Как обособленная совокупность правовых норм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

Мороз Олег Васильевич

ТЕМА 1. ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА РБ

1. Понятие и предмет

2. Место ПП в системе права

3. Система ПП

4. Концепция устойчивого развития как основа правового регулирования природоресурсных отношений

 

1. Понятие и предмет

ПП рассматривают в 3-х аспектах:

Как обособленная совокупность правовых норм

ПП – совокупность правовых норм, имеющих определённую обособленность в системе права и регулирующих отношения по использованию и охране отдельных компонентов и объектов природной среды, являющихся природными ресурсами.

В качестве природных ресурсов рассматриваются:

§ земля

§ недра

§ воды

§ леса

§ животный и растительный миры

Предмет ПП: природоресурсные отношения по использованию природных ресурсов, их восстановлению и охране

Метод ПП: специфическое сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования

2) как учебная дисциплина

2 аспекта/блока: общие вопросы, которые касаются в целом природных ресурсов (предмет, система, источники, понятие и структура природоресурсных отношений, право природопользования) и правовой режим отдельных природных ресурсов (особое внимание уделяется правовому регулированию по использованию и охране земли)

Как наука

Совокупность научных взглядов, идей, концепций, теорий на проблемы правового регулирования природоресурсных отношений.

 

2. Место ПП в системе права

Определение места ПП не является однозначным. Существует дискуссия, которую можно свести к 3-м позициям:

1) ПП – самостоятельная отрасль права

2) ПП – составная часть экологического права

3) ПП – совокупность отраслей, каждая из которых регулирует отношения по использованию и охране отдельных компонентов и объектов природной среды.

Проблема в предмете и методе правового регулирования.

При определении степени обособленности правовых норм имеют значение такие критерии как актуальность общественных отношений, обособленность законодательства, устойчивость в системе национального права.

 

3. Система ПП

o Если рассматривать ПП как совокупность отраслей, то можно выделить такие отрасли как: земельное право, водное право, лесное право, отрасли, регулирующие использование и охрану недр (горное право), отрасль, регулирующая использование и охрану животного и растительного мира.

Система каждой отрасли права включает следующие институты: право собственности, право природопользования, государственное управление (регулирование), рациональное использование и охрана, институт ответственности.

Более сложную систему имеет земельное право. Институты которого можно сгруппировать на общую и особенную части.

o Если рассматривать ПП как самостоятельную отрасль права, то можно выделить: общую часть, которая объединяет институты, которые содержат нормы общего характера, создающая нормы основополагающего понятия ПП.

Общая часть: общие положения по объектам, субъектам и принципам, право собственности, право природопользования, государственное управление и регулирование, рациональное использование и охрана природных ресурсов, ответственность в сфере природопользования.

Особенная часть: объединяет подотрасли, которые содержит нормы, отражающие специфику правового режима отдельных компонентов природной среды.

Специальная часть: международно-правовая охрана природных ресурсов.

o При рассмотрении ПП как составной части экологического права (включающее как природоресурсные, так и природоохранные нормы) природоресурсные нормы будут иметь место в общей, особенной и специальной частях экологического права.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Субъектами могут быть граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

ФЛ признаются субъектами:

- права общего пользования природными ресурсами

- права специального природопользования

Объём правомочий граждан и иностранных граждан различен: например, земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства в случае получения ими по наследству земельных участков, которые принадлежали наследодателю на праве частной собственности.

Использование природных ресурсов в целях осуществления предпринимательской деятельности, возможно при условии регистрации ИП.

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

ЮЛ РБ, иностранные ЮЛ. ЮЛ могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренных в учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести обязанности, связанные с этой деятельностью.

Возможность осуществлять право природопользования в определенных правовых формах зависит от того, ЮЛ на территории РБ или иностранного государства, например, в КоЗ предусматривается предоставление земельных участков ЮЛ РБ в частную собственность, на праве постоянного или временного пользования, а иностранным ЮЛ в аренду, концессию.

ИНОСТРАННЫЕ ГОСУДАРСТВА

Признаются таковыми в случаях, предусмотренных законодательством. В настоящее время они названы в качестве субъектов природоресурсных отношений лишь в Кодексе о земле – ст. 12.

ТЕМА 4. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Понятие и виды права природопользования

2. Право общего природопользования

3. Право специального природопользования

4. Права и обязанности природопользования

5. Общая характеристика правовых форм природопользования

6. Защита прав природопользователя

 

1. Понятие и виды права природопользования

В объективном смысле:

– совокупность правовых норм, устанавливающих порядок использования природных ресурсов (институт природоресурсного права)

В субъективном смысле:

– объём прав и обязанностей субъектов, осуществляющих природопользование. Смысл заключается в непосредственной эксплуатации природного ресурса.

Права и обязанности возникают при закреплении за конкретными природопользователями природных ресурсов.

Виды:

Ø в зависимости от вида используемого природного ресурса:

§ землепользование (разновидности чётко не указаны в КоЗ, но можем сделать вывод исходя из контекста ст. 6-7 КоЗ)

§ недропользование (ст. 28 КоН)

§ водопользование (ст. 38 Водного Кодекса)

§ лесопользование (ст. 36 Лесного Кодекса)

§ пользование объектами животного мира (ст. 24 Закона «О животном мире»)

§ пользование объектами растительного мира (ст. 44 Закона «О растительном мире»)

Ø в зависимости от оснований возникновения:

§ общее

§ специальное

Ø в зависимости от очередности пользования:

§ первичное (ст. 26 Водного Кодекса)

§ вторичное (ст. 26 Водного Кодекса) (недра – не допускается)

Ø в зависимости от круга субъектов:

§ обособленное пользование (обособленное водопользование ЮЛ могут быть переданы водные объекты, их части, для целей питьевого водоснабжения, нужд энергетики – ст. 31 Водного кодекса)

§ совместное пользование (совместное пользование земельными участками супругов)

Ø по признаку срочности:

§ бессрочное – предоставление земельного участка на праве частной собственности

§ временное (долгосрочное, краткосрочное) – предоставление земельного участка на праве аренды

 

В литературе предлагают закрепить «комплексное использование природных ресурсов», так как особенность права природопользования состоит в том, что пользование одним природным ресурсом, всегда оказывает влияние на состояние иных компонентов природной среды и окружающую среду в целом. Комплексное использование природных ресурсов может предполагать:

- предоставление природопользователю природного комплекса, а не только отдельных компонентов природной среды

- предоставление одного участка природного объекта нескольким субъектам одновременно для использования в различных целях

Тем не менее, в национальном законодательстве существуют нормы о выдаче комплексных природоохранных разрешений, однако сфера применения названных разрешений ограничивается предоставление права на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства. Комплексное природоохранное разрешение введено Указом от 17.11.2011 года «О комплексных природоохранных разрешениях»

2. Право общего природопользования

Признаки права общего природопользования определяются в ч. 2 ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды»:

Ø субъекты – только ФЛ (присуще ФЛ в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих и существующих как результат рождения и существования человека)

Ø без закрепления природного ресурса за пользователями

Ø без получения соответствующих разрешений

Ø осуществляется для удовлетворения собственных потребностей

Ø безвозмездно

В природоресурсном законодательстве существует понятие право общего пользования объектами животного мира, право общего пользования объектами растительного мира, право общего водопользования, но отсутствуют такие понятия как право общего землепользования и право общего недропользования. Тем не менее, к таковым следует причислять:

· право землепользователей на осуществление определенной деятельности с недрами на предоставленных им земельных участках: добыча общераспространенных полезных ископаемых на глубину до 5 метров – ст. 17 КоН

· право граждан свободно без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в собственности РБ и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законодательством

· если земельный участок не огорожен либо его собственник (владелец, пользователь) иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, то любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику (владельцу, пользователю) – ст. 263 ГК

 

3. Право специального природопользования

Право специального природопользования определяется в ч. 3 ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», и представляет собой осуществление природопользования в процессе экономической деятельности.

Признаки:

v разрешительный характер – специальное природопользование разрешается ФЛ и ЮЛ только на основании разрешений уполномоченных гос. органов

v возмездность, платный характер – на платный характер специального природопользования указывают ст. 16 и ст. 83 Закона «Об охране окружающей среды». Платежи за специальное природопользование могут взиматься в форме налогов, сборов, пошлин, других обязательных платежей и арендной платы.

v целевой характер – гос. орган указывает цель, для осуществления которой предоставлен ресурс (земли, земельные участки распределяются по категориям земель, в том числе в зависимости от их основного целевого назначения). Использование природного ресурса не по целевому назначению, является основанием прекращения права специального землепользования

v рациональный характер – характеризуется устойчивостью, то есть длительным характером использования природного ресурса без снижения его первоначальной кадастровой оценки

v установление сроков природопользования – в зависимости от сроков специальное природопользование можно разделить на бессрочное (срок окончания природопользования заранее не установлен) и временное (краткосрочное (водопользование – до 5 лет) и долгосрочное (водопользование – до 25 лет)

В законодательстве существует проблема отсутствия универсального критерия разграничения общего и специального водопользования. Отдельные случаи природопользования не соответствуют всем признакам общего или специального природопользования:

· ст. 29 Водного Кодекса – в качестве общего водопользования могут выступать не только ФЛ, но и ЮЛ.

· ст. 25 Закона «О животном мире» – к общему пользованию причисляются виды, на которые требуется специальное разрешение – охота.

· ст. 17 Кодекса о недрах – землепользователи могут осуществлять некоторые виды недропользования в порядке общего недропользования.

 

4. Права и обязанности природопользования

Возникают с момента получения документа, удостоверяющего право природопользования.

Наиболее общие права:

· собственность на результаты своей деятельности – посевы, посадки с/х культур

· самостоятельно осуществлять хоз. деятельность

· использовать природные ресурсы в соответствии с их целевым назначением

· право возводить строения и сооружения

Наиболее общие обязанности:

· использовать природные ресурсы в соответствии с целевым назначением

· рационально использовать ресурсы

· осуществлять комплекс мероприятий по охране ресурсов

· своевременно вносить плату за природопользование

· не нарушать права других пользователей

Конкретный перечень прав и обязанностей в зависимости от вида природопользования установлен в соответствующем головном природоресурсном акте (например: в гл. 7 Водного кодекса)

5. Общая характеристика правовых форм природопользования

Среди правовых форм природопользования можно выделить:

Ø по правовой природе

§ имеющие гражданско-правовую природу (вещные и обязательственные)

§ имеющие административно-правовую (публичную) природу

Ø по целям использования, которые определяются отраслевым законодательством для каждого вида природопользования

Ø по срокам

§ постоянное

§ временное

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ (ОБЪЕКТЫ) ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

В объективном смысле:

– совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность определенного имущества

В субъективном смысле:

– конкретные правомочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом

Специфика по сравнению с правом собственности в классическом гражданско-правовом смысле обусловлена тем, что это с одной стороны вещи, а с другой стороны, природные ресурсы имеют экологическое значение, к примеру, относительный характер права собственности на землю, так как существует множество оснований для её изъятия.

Право собственности на соответствующий природный ресурс имеет место по природоресурсному законодательству, если природный ресурс обладает следующими признаками:

· неотделимость природного ресурса

· овеществлённость (отличие от иных компонентов природной среды, которые не могут быть объектом присвоения: воздух, озоновый слой, около космическое пространство)

· отсутствие стоимости (т.к. природные ресурсы – результаты эволюционного происхождения, а не дело рук человека, но есть оценочная стоимость объекта)

Формы собственности:

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ (распространяется на все природные ресурсы – ст. 13 Конституции, есть конкретные нормы в головных актах ст. 13 КоЗ, ст. 5 Кодекса о Недрах, ст. 8 Водного кодекса, ст. 8 Лесного кодекса, ст. 7 Закона «Об объектах, находящихся только в собственности государства…» от 15.07.2010)

 

2. ЧАСТНАЯ (земля, объекты растительного и животного мира, ст. 12 КоЗ, ст. 6 Закона «О растительном мире», ст. 6 «О животном мире», на домашних животных природоресурсное законодательство не распространяется)

 

3. СОБСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (земля, объекты растительного мира – ст. 12 КоЗ, ст. 6 Закона «О растительном мире»)

 

4. ПРАВО ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ (земля – ст. 14 КоЗ)

 

5. ПРАВО ПОСТОЯННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (земельные участки –ст. 15 КоЗ, объекты растительного мира – ст. 49 «О растительном мире»)

 

6. ПРАВО ВРЕМЕННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (земельные участки – ст. 16 КоЗ, недра ст. 29 Кодекса о Недрах, леса ст. 39 Лесного кодекса, объекты растительного мира ст. 49 Закона «О растительном мире»)

7. КОНЦЕССИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (недра, вода, лес, земля – ст. 16 КоЗ, ст. 6 Кодекса о Недрах, ст. 2 Водного кодекса, ст. 51 Лесного кодекса)

активно развивается данная форма собственности в отношении недр!

см. Закон «О концессиях», Закон «Об инвестициях», Указ Президента «О совершенствовании концессионных отношений» от 24.07.2014, Постановление Совмина «О концессионных органах, уполномоченных…» от 12.12.2014

 

В случае если объектами концессии являются участки лесного фонда, земельные участки концессия в отношении них осуществляется в соответствии с Законом о концессиях, если иное не предусмотрено специальным природоресурсным законодательством.

 

8. АРЕНДА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (земельные участки – ст. 17 КоЗ, водные объекты – ст. 32 Водного кодекса, участки лесного фонда – ст. 45 Лесного Кодекса)

Субъекты: арендодатели, которые могут быть уполномоченными гос. органами (в отношении всех 3-х природных ресурсов) в отношении земельных участков – гос. органы и другие собственники

арендаторы: ЮЛ, ФЛ. международные организации, иностранные государства

 Особенности:

- учёт интересов населения

- в отношении вод и лесов без права передачи в субаренду

- в отношении земельных участков субаренда возможна

- договор заключается по согласованию с уполномоченными органами по охране ресурсов и окружающей среды

 

9. СЕРВИТУТ – частный (в РБ только эта форма) и публичный (не используется)

Земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения прохода, проезда, прокладки и эксплуатации газопроводов, нефтепроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, связи и других подобных сооружений (далее – линейные сооружения), обеспечения водоснабжения и мелиорации, размещения геодезических пунктов, а также для иных целей, которые не могут быть обеспечены без предоставления такого права.

см. ст. 217, 268 ГК, ст. 1, 19, 45 КоЗ

Данная форма рассматривается как обременение земельного участка.

Система прав на природные ресурсы не всегда охватывается системой гражданских прав – например: в водном законодательстве дополнительно выделяется право общего, специального и обособленного водопользования, охотничьи и рыболовные угодья могут передаваться в безвозмездное пользование

                

6. Защита прав природопользователя

Группы способов

1 группа – предоставляет гражданское законодательство

ст. 11 ГК:

§ восстановления положения, существовавшего до нарушения права

§ пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

§ признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления

§ присуждения к исполнению обязанности в натуре

§ возмещения убытков

Наиболее распространённые способы – виндикационные и негаторные иски.

2 группа – предоставляет экологическое законодательство – закреплены в специальном природоохранном законодательстве, в т.ч. запрещение хоз. деятельности, оказывающий вред природной среде, возмещение вреда, причинённому имуществу граждан и имуществу ЮЛ.

 

ТЕМА 5. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НЕДР

1. Недра как объект использования и охран. Законодательство об охране и использовании недр.

2. Гос. регулирование (управление) в области использования и охраны недр

3. Право пользования недрами

4. Правовая охрана недр (рациональность использования недр)

5. Ответственность за нарушения законодательства о недрах

 

1. Недра как объект использования и охран. Законодательство об охране и использовании недр.

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности, дна водоёмов, водотоков.

Значение: естественный фундамент земной поверхности, минеральные воды, спелеолечение и т.д.

Классификация недр:

Ø в зависимости от степени использования

- используемые

- неиспользуемые

Ø от содержания недр

- полезные ископаемые

- общераспространённые

- стратегические (ст. 22 Кодекса о недрах)

- ограниченного распространения (ст. 24)

- подземные воды

- геотермальные ресурсы (ст. 26)

- подземные пространства (ст. 27)

Особенности, имеющие правовое значение:

§ недра – компонент природной среды, с другой стороны – имущество

§ верхние и нижняя границы недр не устанавливаются, разграничение недр и земельных участков проводятся с учётом цели использования этих объектов

§ в отличие от земли, деление недр по составу в законодательстве не сложилось

§ в главе 4 Кодекса о недрах устанавливается исчерпывающий перечень ресурсов недр

§ среди полезных ископаемых выделяются отдельные группы с особым правовым режимом (драг. металлы, нефть, газ)

§ имеются ресурсы, которые не учитываются как составная часть недр, но по естественно природным свойствам и способам использования аналогично полезным ископаемым, прим: запасы подземных вод. К отношению по их разработке также применятся законодательством о недрах.

§ недра – исключительная собственность государства

§ имеют ограниченную оборотоспособность (не могут быть предметов залога, дарения, наследования, купли-продажи, предметом отчуждения в иной форме)

§ гражданское законодательство относит участки недр к числу недвижимого имущества, оборот которого регулируется специальным законодательством

Право пользования недрами:

в объективном смысле – совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия предоставления и использования участков недр, права и обязанности недропользователей.

в субъективном смысле – совокупность прав и обязанностей, приобретаемых недропользователем в связи с предоставлением им участка недр

КОНЦЕССИЯ НЕДР

Наиболее детальное специальное правовое регулирование среди природных ресурсов, в отношении которых возможна концессия, находит концессия недр:

- ст. 6, 14, 29, 32, 33, 38 КоН

- Указ о некоторых вопросах осуществления инвестиционной деятельности в отношении недр от 03.09.2011

- Постановление Совмина от 28.12.2011 о мерах по реализации Указа от 03.10.2011 + Положения о порядке заключения, изменения, прекращения концессионного договора, Положения о порядке проведения торгов по выбору инвестора

- Указ об утверждении перечня объектов, предлагаемых для передачи в концессию от 28.01.2008 года № 44

4. Правовая охрана недр (рациональность использования недр)

Охрана недр – система мер, направленных на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их … в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения, а также охраны окружающей среды.

Все природоохранные меры можно разделить на 2 группы:

· меры, которые распространяются на окружающую среду в целом
предусмотрены экологическим законодательством

· природоохранные меры, относящиеся только к недрам, закрепленные в спец. Законодательстве – ст. 65 КоН, гл. 13 – регулирование

Перечисленные меры находят более детальную правовую регламентацию в иных нормах КоН, а также в иных НПА. К примеру, в ТКП 17.04-17.2010 «Охрана окружающей среды и природопользования. Недра…» – Постановление Минприроды от 20.04.2010

 

5. Ответственность за нарушение законодательства о недрах

Согласно ст. 85 КоН, лица, нарушившие законодательства о недрах несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Основанием является правонарушение – виновное противоправное деяние, посягающее на установленный порядок использования и охраны недр, и нарушающее соответствующее законодательство.

Административная ответственность: за нарушение права государственной собственности на недра (ст. 10.1 КоАП), нарушение требований по использованию недр (ст. 15.18 КоАП), невыполнение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых горных выработок (ст. 15.19 КоАП), нарушение правил охраны недр (15.20 КоАП)

Уголовная ответственность: единственный состав в ст. 271 УК, нарушение правил охраны недр, совершённое в течение года после наложения адм. взыскания за такое же нарушение, либо повлекшее умышленно или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере.

Ответственность, учитывающая имущественную и природоохранную составляющую правоотношений по поводу недр:

· признание сделок с недрами недействительными (недра – гос. собственность, не могут быть предметом сделок)

· возмещение вреда, причинённому жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу ЮЛ в результате вредного воздействия на окружающую среду (на недра)

· возмещение об обязательствах в следствие причинения вреда

· возмещение вреда, причинённого окружающей среде (на недра). По нормам экологического (природоохранного) законодательства: ст. 101, 101-4 Закона «Об охране окружающей среды», Указ «О таксах для определения размера возмещения вреда, причинённого окружающей среде» от 24.06.2004

При отсутствии такс по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учётом понесённых убытков, в т.ч. упущенной выгоды, кот определяются в соответствии с Положением о порядке начисления возмещения вреда, причинения окружающей среде и составлении акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде от 17.07.2008 № 1042

· приостановление (заперт) хоз. и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду. По нормам о контрольной и надзорной деятельности (ст. 100 и ст. 131 Закона «Об охране окружающей среды», Указ от 16.10.2009 № 510)

· специальные меры, применяемые при нарушении законодательства о недрах в виде самовольного пользования недрами – ст. 86 Кодекса о Недрах:

- прекращение без возмещения затрат произведённых за время самовольного пользования недрами

- приведение участков недр, нарушенных при самовольном пользовании в состояние для дальнейшего использования

Решение о прекращении принимается гос. органами, уполномоченными принимать решение о предоставлении недр в пользование, или судом.

Взыскание затрат на приведение в пригодное состояние для использования участков недр, нарушенных при самовольном пользовании при отказе лица, осуществившего указанное пользование, от исполнения соответствующего решения производится в судебном порядке.


Выдаются:

v территориальными органами Минприроды

v выдача в отношении добычи подземных вод с применением водозаборных сооружений осуществляется на основе заключения, которые также выдаются уполномоченными органами Минприроды

v в этих документах устанавливаются нормативы: допустимые сбросы химических и иных веществ в составе сточных вод и условия осуществления специального водопользования

v выдаются на основании Положения «О порядке выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов» утв. Постановлением Совмина от 02.03.2015, Положения «О порядке выдачи комплексных разрешений» от 12.12.2011

Водные объекты для специального водопользования выдаются:

o от 1 года до 3-х лет (при установлении временных нормативов допустимых сбросов химических веществ в составе сточных вод)

o от 5 до 10-ти лет (комплексное водоохранное разрешение)

o 10 лет (осуществление добычи вод)

o 5 лет (в иных случаях – общее правило)

 

· обособленное водопользование/ право обособленного водопользования

Обособленное водопользование подразделяется на 2 варианта:

Правовые основы:

ü ст. 32 ВК

ü Положение о порядке предоставления поверхностных ВО для рыбоводства утв. Постановлением Совмина от 25.04.2015 (в приложении форма договора аренды)

Особенности аренды для рыбоводства:

· осуществляется по договорам аренды, которые заключаются местными исполкомами на основании решений, принимаемых местными Советами депутатов

· в аренду водных объектов для рыбоводства предоставляются пруды и карьеры

· на срок от 5 до 25 лет

· арендатор не вправе сдавать водный объект в субаренду

· заключение договора аренды не исключает необходимости получения разрешения на специальное водопользование и комплексное водопользование в случае, если технологии ведения рыбоводства предусматривает сброс сточных вод в поверхностные водные объекты

· возврат арендуемого поверхностного водного объекта осуществляется арендатором после проведения мероприятий по восстановлению его нарушенного состояния

ст. 32 ВК – ограничения и прекращение права водопользования

ст. 35 ВК – платежи, связанные с водопользованием

гл. 7 ВК – правовые обязанности водопользователей

 

4. Правовая охрана вод (рациональное использование)

Правовая охрана вод – система мер, направленных на предотвращение или ликвидацию загрязнения, засорения вод, а также на их сохранение, восстановление.

Существуют меры общего характера и специальные меры – специфичные нормы для вод.

Основные меры охраны вод:

Ø нормирование в области охраны и использования вод (гл. 4 ВК)

Ø установление воохранных зон и прибрежных полос и режим осуществления в них хоз. деятельности (гл. 11 ВК)

Ø система мониторинга поверхностных и подземных вод, локального мониторинга (ст. 55-56 ВК, Положение о порядке проведения в составе национальной системы мониторинга окружающей среды РБ, поверхностных вод и использования его данных, Положение о подземных водах утв. Постановлением Совмина от 28.04.2004)

Ø соблюдение требований к сбросу сточных вод и условий сброса карьерных, дренажных вод в поверхностные водные объекты (ст. 47-49 ВК)

Ø учёт добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод (ст. 57 ВК)

Ø ликвидация гидротехнических сооружений и устройств, предназначенных для охраны подземных вод (ст. 51 ВК)

Ø ведение гос. водного кадастра (ст. 58 ВК)

Положение о порядке ведения гос. водного кадастра и использования его данных утв. Постановлением Совмина от 02.03.2015

Ø контроль за охраной и использованием вод (ст. 59 ВК со ссылкой на законодательство о контрольной (надзорной) деятельности)

 

УСТАНОВЛЕНИЕ ВООХРАННЫХ ЗОН И ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОС И РЕЖИМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В НИХ ХОЗ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ГЛ. 11 ВК)

Особенность: более строгий правовой режим.

Водоохранная зона – территория, прилегающая к поверхностному водному объекту на которой устанавливается режим осуществления хоз. деятельности, обеспечивающая предотвращения их загрязнения и засорения.

Прибрежная полоса – часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к поверхностному водному объекту, на которой устанавливаются более строгие требования к осуществлению хозяйственной и иной деятельности, чем на остальной территории водоохранной зоны.

Особенности установления водоохранных зон:

§ устанавливаются от береговой линии, определяемой по состоянию на летний период

§ устанавливаются с учётом природных условий, в т.ч. рельефа местности, вида земель, в зависимости от классификации поверхностных водных объектов и протяжённостью рек

§ минимальная ширина водоохранной зоны доя больших и средних рек – 600 м, прибрежных полос – 100 м

Проекты водоохранных зон и прибрежных полос: разрабатывают для поверхностных водных объектов за исключением ручьёв, родников, каналов, а если водный объект расположен на территории населённых пунктов, то отдельно разрабатываются проекты для водоохранных зон и отдельно для прибрежных полос.

Разрабатываются специализированными организациями в соответствии с Постановлением Минприроды «О требовании к разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос» от 04.05.2015 № 18

Заказчики: местные исполнительные органы.

Утверждаются: облисполкомами, Минским городским исполкомом для больших и средних рек, районными исполкомами для малых рек и водоёмов.

В границах водоохранных зон не допускаются определённые виды хоз. деятельности:

§ мойка транспортных и др. технических средств

§ устройство летних лагерей для с/х животных

§ и т.д. (см. п. 1 ст. 53 ВК)

Запреты в границах прибрежных полос:

§ размещение лодочных причалов и баз для стоянки маломерных судов за пределами отведённых для этих целей мест

§ добыча общераспространённых полезных ископаемых

§ на расстоянии 10 м по горизонтали запрещается применение химических удобрений

§ возведение жилых домов, строений, сооружений, необходимых для обслуживания

§ и др. (см. п. 1 ст. 54 ВК)

Следует отметить, что здания и сооружения, в т.ч. жилые дома, строения и сооружения, необходимые для обслуживания и эксплуатации жилых домов, возведённых на земельных участках, предоставленных в соответствии с земельным законодательством, право на которые зарегистрировано до 24 июля 2008 года, допускаются к эксплуатации при условиях:

ü при наличии централизованной системы канализации сброса и очистки сточных вод

ü если возведение таких объектов было осуществлено с соблюдением требований законодательства

Правовые основы

· Указ Президента РБ от 17.11.2011 № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях»

· Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений, утв. Постановлением Совмина от 12.12.2011

· Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 20.12.2011 № 53 «О некоторых вопросах выдачи комплексных природоохранных разрешений»

Комплексное природоохранное разрешение – единый разрешительный документ, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства с учётом возможного внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающий нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части использования природных ресурсов и (или) оказания воздействия на окружающую среду, и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.

БАССЕЙНОВЫЕ СОВЕТЫ

Правовая основа:

- ст. 19 ВК

- «Положение о порядке деятельности бассейновых советов», утв. Постановлением Совмина от 02.03.2015

Особенности:

создаются в целях разработки рекомендаций по охране и рациональному использованию водных ресурсов для бассейнов самых крупных рек

являются межведомственными и межтерриториальными консультативными органами, решения которых носят рекомендательный характер и направляются в соответствующие местные исполкомы, а также в Минприроды РБ

учитываются при разработке планов управления речными бассейнами

состав бассейновых советов включает представителей гос. органов, водопользователей, общественных объединений, научных организаций

создание и функционирование рассматривается как принцип бассейнового управления водными ресурсами и отражает современные тенденции управления в области природных ресурсов

 

5. Ответственность за нарушение водного законодательства

В ст. 61 ВК содержится норма, которая отсылает по поводу ответственности к специальному законодательству, которое касается ответственности.

Уголовная ответственность

ст. 272 УК – загрязнение и (или) засорение вод

ст. 273 УК – нарушение правил водопользования

Специальные меры

ст. 60 ВК

§ прекращение водопользования без возмещения затрат

§ приведение водных объектов и их частей в пригодное для их использования состояния за счёт лиц, которые осуществляли самовольное водопользование

Самовольное водопользование – пользование водными объектами (их частями) без документов, удостоверяющих право водопользования, предусмотренных Водным кодексом.

Разрешение споров

(!) нет указания на разрешение споров

Нужно учитывать правила ст. 2 ВК в частности отношений, связанных с охраной и использованием животного мира, возникающие при использовании подземных вод, (в т.ч. для рыболовства и охоты) регулируется законодательством об охране и использовании животного мира – отсылка к ст. 65 Закона «О животном мире» – судебный порядок.

 

ТЕМА 7. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

1. Растительный мир как объект использования и охраны. Законодательство о растительном мире

2. Гос. регулирование, управление в области использования и охраны растительного мира

3. Право пользования объектами растительного мира

4. Правовая охрана. Рациональность в использовании объектов растительного мира

5. Ответственность за нарушения законодательства о растительном мире

 

1. Растительный мир как объект использования и охраны. Законодательство о растительном мире

Распространяется не только на сами объекты, но и на среду произрастания.

Юридически значимым представляется разделение растительного мира на составляющие:

· нелесная, древесно-кустарниковая растительность

· леса

· растения, занесённые в Красную книгу РБ (подлежат специальной охране)

Каждая из групп имеет специфический правовой режим использования и охраны.

В зависимости от того, включаются ли в состав растительного мира леса или нет в научной литературе можно встретить разные понимания растительного мира:

Узкое понимание: к растительному миру относится только первая группа

Широкое понимание: к растительному миру относятся все три группы

ст. 4 Закона «О растительном мире» – субъекты

ст. 5 Закона «О растительном мире» – объекты

Дикорастущие растения – растения, находящиеся в их естественной среде произрастания и способные образовывать популяции и растительные сообщества.

Разграничение между гражданским хозяйственным правом и законодательством о растительном мире: ч. 2 ст. 5 Закона – указание на объекты, на которые не распространяется действие Закона «О растительном мире». Вред – гражданское законодательство, рассматривается объект как собственность (пример: берёза на земельном участке).

Объекты растительного мира могут находится как в гос. собственности (по общему правилу), так и в частной собственности, собственности иностранных государств и иностранных организаций.

В гос. собственности:

o распространяется на произрастающие на территории РБ объекты растительного мира. Обращение с такими объектами осуществляют местные исполкомы, в чьём ведении находятся земельные участки, водные объекты, или специально уполномоченные ими ЮЛ.

В частной собственности, собственности иностранных государств и иностранных организаций:

o ст. 6 Закона – в частной собственности могут находится объекты растительного мира посаженные и культивированные на законном основании на земельных участках, которые находятся в пользовании граждан

o в частной собственности могут находится дикорастущие растения и (или) их части, изъятые в порядке, установленном законодательством

o объекты растительного мира, расположенные в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, в пожизнен наследуемом владении, иностранных лиц и лиц без гражданства, частной собственности негосударственных ЮЛ, в собственности иностранных государств и международных организаций

Гос. органы, передавая участки, должны принять решение о судьбе расположенных на них объектах растительного мира.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ:

международный уровень

- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящейся под угрозой исчезновения

- Конвенция о биологическом разнообразии

- Картахенский протокол о биобезопасности

- Конвенция по охране новых сортов растений

- Конвенция о создании Организации защиты растительного мира Европы и Средиземноморья

национальный уровень

- Закон «О растительном мире» от 14.06.2014

Впервые на уровне законодательного акта детально были регламентированы отношения в области охраны и использования нелесной древеснокустарниковой растительности.

- Положение о порядке установлений ограничений и запретов в обращении с объектами растительного мира, утв. Постановлением Совмина от 01.12.2004

- Постановление Минприроды РБ об установлении списков редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории РБ видов диких животных и дикорастущих растений, включаемых в Красную книгу РБ от 09.06.2014

- Постановление Минприроды РБ от 21.11.2016 № 37 «Об утверждении Правил заготовки древесных соков, сбора, заготовки (закупки) дикорастущих растений и (или) их частей»

 

2. Гос. регулирование, управление в области использования и охраны растительного мира

Регулирование: глава 2 Закона «О растительном мире»

ст. 11 Закона «О растительном мире» – перечислены органы

Общая компетенция: Президент (ст. 11), Совмин (ст. 12), Местные Советы депутатов (ст. 14), местные исполнительные и распорядительные органы (ст. 14)

Специальная компетенция: Минприроды (ст. 13), Министерство лесного хозяйства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, гос. инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте РБ

Также выделяют в качестве субъекта Национальную академию наук (ст. 15).

 

3. Право пользования объектами растительного мира

Субъективный план:

Пользование объектами растительного мира – использование ЮЛ или гражданами объектов растительного мира или их свойств при осуществлении ими экономической или иной деятельности.

Объективный план:

Пользование объектами растительного мира – как совокупность норм …

Классификация

в зависимости от правовой формы (порядка использования)

· общее (ст. 40)

Соответствует признакам общего природопользования. Граждане имеют право свободно пребывать на землях, в границах которых расположены объекты растительного мира и осуществлять все виды пользования растительным миром.

· специальное пользование (ст.ст. 41-43)

Соответствует признакам специального природопользования. Осуществляется по видам пользования предусмотренных ст. 44. Может осуществляться без изъятия у пользователей земельных участков или водных объектов, в границах которых расположены эти объекты растительного мира.

Решение исполкомов о предоставлении права специального пользования объектами растительного мира:

§ принимается местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с пользователями земельных участков и водных объектов и территориальными органами Минприроды

§ в случае с объектами растительного мира, расположенными на особо охраняемых территориях, данное решение должно согласовываться с гос. органами, в управление которых переданы эти территории, а также с гос. природоохранными учреждениями.

§ существует порядок – Положение о порядке предоставления права специального пользования и уведомления местных исполнительных и распорядительных органов о планируемой деятельности по закупке дикорастущих растений, утв. Постановлением Совмина от 04.10.2011

Случаи, когда не требуется принятия такого решения:

1) пользование осуществляется пользователями земельных участков и водных объектов в границах их земельных участков и водных объектов

2) ЮЛ и ИП, осуществляющие закупку дикорастущих растений и (или) их частей

3) ЮЛ и ИП на землях лесного фонда, если пользование основывается на лесном законодательстве

в зависимости от целей (ст. 44)

· заготовка древесных соков (ст. 45)

· заготовка древесины вне лесного фонда (ст. 45)

· сбор заготовка и закупка (ст. 45)

· сенокошение (ст. 46)

· пастьба скота (ст. 46)

· использование в культурно-оздоровительных, туристических и иных рекреационных или спортивных целях (ст. 47)

· в научно исследовательских и учебно-опытных целях (ст. 48)

Сроки (ст. 49)

o постоянное

o временное пользование

§ краткосрочное (до 1 года)

§ долгосрочное (до 5 лет)

Конкретные сроки устанавливаются в решении местных исполнительных и распорядительных органов.

Если объект находится на земле землепользователя, то срок ограничивается сроком предоставления земельного участка.

Основания и порядок ограничения, приостановления, восстановления, прекращения права специального пользования объектами (см. ст.ст. 50-52).

Прекращение может наступить по правомерным основаниям и в результате совершения неправомерных действий.

Права, обязанности и гарантии (см. ст.ст. 53-55).

 

4. Правовая охрана. Рациональность в использовании объектов растительного мира

Правовая охрана – комплекс мероприятий, предусмотренных в законодательстве и направленных на сохранение пространственной видовой и популяционной целостности объектов растительного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивности, предотвращения их повреждения, уничтожения и иного вредного воздействия на мир.

В гл. 4-8 находят правое закрепление меры охраны растительного мира.

Меры (ч. 3 ст. 18) – перечисление самих мер, детализация – главы, подзаконные НПА.

Меры:

Ø общие

Ø специальные

· резервирование территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями

· установление ограничений и запретов в обращении с объектами

· предупреждение и пресечение самовольного пользования объектами растительного мира

Каждые из мер находит более детальную правовую регламентацию в иных НПА.

Пример: Создание и функционирование системы мониторинга (ст. 67)

Детализация в Положении о порядке проведения … мониторинга растительного мира и использования его данных

 

5. Ответственность за нарушения законодательства о растительном мире

В законе содержится норма с отсылочным характером – ст. 74

Уголовная ответственность

ст. 131 (УК) – Экоцид

ст. 277 (УК) – Незаконная порубка деревьев и кустарников

ст. 280 (УК) – Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений

Специальные меры

ст. 75 Закона «О растительном мире»

· изъятие и обращение в доход государства

· взыскание стоимости в размере и порядке, установленным законодательством при невозможности изъятия либо невозможности реализации или экономической нецелесообразности таких растений и (или) их частей

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ:

v спец. уполномоченные респ. органы гос. управления

v местные исполнительные и распорядительные органы

v суд

Позитивная ответственность

Представлена в виде компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаженных объектов растительного мира и компенсационных посадок.

§ Положение о порядке выдачи разрешений на удаление объектов в населённых пунктах и разрешение на пересадку, утв. Постановлением Совмина от 25.10.2011

§ Положение о порядке определения условий проведения компенсационных посадок или об осуществлении компенсационных выплат стоимости …, утв. Постановлением Совмина 25.10.2011

 

ТЕМА 8. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛЕСОВ

1. Лес как объект использования и защиты. Лесное законодательство.

2. Гос. регулирование (управление) в области использования и охраны лесов

3. Право лесопользования

4. Правовая охрана и защита (рациональное использование)

5. Правовое регулирование и ведение лесного хозяйства

6. Ответственность за нарушение лесного законодательство

 

1. Лес как объект использования и защиты. Лесное законодательство.

Лес – совокупность древеснокустарниковой растительности, живого надпочвенного покрова, диких животных и микроорганизмов, образующее природный комплекс.

Объект лесных отношений – лесной фонд, отдельные участки лесного фонд, право ведения лесного хозяйства, право лесопользования, лесные ресурсы, лесная продукция.

Лесной фонд образуют:

v леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, и покрытые ими земли

v лесные земли, непокрытые лесами

v нелесные земли, расположенные в границах земель лесного фонда и земель иных категорий, предоставленных для ведения лесного хозяйства

Не входят в лесной фонд – ст. 4 ЛК

Право собственности на леса и лесную продукцию:

· леса – исключительная собственность государства

· древесина и другая лесная продукция в надлежащем порядке добытая, заготовленная лесопользователями, является их собственностью

· сделки нарушающие (ограничивающие) запрещаются

· РБ осуществляет владение пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то гос. органы в пределах их компетенции

Региональный уровень:

- Модельный лесной кодекс для государств-участников СНГ

- Постановление Межпарламентской Ассамблеи от 15.11.2003

Национальный уровень:

- ЛК от 24.12.2015, в силу вступил в декабре 2016 (21.06.1979 – первый Лесной кодекс, был ещё в 2002 году)

 

2. Гос. регулирование (управление) в области использования и охраны лесов

См. главу 2 ЛК

Органы общей компетенции: Президент, Совмин, Местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы

Органы спец. компетенции: Министерство лесного хоз. РБ (ст. 12)см. Постановление Совмина «Вопросы минлесхоза РБ»

 

3. Право лесопользования

Лесопользование – деятельность, в процессе которой используются лесные ресурсы.

Объективный смысл: совокупность правовых норм …

Виды лесопользования:

Ø в зависимости от цели (ст. 37 ЛК)

· основные цели: древесина (гл. 15 ЛК), заготовка живицы (гл. 16 ЛК), заготовка второстепенных лесных ресурсов: пни, корни, луб, кора и др. (гл. 17 ЛК)

· побочное лесопользование: заготовка древесных соков, сбор дикорастущих ягод и грибов, сбор дикорастущих плодов и орехов, размещение ульев и пасек, сенокошение и др. (гл. 18 ЛК)

· иные побочные лесопользования (гл. 19 ЛК): в научно-исследовательских и образовательных целях, проведение культурно оздоровительных, туристических и иных рекреационных, спортивных мероприятий

Субъекты: граждане, ЮЛ, ИП, которым предоставлено в соответствие с законодательством право лесопользования.

ЮЛ, ИП – могут осуществлять лесопользование по всем 3-м указанным выше группам.

Граждане могут:

§ заготовка древесины

§ заготовка второстепенных лесных ресурсов (береста, ветки деревьев)

§ побочное лесопользование (искл: сбор лекарственных и иных растений, выращенных на соответствующих лесных плантациях, изъятие дикорастущих растений – в порядке специального лесопользования)

Однако лесопользователями могут быть граждане, осуществлять право общего лесопользования без предоставления им участка лесопользования.

В законодательстве не выделяется общее или спец. лесопользование, такое деление существует исходя из контекста норм.

Общее лесопользование (ст. 44 ЛК)

Общему лесопользованию соответствуют признаки общего природопользования.

- свободное нахождение на территории лесного фонда

- сбора для удовлетворения собственных нужд дикорастущих ягод, орехов и др. лесных ресурсов

- участие в рекреационных мероприятиях

исключение: размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота, осуществляемые на основании лесного билета

Специальное лесопользование

Специальному лесопользованию присущи признаки специального природопользования.

Лесопользователи обязаны использовать участки лесного фонда в соответствии с целями, для которых они предоставлены.

Возможно многоцелевое комплексное пользование:

§ один и тот же участков лесного фонда может предоставляться нескольким лесопользователям

§ для лесопользования по различным видам с определением для каждого лесопользователя соответствующих условий

§ виды лесопользования, осуществляемые на одном участке должны быть совместимыми

Специальное лесопользование является платным, за исключением заготовки древесины при проведении лесохозяйственных мероприятий и за исключением побочного лесопользования, которое осуществляется ЮЛ, осуществляемые лесное хозяйство. В этом случае плата не взимается.

Платежи за лесопользование включают:

ü плата за лесопользование

ü арендная плата за пользование участков лесного фонда

Размер платы определяется исходя из:

o таксовой стоимости

o в случае проведения лесных аукционов устанавливается по результатам аукционов

Средства от платежей за лесопользование и от реализации поступают ЮЛ, ведущим лесное хоз. и используются ими для финансирования и ведения лесного хозяйства.

Перечень документов, на основании которых возникает право лесопользования:

A. разрешительные документы

Лесорубочные билеты, лесные билеты, ордера.

Выдаются в следующих случаях:

- лесорубочный билет выдаётся в случае рубки леса

- на рубку леса гражданами объёмом не более 50 м3 выдаются ордера.

Заготовка живицы и второстепенных, побочное лесопользование – лесные билеты.

Лесорубочный и лесной билеты – являются основанием для вывозки заготовленной лесной продукции на лесопромышленные склады, а ордер является основанием для вывозки заготовленной древесины гражданами.

см. ст. 83 ЛК – случаи, когда не нужно получать лесной билет.

Разрешительные документы выдаются:

v на один или несколько участков лесного фонда

v выдаются на основании других вышеуказанных документов

v действуют в течение календарного года (по общему правилу), другие сроки установлены как исключение в ст. 71 ЛК

Порядок предоставления участков лесного фонда – см. ст.ст. 41 – 43 ЛК

C. концессионный договор

Особенности:

§ право пользования может возникать на основании концессионного договора

§ концессия лесов не получила распространение в РБ

§ наличие концессии обусловлено исключительной гос. собственностью на леса и желанием привлечь инвестиции в отрасль

§ имеет с договором участков лесного фонда так общее так и отличное

Общее:

v оба договора связаны с передачей во временное пользование участков лесного фонда для осуществления права лесопользования

v оба договора возмездные

v содержат ряд условий, направленных на охрану и воспроизводство леса и иных компонентов природной среды

v и концедентом и арендодателем является уполномоченный орган гос. управления

Отличное:

· обязанность концессионера вкладывать средства в развитие переданного ему имущества

Разрешение споров

Споры разрешаются в судебном порядке.

Позитивная ответственность

1) возмещение потерь лесохозяйственного производства – положение о порядке возмещения… ПСМ от 26 марта 2008 № 462, ст. 104 ЛК

2) возмещение убытков, вызванных изъятием земельных участков из земель лесного фонда для использование их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства – законодательство об охране и использовании земель + ст. 104 ЛК

ТЕМА 9. ЖИВОТНЫЙ МИР

1. Животный мир как объект использования и охраны

2. Гос. регулирование (управление)

3. Право пользования

4. Охота и ведение охотничьего хозяйства

5. Рыболовство

6. Правовая охрана

7. Ответственность за нарушение законодательства

4. Охота и ведение охотничьего хозяйства

Любительская охота – охота, проводимая для удовлетворения собственных потребностей охотника.

Закон о животном мире, Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты – Указ от 8 декабря 2005 № 580 (в этом же Указе рыболовство)

Охота – поиск, выслеживание, преследование, попытка добычи или добыча охотничьих животных, обитающих в условиях естественной свободы; нахождение в охотничьих угодьях и иных местах обитания животных с орудиями охоты, за исключением случаев, предусмотренных правилами ведения – п. 3; добыча диких зверей или птиц, не являющихся охотничьими с использованием орудий и способам охоты.

Охотничье животное – дикое животное, указанное в приложении 1 к правилам ведения…

 

 

 

 

 

 

 

ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

Мороз Олег Васильевич

ТЕМА 1. ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА РБ

1. Понятие и предмет

2. Место ПП в системе права

3. Система ПП

4. Концепция устойчивого развития как основа правового регулирования природоресурсных отношений

 

1. Понятие и предмет

ПП рассматривают в 3-х аспектах:

как обособленная совокупность правовых норм

ПП – совокупность правовых норм, имеющих определённую обособленность в системе права и регулирующих отношения по использованию и охране отдельных компонентов и объектов природной среды, являющихся природными ресурсами.

В качестве природных ресурсов рассматриваются:

§ земля

§ недра

§ воды

§ леса

§ животный и растительный миры

Предмет ПП: природоресурсные отношения по использованию природных ресурсов, их восстановлению и охране

Метод ПП: специфическое сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования

2) как учебная дисциплина

2 аспекта/блока: общие вопросы, которые касаются в целом природных ресурсов (предмет, система, источники, понятие и структура природоресурсных отношений, право природопользования) и правовой режим отдельных природных ресурсов (особое внимание уделяется правовому регулированию по использованию и охране земли)

Как наука

Совокупность научных взглядов, идей, концепций, теорий на проблемы правового регулирования природоресурсных отношений.

 

2. Место ПП в системе права

Определение места ПП не является однозначным. Существует дискуссия, которую можно свести к 3-м позициям:

1) ПП – самостоятельная отрасль права

2) ПП – составная часть экологического права

3) ПП – совокупность отраслей, каждая из которых регулирует отношения по использованию и охране отдельных компонентов и объектов природной среды.

Проблема в предмете и методе правового регулирования.

При определении степени обособленности правовых норм имеют значение такие критерии как актуальность общественных отношений, обособленность законодательства, устойчивость в системе национального права.

 

3. Система ПП

o Если рассматривать ПП как совокупность отраслей, то можно выделить такие отрасли как: земельное право, водное право, лесное право, отрасли, регулирующие использование и охрану недр (горное право), отрасль, регулирующая использование и охрану животного и растительного мира.

Система каждой отрасли права включает следующие институты: право собственности, право природопользования, государственное управление (регулирование), рациональное использование и охрана, институт ответственности.

Более сложную систему имеет земельное право. Институты которого можно сгруппировать на общую и особенную части.

o Если рассматривать ПП как самостоятельную отрасль права, то можно выделить: общую часть, которая объединяет институты, которые содержат нормы общего характера, создающая нормы основополагающего понятия ПП.

Общая часть: общие положения по объектам, субъектам и принципам, право собственности, право природопользования, государственное управление и регулирование, рациональное использование и охрана природных ресурсов, ответственность в сфере природопользования.

Особенная часть: объединяет подотрасли, которые содержит нормы, отражающие специфику правового режима отдельных компонентов природной среды.

Специальная часть: международно-правовая охрана природных ресурсов.

o При рассмотрении ПП как составной части экологического права (включающее как природоресурсные, так и природоохранные нормы) природоресурсные нормы будут иметь место в общей, особенной и специальной частях экологического права.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.