Эволюция предпринимательства. Трактовка предпринимательства в классической, неоклассической, австрийской и неоавстрийской школах.
Предприниматель - центральная фигура рыночного процесса - человек, осуществляющий объединение и использование ресурсов в целях создания востребованных рынком благ. Любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются надеждой на получение дохода и готовностью к возможным потерям. Особенность предпринимателя: координация ресурсов, принятие риска. В классической политэкономии: экономический процесс осуществляется сам по себе - принцип невидимой руки. Классики: У Смита предприниматель - собственник. У Рикардо – инвестор. У Маркса: эксплуататорская сущность предпринимателя. Неоклассики: У Маршала: впервые четвертыйый фактор производства - предпринимательская способность. У Сея: предприниматель - ключевая фигура экономики - лицо, которое берется за свой счет и на свой риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Выбор товара: не то, что просто произвести, а что просто продать. Прибыль - награда за предпринимательские способности, талант, руководство. Австрийская школа: Карл Менгер, Людвиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек. Предпринимательство - координирующий фактор, действием которого представители австрийской школы объясняют как возникновение стихийного порядка рынка, так и существование экономических закономерностей, составляющих предмет исследования экономической науки. Неоавстрийская школа: Основоположник теории предпринимательства - Й. Шумпетер. Сущность предпринимателя проявляется в инновационной деятельности. Это революционер в экономике, поскольку его действия противоречат общепринятым нормам. Функции: производство новых благ, внедрение новых способов производства, открытие новых рынков сбыта, освоение новых источников получения сырья, создание организаций нового типа. Мотивы: потребность в господстве, влиянии; воля к победе в борьбе с конкурентами и с собой, стремление к успеху; радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел. П. Друкер: Инновационная деятельность - особый инструмент, позволяющий предпринимателю использовать перемены и превращать их в новые возможности для открытия нового бизнеса. Инновации должны быть ориентированы на рынок. И. Кирцнер: Особенность предпринимателя - исключительная способность воспринимать и находить благоприятные возможности получения прибыли + бдительность (применение исключительных знаний о рынке, превращение информации в деньги).
4. Расширенная трактовка правила MR = MC как общей философии бизнеса
Принимая то любое коммерческое решение, предприниматель в той или иной форме сравнивает связанные с ним предельные издержки и доходы. (MR=MC). Если общий доход больше общих издержек (TR>TC), то планируемая акция имеет смысл. Для измерения количественной стороны вопроса важное значение имеют предельные издержки (MC) и предельные доходы (MR). При этом расширение проекта будет увеличивать прибыль фирмы до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с предельными доходами (MR=MC).
В следствие этих свойств правило MR=MC лежит в основе большей части технологий оптимизации коммерческой деятельности, используемых в практике менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета и др.
Принципы применения правила MR=MC:
Принцип адекватного подбора переменных. Динамика предельных доходов и издержек должна отслеживаться в зависимости от изменения переменной, являющейся важнейшей для развития данной ситуации (адекватной ей)
Принцип полноты учета предельных издержек. Он состоит в необходимости учета всего комплекса издержек, без которых получение дохода было бы невозможным.
Недоучет издержек приводит к следующим последствиям:
- потерям прибыли по сравнению с максимально возможным уровнем
- расширению проекта за пределы оптимальных масштабов.
Принцип полноты учета предельного дохода
В ряде случаев дополнительные доходы фирмы состоят не только в выручке от реализации данного товара, но и в связанном с этим увеличением продаж других товаров.
Принцип равных предельных издержек
Оптимальная структура выпуска товара или услуги многозаводской фирмы достигается, когда предельные издержки в любом месте становятся одинаковыми.
Принцип равных предельных доходов
Оптимальная структура продаж товаров или услуг мультирыночной фирмой достигается тогда, когда предельные доходы от их реализации в любом месте становятся одинаковыми.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 270.