Первый подход о системе ПП в большей степени корреспондирует действующему природоресурсному законодательству. Второй и третий подход требует более глубокой систематизации норм ПП законодательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4. Концепция устойчивого развития как основа правового регулирования природоресурсных отношений

Концепция устойчивого развития:

1) является основной в настоящее время концепцией отношения общества к природе

2) предполагает оптимальное сочетание экономических, социальных и экологических интересов

3) является методологической основой ПП

Впервые на международном уровне концепция устойчивого развития нашла отражение в Декларации по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год)

Данная концепция была положена в основу национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2030 года (одобрена на заседании Президиума Совмина РБ от 10.02.2015)

 

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ ПП

1. Понятие и особенности источников ПП

2. Система ПП законодательства

3. Конституционные основы ПП

4. Закон РБ «Об охране окружающей среды» в системе ПП законодательства

5. Международные документы как источники ПП

 

1. Понятие и особенности источников ПП

В основном в качестве источников ПП выступают НПА, содержащие правовые нормы, которые регулируют природоресурсные отношения.

Особенности источников ПП:

o значительная часть природоресурсных норм содержится в законах, в том числе в кодифицированных НПА

o нормы, на основании которых регулируются природоресурсные отношения содержатся в источниках иных отраслей права

o в числе источников ПП значительное место занимают международные правовые акты

o в редких случаях в качестве источников ПП может выступать правовой обычай (пример: ст. 222 ГК, ст. 40 Закона «О растительном мире»)

o существует 2 Постановления Пленума Верховного Суда («О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды» от 18.12.2003 № 13, «О практике рассмотрения судами земельных споров» от 22.12.2011 № 9)

Отрасли ПП начали развиваться в советский период. Вплоть до начала 90-х гг. ХХ века ПП законодательство превалировало над природоохранным, на основе которого постепенно стало формироваться экологическое право.

 

2. Система ПП законодательства

Систему ПП можно представить несколькими способами:

по юридической силе

В соответствии с Законом «О НПА» НПА приводятся в единую систему, характеризующейся внутренней согласованностью и обеспечивающей правовое регулирование общественных отношений путём определения иерархии НПА.

в зависимости от круга регулируемых НПА общественных отношений:

- специальные НПА (специальные источники)

акты, которые в большей степени регулируют природоресурсные отношений, так называемое специальное законодательство, в совокупности данные акты составляют природоресурсное законодательство, отдельные отрасли которого систематизированы на основе базового Кодекса или Закона.

Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный кодекс, Лесной кодекс, Закон «О растительном мире», «Закон о животном мире»

- общие НПА (общие источники)

акты других отраслей законодательства, в которых содержатся нормы природоресурсного законодательства (ГК, УК и т.д.). Они регулируют отношения им отраслевыми по правовой форме, но природоресурсные по содержанию. Наличие таких норм обусловлено следующими аспектами:

§ нормы ПП, заложенные в специальных НПА не всегда действуют напрямую в регулировании природоресурсных отношений (пример: институт ответственности природоресурсного законодательства, квалификация правонарушения возможна с использованием специальных природоресурсных норм, устанавливающих характер отношений, его квалифицирующие признаки)

§ окружающая среда – это сложная природно-социальная система, и принятие ряда НПА, регулирующих хозяйственные отношения невозможно без закрепления в данных актах природоресурсных норм.

В случае противоречия специальные НПА имеют большую юридическую силу

трёхуровневая система природоресурсного законодательства, которая учитывает специфику правового регулирования природоресурсных отношений:

- специальные НПА

- общие НПА

- нормы международного права

3. Конституционные основы ПП

Значение Конституции как источника ПП. На основе конституционных норм формируется всё законодательство, в том числе и природоресурсное. Конституция устанавливает права граждан, в том числе в области использования и охраны компонентов природной среды. Закладывает экономическую основу природоресурсных отношений, в частности, право собственности на природные ресурсы.

Нормы, содержащие в Конституции, имеющие природоресурсное содержание делят на 4 группы:

1) нормы, которые имеют непосредственную взаимосвязь с таким ключевым правом, как право на благоприятную окружающую среду, право на информацию (ст. 34), право на свободу собраний (ст. 35), право на свободу объединений (ст. 36), право направлять обращение и т.д.

2) нормы, которые устанавливают экономические основы природоресурсных отношений (ст. 9, ст. 13 исключительная государственная собственность на недра, леса, воды, земли с/х, ст. 44 государство гарантирует право собственности)

3) нормы, определяющие основы природопользования (ст. 46 государство осуществляет контроль за использованием природных ресурсов)

4) нормы, закрепляющие основы ответственности (ст. 44, ст. 60)

 

4. Закон РБ «Об охране окружающей среды» в системе ПП законодательства

Исходя из контекста ст. 2 Закона, данный Закон является общим НПА по отношению к специальному природоресурсному законодательству. Место и роль Закона в системе природоресурсного законодательства можно определить следующими особенностями:

- головной или базовый в сфере природопользования и охраны окружающей среды (т.к. охватывает весь комплекс отношений)

- закрепляется ряд норм, получивших дальнейшее развитие в природоресурсном законодательстве (глава 4)

- способствует формированию, в том числе и системе действующего природоресурсного законодательства

- может служить основой для дальнейшей кодификации соответствующего законодательства, т.к. является актом, консолидирующим систему природоохранного и природоресурсного законодательства. Нельзя утверждать, что данный Закон в полной мере консолидирует систему природоохранного и природоресурсного законодательства, т.к.:

§ Кодексы выше по юридической силе чем Законы

§ данный Закон, согласно формулировки ч. 1 ст. 2 Закона поставлен в один ряд с иными актами природоохранного законодательства

§ данный Закон со одной стороны обобщает правовое регулирование природоохранных и природоресурсных отношений, а с другой стороны разграничивает правовое регулирование данных отношений (ч. 2 ст. 2 Закона, основная группа норм в Законе природоохранной направленности)

Возможно 3 варианта развития законодательства:

· оставить всё, как есть

· принятие Природоресурсного Кодекса

· принятие Экологического Кодекса

 

5. Международные документы как источники ПП

В соответствии со ст. 8 Конституции признаётся приоритет принципов международного права и обеспечивается в соответствии с ним законодательство.

В Законе «О международных договорах» закреплены процедуры признания норм международного права.

Нормы права, содержащиеся в международных договорах РБ, вступивших в силу:

1) признаются частью действующего на территории РБ законодательства

2) подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного акта

3) имеют силу того НПА, которым выражено согласие РБ на обязательность для неё соответствующего международного договора

Все акты прямого действия.

Примеры см. в следующих темах.

 

 

ТЕМА 3. ПРИРОДОРЕСУРСНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1. Понятие и виды природоресурсных отношений

2. Объекты природоресурсных отношений

3. Субъекты природоресурсных отношений

 

1. Понятие и виды природоресурсных отношений

Природоресурсные правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения по использованию и охране природных ресурсов.

Опосредуют природопользование и являются правовой формой отношений, составляющей предмет ПП.

Природопользование – хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду.

Классификация природоресурсных правоотношений:

Ø в зависимости от форм взаимодействия общества и природы:

§ отношения по охране и восстановлению природных ресурсов

§ отношения по использованию природных ресурсов

Ø по степени воздействия на природную среду в процессе хозяйствования и иной деятельности

§ связанные с изъятием вещества из природной среды

§ не связанные с изъятием вещества из природной среды (все виды землепользования)

Ø выделение в природной среде отдельных её компонентов

§ земельные отношения

§ отношения по использованию и охране недр

§ водные отношения

§ отношения по охране и использованию растительного и животного мира

§ лесные отношения

Ø в зависимости от элементов правового режима

§ правоотношения собственности на природные ресурсы

§ правоотношения природопользования

§ правоотношения по государственному регулированию

§ охранительные (по применению юридической ответственности)

Ø по национальной принадлежности:

§ правоотношения с иностранным элементом

§ без иностранного элемента

Состав: объект, субъект, содержание.

Содержание – объём прав и обязанностей субъектов. Содержание зависит от того, по поводу какого объекта оно возникает: юридическое (правовые возможности) и материальное содержание (конкретные права и обязанности, которые реально реализуются).

Основания возникновения отношений: юридические факты – чаще всего юридические составы. Как правило, для возникновения или прекращения необходимо несколько юридических фактов. Основания возникновения можно разделить на 3 группы:

§ события, которые могут быть абсолютными – не зависят от воли людей, и относительными – опосредовано вызвано деятельностью человека, но протекают, минуя его волю (нарушение баланса подземных вод в силу недропользования)

§ действия: правомерные – получение лицензии на определенные виды деятельности, неправомерные – нарушают соответствующие предписания – незаконная охота

§ бездействие – невыполнение субъектами установленный предписаний в сфере природоресурсных отношений

Основания прекращения:

§ происходит по воле природопользователя (отказ от использования природного ресурса)

§ происходит по воле гос. органов (изъятие земельного участка для государственных нужд)

 

2. Объекты природоресурсных правоотношений

Объекты – природные ресурсы, то есть реальные блага, на которые направлены соответствующие права и обязанности.

В свою очередь, сами природоресурсные отношения являются объектом права (правового регулирования).

Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Исходя из данного определения не все компоненты природной среды, приведённой в ст. 5 Закона «Об охране окружающей среды», являются объектами природоресурсных правоотношений, а лишь те, которые вовлечены или могут быть вовлечены в хоз. деятельность:

· земля

· недра

· воды

· растительный мир

· животный мир

· лес – как более сложный природный объект

В головных природоресурсных актах содержится определение каждого из приведённых компонентов природной среды (природных объектов). Данные определения имеют правовое значение, так как позволяют определить применимость того или иного законодательства.

Компонент природной среды (природные объекты), чтобы быть признанными объектами природоресурсных правоотношений, должны обладать следующими юридически значимыми признаками:

ü естественное происхождение

ü естественная связь с окружающей средой – объект должен находиться в состоянии естественной свободы, в естественной среде обитания (лес-древесина). В законодательстве существуют отступления: к животному миру, согласно ст. 1 Закона «О животном мире», отнесены дикие животные, находящиеся в неволе – поэтому домашние животные не объекты!!!

ü (факультативный) выполнение жизнеобеспечивающих человека функций – способность объекта работать на качество окружающей среды. Но существуют объекты, которые не способны на обеспечение жизнедеятельности человека (виды, отнесенные в Красную книгу)

Компонент природной среды (природный объект) является объектом природоресурсных отношений при наличии данных признаков. На отмеченные объекты будет распространяться природоресурсное законодательство, а не иное при наличии отмеченных признаков.

Объекты можно подразделить на:

1. Компоненты природной среды (природные объекты) в целом, то есть без выделения индивидуальных частей (чаще всего при общем природопользовании)

2. Индивидуально-определенные части природного компонента (природного объекта) – земельные участки, участки недр, поверхностные водные объекты, леса – специальное природопользование

В каждой из природоресурсных отраслей определен перечень объектов соответствующих отношений: ст. 3 Кодекса о земле, ст. 3 Кодекса о недрах, ст. 4 Водного Кодекса, ст. 6 Лесного Кодекса, ст. 5 Закона «О растительном мире», ст. 5 Закона «О животном мире».

Следует отметить, что в качестве объектов природоресурсных отношений можно рассматривать и природные комплексы – при осуществлении рекреационного природопользования.

 

3. Субъекты природоресурсных правоотношений

Субъектами признаются лица, обладающие правами и обязанностями, предусмотренными природоресурсным законодательством.

Субъекты приводятся в ст. 6 Закона «Об охране окружающей среды» и в ряде НПА природоресурсной направленности: ст. 3 КоЗ, ст. 4 КоН, ст. 6 Водного кодекса, ст. 7 Лесного кодекса, ст. 4 Закона «О животном мире», ст. 4 Закона «О растительном мире».

Отсутствует единообразие при изложении перечня субъектов в указанных выше НПА.

Не все лица, приводимые в указанных выше НПА, следует причислять к субъектам природоресурсных правоотношений.

Субъектов можно разделить на несколько групп:

o ФЛ

o ЮЛ

o Гос. органы

o Международные организации

o Иностранные государства

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Субъектами могут быть граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

ФЛ признаются субъектами:

- права общего пользования природными ресурсами

- права специального природопользования

Объём правомочий граждан и иностранных граждан различен: например, земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства в случае получения ими по наследству земельных участков, которые принадлежали наследодателю на праве частной собственности.

Использование природных ресурсов в целях осуществления предпринимательской деятельности, возможно при условии регистрации ИП.

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

ЮЛ РБ, иностранные ЮЛ. ЮЛ могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренных в учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести обязанности, связанные с этой деятельностью.

Возможность осуществлять право природопользования в определенных правовых формах зависит от того, ЮЛ на территории РБ или иностранного государства, например, в КоЗ предусматривается предоставление земельных участков ЮЛ РБ в частную собственность, на праве постоянного или временного пользования, а иностранным ЮЛ в аренду, концессию.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 241.