ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРИРОДООХРАННЫХ РАЗРЕШЕНИЙ КАК МЕРА ПРЕВЕНТИВНОГО ХАРАКТЕРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовые основы

· Указ Президента РБ от 17.11.2011 № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях»

· Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений, утв. Постановлением Совмина от 12.12.2011

· Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 20.12.2011 № 53 «О некоторых вопросах выдачи комплексных природоохранных разрешений»

Комплексное природоохранное разрешение – единый разрешительный документ, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства с учётом возможного внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающий нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части использования природных ресурсов и (или) оказания воздействия на окружающую среду, и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.

БАССЕЙНОВЫЕ СОВЕТЫ

Правовая основа:

- ст. 19 ВК

- «Положение о порядке деятельности бассейновых советов», утв. Постановлением Совмина от 02.03.2015

Особенности:

создаются в целях разработки рекомендаций по охране и рациональному использованию водных ресурсов для бассейнов самых крупных рек

являются межведомственными и межтерриториальными консультативными органами, решения которых носят рекомендательный характер и направляются в соответствующие местные исполкомы, а также в Минприроды РБ

учитываются при разработке планов управления речными бассейнами

состав бассейновых советов включает представителей гос. органов, водопользователей, общественных объединений, научных организаций

создание и функционирование рассматривается как принцип бассейнового управления водными ресурсами и отражает современные тенденции управления в области природных ресурсов

 

5. Ответственность за нарушение водного законодательства

В ст. 61 ВК содержится норма, которая отсылает по поводу ответственности к специальному законодательству, которое касается ответственности.

Административная ответственность

ст. 10.2 (КоАП) – нарушение права государственной собственности на воды

ст. 15.51(КоАП) – загрязнение либо засорение вод

ст. 15.52 (КоАП) – нарушение правил водопользования

ст. 15.53 (КоАП) – нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств

ст. 15.54 (КоАП) – повреждение водохозяйственных сооружений и устройств либо самовольное подключение к ним

Уголовная ответственность

ст. 272 УК – загрязнение и (или) засорение вод

ст. 273 УК – нарушение правил водопользования

Ответственность, учитывающая имущественную и природоохранную составляющую правоотношений

§ признание сделок, нарушающих право собственности на воды недействительными

§ возмещение вреда, причинённому жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу ЮЛ

§ возмещение вреда, причинённого окружающей среде

§ приостановление, запрет хоз. деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду (регулируется законодательством контрольно-надзорной деятельности)

Специальные меры

ст. 60 ВК

§ прекращение водопользования без возмещения затрат

§ приведение водных объектов и их частей в пригодное для их использования состояния за счёт лиц, которые осуществляли самовольное водопользование

Самовольное водопользование – пользование водными объектами (их частями) без документов, удостоверяющих право водопользования, предусмотренных Водным кодексом.

Разрешение споров

(!) нет указания на разрешение споров

Нужно учитывать правила ст. 2 ВК в частности отношений, связанных с охраной и использованием животного мира, возникающие при использовании подземных вод, (в т.ч. для рыболовства и охоты) регулируется законодательством об охране и использовании животного мира – отсылка к ст. 65 Закона «О животном мире» – судебный порядок.

 

ТЕМА 7. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

1. Растительный мир как объект использования и охраны. Законодательство о растительном мире

2. Гос. регулирование, управление в области использования и охраны растительного мира

3. Право пользования объектами растительного мира

4. Правовая охрана. Рациональность в использовании объектов растительного мира

5. Ответственность за нарушения законодательства о растительном мире

 

1. Растительный мир как объект использования и охраны. Законодательство о растительном мире

Распространяется не только на сами объекты, но и на среду произрастания.

Юридически значимым представляется разделение растительного мира на составляющие:

· нелесная, древесно-кустарниковая растительность

· леса

· растения, занесённые в Красную книгу РБ (подлежат специальной охране)

Каждая из групп имеет специфический правовой режим использования и охраны.

В зависимости от того, включаются ли в состав растительного мира леса или нет в научной литературе можно встретить разные понимания растительного мира:

Узкое понимание: к растительному миру относится только первая группа

Широкое понимание: к растительному миру относятся все три группы

ст. 4 Закона «О растительном мире» – субъекты

ст. 5 Закона «О растительном мире» – объекты

Дикорастущие растения – растения, находящиеся в их естественной среде произрастания и способные образовывать популяции и растительные сообщества.

Разграничение между гражданским хозяйственным правом и законодательством о растительном мире: ч. 2 ст. 5 Закона – указание на объекты, на которые не распространяется действие Закона «О растительном мире». Вред – гражданское законодательство, рассматривается объект как собственность (пример: берёза на земельном участке).

Объекты растительного мира могут находится как в гос. собственности (по общему правилу), так и в частной собственности, собственности иностранных государств и иностранных организаций.

В гос. собственности:

o распространяется на произрастающие на территории РБ объекты растительного мира. Обращение с такими объектами осуществляют местные исполкомы, в чьём ведении находятся земельные участки, водные объекты, или специально уполномоченные ими ЮЛ.

В частной собственности, собственности иностранных государств и иностранных организаций:

o ст. 6 Закона – в частной собственности могут находится объекты растительного мира посаженные и культивированные на законном основании на земельных участках, которые находятся в пользовании граждан

o в частной собственности могут находится дикорастущие растения и (или) их части, изъятые в порядке, установленном законодательством

o объекты растительного мира, расположенные в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, в пожизнен наследуемом владении, иностранных лиц и лиц без гражданства, частной собственности негосударственных ЮЛ, в собственности иностранных государств и международных организаций

Гос. органы, передавая участки, должны принять решение о судьбе расположенных на них объектах растительного мира.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ:

международный уровень

- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящейся под угрозой исчезновения

- Конвенция о биологическом разнообразии

- Картахенский протокол о биобезопасности

- Конвенция по охране новых сортов растений

- Конвенция о создании Организации защиты растительного мира Европы и Средиземноморья

национальный уровень

- Закон «О растительном мире» от 14.06.2014

Впервые на уровне законодательного акта детально были регламентированы отношения в области охраны и использования нелесной древеснокустарниковой растительности.

- Положение о порядке установлений ограничений и запретов в обращении с объектами растительного мира, утв. Постановлением Совмина от 01.12.2004

- Постановление Минприроды РБ об установлении списков редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории РБ видов диких животных и дикорастущих растений, включаемых в Красную книгу РБ от 09.06.2014

- Постановление Минприроды РБ от 21.11.2016 № 37 «Об утверждении Правил заготовки древесных соков, сбора, заготовки (закупки) дикорастущих растений и (или) их частей»

 

2. Гос. регулирование, управление в области использования и охраны растительного мира

Регулирование: глава 2 Закона «О растительном мире»

ст. 11 Закона «О растительном мире» – перечислены органы

Общая компетенция: Президент (ст. 11), Совмин (ст. 12), Местные Советы депутатов (ст. 14), местные исполнительные и распорядительные органы (ст. 14)

Специальная компетенция: Минприроды (ст. 13), Министерство лесного хозяйства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, гос. инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте РБ

Также выделяют в качестве субъекта Национальную академию наук (ст. 15).

 

3. Право пользования объектами растительного мира

Субъективный план:

Пользование объектами растительного мира – использование ЮЛ или гражданами объектов растительного мира или их свойств при осуществлении ими экономической или иной деятельности.

Объективный план:

Пользование объектами растительного мира – как совокупность норм …

Классификация

в зависимости от правовой формы (порядка использования)

· общее (ст. 40)

Соответствует признакам общего природопользования. Граждане имеют право свободно пребывать на землях, в границах которых расположены объекты растительного мира и осуществлять все виды пользования растительным миром.

· специальное пользование (ст.ст. 41-43)

Соответствует признакам специального природопользования. Осуществляется по видам пользования предусмотренных ст. 44. Может осуществляться без изъятия у пользователей земельных участков или водных объектов, в границах которых расположены эти объекты растительного мира.

Решение исполкомов о предоставлении права специального пользования объектами растительного мира:

§ принимается местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с пользователями земельных участков и водных объектов и территориальными органами Минприроды

§ в случае с объектами растительного мира, расположенными на особо охраняемых территориях, данное решение должно согласовываться с гос. органами, в управление которых переданы эти территории, а также с гос. природоохранными учреждениями.

§ существует порядок – Положение о порядке предоставления права специального пользования и уведомления местных исполнительных и распорядительных органов о планируемой деятельности по закупке дикорастущих растений, утв. Постановлением Совмина от 04.10.2011

Случаи, когда не требуется принятия такого решения:

1) пользование осуществляется пользователями земельных участков и водных объектов в границах их земельных участков и водных объектов

2) ЮЛ и ИП, осуществляющие закупку дикорастущих растений и (или) их частей

3) ЮЛ и ИП на землях лесного фонда, если пользование основывается на лесном законодательстве

в зависимости от целей (ст. 44)

· заготовка древесных соков (ст. 45)

· заготовка древесины вне лесного фонда (ст. 45)

· сбор заготовка и закупка (ст. 45)

· сенокошение (ст. 46)

· пастьба скота (ст. 46)

· использование в культурно-оздоровительных, туристических и иных рекреационных или спортивных целях (ст. 47)

· в научно исследовательских и учебно-опытных целях (ст. 48)

Сроки (ст. 49)

o постоянное

o временное пользование

§ краткосрочное (до 1 года)

§ долгосрочное (до 5 лет)

Конкретные сроки устанавливаются в решении местных исполнительных и распорядительных органов.

Если объект находится на земле землепользователя, то срок ограничивается сроком предоставления земельного участка.

Основания и порядок ограничения, приостановления, восстановления, прекращения права специального пользования объектами (см. ст.ст. 50-52).

Прекращение может наступить по правомерным основаниям и в результате совершения неправомерных действий.

Права, обязанности и гарантии (см. ст.ст. 53-55).

 

4. Правовая охрана. Рациональность в использовании объектов растительного мира

Правовая охрана – комплекс мероприятий, предусмотренных в законодательстве и направленных на сохранение пространственной видовой и популяционной целостности объектов растительного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивности, предотвращения их повреждения, уничтожения и иного вредного воздействия на мир.

В гл. 4-8 находят правое закрепление меры охраны растительного мира.

Меры (ч. 3 ст. 18) – перечисление самих мер, детализация – главы, подзаконные НПА.

Меры:

Ø общие

Ø специальные

· резервирование территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями

· установление ограничений и запретов в обращении с объектами

· предупреждение и пресечение самовольного пользования объектами растительного мира

Каждые из мер находит более детальную правовую регламентацию в иных НПА.

Пример: Создание и функционирование системы мониторинга (ст. 67)

Детализация в Положении о порядке проведения … мониторинга растительного мира и использования его данных

 

5. Ответственность за нарушения законодательства о растительном мире

В законе содержится норма с отсылочным характером – ст. 74

Дата: 2019-02-02, просмотров: 191.