Разрешение споров по поводу использования и охраны недр
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Споры, возникающие в связи с использованием и охраны недр, разрешаются в судебном порядке.

 

ТЕМА 6. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОД

1. Воды как объекты использования и охраны. Законодательство в области охраны вод

2. Гос. регулирование (управление) в области охраны и использования вод

3. Право водопользования

4. Правовая охрана вод (рациональное использование)

5. Ответственность за нарушение водного законодательства

 

1. Воды как объекты использования и охраны. Законодательство в области охраны вод

Водные ресурсы – поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности.

Водный объект – сосредоточение вод в искусственных или естественных углублениях земной поверхности либо в недрах, имеющее определенные границы, объем и признаки гидрологического режима (естественная взаимосвязь с окружающей средой) или режима подземных вод.

Значение: экономическое, экологическое, культурно-оздоровительное.

Классификация вод:

Ø в зависимости от расположения

§ поверхностные

§ подземные

Ø по происхождению

§ естественные водные объекты

§ искусственные водные объекты

Ø по физическим свойствам

§ пресные

§ минеральные

§ термальные

§ другие

Ø по назначению

§ питьевые

§ хоз.-технические

§ сточные

Экологическое состояние (статус) поверхностных водных объектов и их частей – определяется как основание различных показателей. Определяется при проведении мониторинга поверхностных вод. Классифицируются: отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое и очень плохое. Отнесение к классам осуществляется Минприроды РБ. Информация отражается в гос. водном кадастре и размещается на официальном сайте Минприроды.

Особенности, имеющие правовое значение:

· все воды на территории РБ – исключительная собственность государства

· право собственности на добытую (изъятую) воду принадлежит водопользователю, осуществившему её добычу на законном состоянии

· обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу

Правовое регулирование:

o Международный уровень:

§ Конвенция «О водно-болотных угодьях, имеющих значение, в качестве места обитания…» – Указ от 25.05.1999

§ Конвенция «По охране и использования трансграничных водотоков и международных озёр» – Указ от 21.04. 2003

o Региональный уровень: модельный Водный кодекс СНГ утв. Постановлением Межпарламентской Ассамблеи от 16.11.2006 № 27

o Национальный уровень: Водный кодекс 20.04.2014 № 149, Постановление Совмина о некоторых мерах по реализации ВК РБ от 02.03.2015 г. № 152

Отношения, связанные с охраной и использованием вод, возникающие в области питьевого водоснабжения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не урегулированные законодательством об охране и использовании вод регулируется законодательством о питьевом водоснабжении… – Закон «О питьевом водоснабжении» от 24.06.1999

 

2. Гос. регулирование (управление) в области охраны и использования вод

ст. 9 ВК – перечень органов

Органы общей компетенции:

· Президент – ст. 10 ВК

· Совмин – ст. 11 ВК

· Местные советы депутатов, исполкомы – ст. 13 ВК

Органы специальной компетенции:

· Минприроды – ст. 12 ВК

Основные функции гос. регулирования и управления:

Ø планирование – осуществляется в форме региональных мероприятий в области охраны и использования вод, а также государственных отраслевых и региональных программ – их разрабатывает Минприроды совместно с заинтересованными гос. органами и организациями, утверждаются Президентом, а Совмин применяет меры по их реализации

Ø нормирование

§ норматив качества воды поверхностных водных объектов

§ нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ

§ технологические нормативы водопользования – технологические нормативы водопотребления и технологические нормативы водоотведения

Ø гос. учёт – выражается в 2 формах

§ государственный водный кадастр

§ учёт добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду – составная часть гос. водного кадастра, но ведётся водопользователями, которые направляют данные Минприроды

Ø мониторинг

Мониторинг вод включает мониторинг поверхностных вод и мониторинг подземных вод. Осуществляет Минприроды. Наблюдение осуществляется в пунктах наблюдения гос. сети наблюдений за состоянием поверхностных и подземных вод.

Ø контроль (надзор) в области использования и охраны вод – осуществляет Минприроды в соответствии с законодательством о к-н деятельности. Особые правила – за сбросом сточных вод в водные объекты

 

3. Право водопользования (ПВ)

В объективном смысле: ПВ – совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования вод.

В субъективном смысле: ПВ – совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых водопользователями в связи с предоставлением им водного объекта.

Водопользование – использование водных ресурсов и или воздействие на водные объекты при осуществлении хоз. и иной деятельности.

Следует отличать водопользователей от водопотребителей: водопользователи относятся к природоресурсному законодательству.

Цели использования водными объектами (ст. 38 ВК):

· хоз. и питьевые нужды (ст. 39 ВК)

· рекреация спорта и туризма (ст. 40 ВК)

· в лечебных целях (культурных, оздоровительных) (ст. 40 ВК)

· противопожарных нужд (ст. 41 ВК)

· нужд с/х (ст. 42 ВК)

· нужд промышленности (ст. 42 ВК)

· энергетических нужд (гидроэнергетических, теплоэнергетических) (ст. 43 ВК)

· для нужд внутреннего водного и воздушного транспорта (ст. 44 ВК)

· для отведения сточных и других вод (гл. 9 ВК)

В отличие от целей использования, например, земельных участков, для водных объектов может быть несколько целей.

Важно! – приоритет использования подземных вод для питьевых нужд населения по отношению к их использованию для других нужд. Приоритет использования подземных вод для питьевых нужд – принцип в области использования и охраны вод.

В зависимости от правовой формы водопользование делят на:

· общее/право общего водопользования (ст. 29 ВК)

Осуществляется ЮЛ и гражданами в порядке общего водопользования.

В целях охраны жизни и здоровья граждан местные исполкомы могут устанавливать запреты и ограничения на осуществление общего водопользования на водных объектах, включая: запреты на купание, плавания на маломерных судах, изъятия воды для питьевых и хоз. нужд.

Условие общего водопользования на водных объектах доводятся до сведения заинтересованных ЮЛ и граждан местными исполкомами посредством размещения этих сведений в СМИ и на официальных сайтах.

Право общего водопользования распространяется на пруды-копани, на земли общего пользования и земли общего запаса.

Право общего водопользования не распространяется на пруды-копани, расположенные в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке ЮЛ, гражданам и технические водные объекты.

 

· специальное/право специального водопользования (ст. 30, 33 ВК)

Специальное водопользование – водопользование, в т.ч. добыча (изъятие вод) из водных объектов и (или) сброс сточных вод в окружающую среду, осуществляемое с применением гидротехнических сооружений и устройств (ст. 1 ВК)

ст. 30 ВК – цели предоставления вод для специального водопользования

примеры: изъятие поверхностных вод с применением водозаборных сооружений, сброс сточных вод в окружающую среду, в т.ч. через систему дождевой канализации, сброс сточных вод после очистки на сооружениях биологической очистки.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 197.