а спрос на один товар не может быть больше, чем совокупный.
Можно сказать, что массовые, однотипные, стандартные товары -- это царство перекрестной эластичности. Преобладание перекрестной эластичности товаров действующих на рынках однотипных в жесткие рамки. Устанавливая цены на свою продукцию, они не могут односторонне завышать их. Ведь спрос мгновенно сместится на продукцию конкурентов, а продажи своих товаров резко упадут.
Привлекательна обратная тактика -- снижение цен. Общеотраслевой спрос в этом случае переместится на продукцию данной фирмы. Благодаря высокой перекрестной эластичности спроса фирма, совсем немного проиграв в уровне цен, сильно выиграет в объемах продаж, а значит, резко увеличит свою выручку.
Такая практика часто приводила компании к абсолютному доминированию на рынке. Чем многократно пользовались московские фирмы при вторжении в регионы. Однако в большинстве случаев конкуренты тоже не дремлют и проводят ответное снижение иен. В этом случае вполне может развернуться опасная для всех участников рынка ценовая война. Поэтому и к снижению иен на рынках однотипных товаров следует подходить с осторожностью.
13. Закономерности спроса на дифференцированные товары, их последствия для практики ценообразования
Дифференцированные товары - т.е. хотя в принципе и взаимозаменяемые, но все-таки заметно различающиеся по своим свойствам товары. Особенно часто дифференциация выражается в одновременном обращении на рынке более качественных и менее качественных товаров.
Три заметно различающиеся разновидности товара. Лучшей из них является третья разновидность, далее по привлекательности для потребителей вторая. Качественные различия между товарами проявляются в D: чем лучше продукт, тем на большее его количество при одной и той же цене будет предъявлен спрос и тем правее будет располагаться соответствующая кривая на графике. По-разному расположатся и S. На производство более качественного продукта обычно требуются и повышенные затраты. Поэтому чем лучше товар, тем выше будет его S. => на каждую разновидность товара своя точка равновесия одностороннее изменение производителем цены 2-го товара. В отличие от однотипного товара спрос на дифференцированный товар в определенных рамках меняется строго по D2 на отрезке АВ, прилежащем к равновесной цене Р2, и "измены" потребителей этому продукту не будет.
За пределами отрезка АВ, когда цены 2-го товара сблизятся с ценами на лучший (худший) продукт, будет замещение и перекрестная эластичность. При приближении к цене Р3 второго товара его потребители предпочтут выбрать более качественный продукт. И наоборот, при снижении Р до уровня, близкого к Р1 число покупателей второго товара резко пополнится за счет тех, кто до этого мог позволить себе только товар № 1. К тому же могут появиться "перебежчики" и из группы потребителей лучшего по качеству товара № 3. Они могут соблазниться необычной дешевизной товара № 2 и ради этого поступиться своими обычно повышенными требованиями к качеству.
Вывод: при одностороннем изменении цены дифференцированного товара D приобретает характерную зигзагообразную форму: на центральном отрезке АВ изменения цен вызывают умеренные изменения спроса (эластичность невелика) , а за пределами отрезка АВ будет высокая эластичность.
Ценообразование на рынках дифференцированного товаров.
Ценовая ниша товара - диапазон цен, в рамках которого для рассматриваемого продукта нет реальной альтернативы. Поэтому объем спроса определяется преимущественно общей ценовой эластичностью товара. При существенном завышение цен по сравнению с этим уровнем, решающим фактором становится перекрестная эластичность цен обоих товаров, и даже небольшие относительные сдвиги в уровнях цен могут породить значительные изменения D. Аналогично при сильном занижении цен. Менеджеры маневрируют внутри ценовой ниши товара.
Пример. Рынок базальтового непрерывного волокна БНВ (БНВ дешевле стекловолокна). Из-за ценового преимущества спрос на новинку растет стремительно и увеличение выпуска не поспевало за расширением рынка (дефицит). Цена БНВ Р0, стекловолокно Р1.
В окрестностях Р0 характер D на БНВ определяет ее высокая перекрестная эластичность с ценами на стекловолокно.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.