ГОСУДАРСТВО (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Субъектами могут быть:

§ РБ – представляют гос. органы, которые действуют в пределах своей компетенции

§ АТЕ – представленные органами местного управления и самоуправления, действующих в пределах своей компетенции

В подавляющем большинстве природоресурсных отношений, государство участвует в качестве обязательного субъекта. В природоресурсных отношениях государство может участвовать двояко: с одной стороны, государство – собственник природных ресурсов, а с другой – оно осуществляет управление в этой сфере – выдача разрешений и лицензий.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

К международным организациям относятся организации, созданные для выполнения определенных задач международного характера в соответствии с учредительными актами и обладающие международной правосубъектностью. Перечень таких организаций, признанных субъектами определен в Постановлении Совета Министров от 30.12.2002 «О сотрудничестве РБ с международными организациями».

Земельные участки – собственность или аренда.

ИНОСТРАННЫЕ ГОСУДАРСТВА

Признаются таковыми в случаях, предусмотренных законодательством. В настоящее время они названы в качестве субъектов природоресурсных отношений лишь в Кодексе о земле – ст. 12.

ТЕМА 4. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Понятие и виды права природопользования

2. Право общего природопользования

3. Право специального природопользования

4. Права и обязанности природопользования

5. Общая характеристика правовых форм природопользования

6. Защита прав природопользователя

 

1. Понятие и виды права природопользования

В объективном смысле:

– совокупность правовых норм, устанавливающих порядок использования природных ресурсов (институт природоресурсного права)

В субъективном смысле:

– объём прав и обязанностей субъектов, осуществляющих природопользование. Смысл заключается в непосредственной эксплуатации природного ресурса.

Права и обязанности возникают при закреплении за конкретными природопользователями природных ресурсов.

Виды:

Ø в зависимости от вида используемого природного ресурса:

§ землепользование (разновидности чётко не указаны в КоЗ, но можем сделать вывод исходя из контекста ст. 6-7 КоЗ)

§ недропользование (ст. 28 КоН)

§ водопользование (ст. 38 Водного Кодекса)

§ лесопользование (ст. 36 Лесного Кодекса)

§ пользование объектами животного мира (ст. 24 Закона «О животном мире»)

§ пользование объектами растительного мира (ст. 44 Закона «О растительном мире»)

Ø в зависимости от оснований возникновения:

§ общее

§ специальное

Ø в зависимости от очередности пользования:

§ первичное (ст. 26 Водного Кодекса)

§ вторичное (ст. 26 Водного Кодекса) (недра – не допускается)

Ø в зависимости от круга субъектов:

§ обособленное пользование (обособленное водопользование ЮЛ могут быть переданы водные объекты, их части, для целей питьевого водоснабжения, нужд энергетики – ст. 31 Водного кодекса)

§ совместное пользование (совместное пользование земельными участками супругов)

Ø по признаку срочности:

§ бессрочное – предоставление земельного участка на праве частной собственности

§ временное (долгосрочное, краткосрочное) – предоставление земельного участка на праве аренды

 

В литературе предлагают закрепить «комплексное использование природных ресурсов», так как особенность права природопользования состоит в том, что пользование одним природным ресурсом, всегда оказывает влияние на состояние иных компонентов природной среды и окружающую среду в целом. Комплексное использование природных ресурсов может предполагать:

- предоставление природопользователю природного комплекса, а не только отдельных компонентов природной среды

- предоставление одного участка природного объекта нескольким субъектам одновременно для использования в различных целях

Тем не менее, в национальном законодательстве существуют нормы о выдаче комплексных природоохранных разрешений, однако сфера применения названных разрешений ограничивается предоставление права на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства. Комплексное природоохранное разрешение введено Указом от 17.11.2011 года «О комплексных природоохранных разрешениях»

2. Право общего природопользования

Признаки права общего природопользования определяются в ч. 2 ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды»:

Ø субъекты – только ФЛ (присуще ФЛ в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих и существующих как результат рождения и существования человека)

Ø без закрепления природного ресурса за пользователями

Ø без получения соответствующих разрешений

Ø осуществляется для удовлетворения собственных потребностей

Ø безвозмездно

В природоресурсном законодательстве существует понятие право общего пользования объектами животного мира, право общего пользования объектами растительного мира, право общего водопользования, но отсутствуют такие понятия как право общего землепользования и право общего недропользования. Тем не менее, к таковым следует причислять:

· право землепользователей на осуществление определенной деятельности с недрами на предоставленных им земельных участках: добыча общераспространенных полезных ископаемых на глубину до 5 метров – ст. 17 КоН

· право граждан свободно без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в собственности РБ и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законодательством

· если земельный участок не огорожен либо его собственник (владелец, пользователь) иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, то любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику (владельцу, пользователю) – ст. 263 ГК

 

3. Право специального природопользования

Право специального природопользования определяется в ч. 3 ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», и представляет собой осуществление природопользования в процессе экономической деятельности.

Признаки:

v разрешительный характер – специальное природопользование разрешается ФЛ и ЮЛ только на основании разрешений уполномоченных гос. органов

v возмездность, платный характер – на платный характер специального природопользования указывают ст. 16 и ст. 83 Закона «Об охране окружающей среды». Платежи за специальное природопользование могут взиматься в форме налогов, сборов, пошлин, других обязательных платежей и арендной платы.

v целевой характер – гос. орган указывает цель, для осуществления которой предоставлен ресурс (земли, земельные участки распределяются по категориям земель, в том числе в зависимости от их основного целевого назначения). Использование природного ресурса не по целевому назначению, является основанием прекращения права специального землепользования

v рациональный характер – характеризуется устойчивостью, то есть длительным характером использования природного ресурса без снижения его первоначальной кадастровой оценки

v установление сроков природопользования – в зависимости от сроков специальное природопользование можно разделить на бессрочное (срок окончания природопользования заранее не установлен) и временное (краткосрочное (водопользование – до 5 лет) и долгосрочное (водопользование – до 25 лет)

В законодательстве существует проблема отсутствия универсального критерия разграничения общего и специального водопользования. Отдельные случаи природопользования не соответствуют всем признакам общего или специального природопользования:

· ст. 29 Водного Кодекса – в качестве общего водопользования могут выступать не только ФЛ, но и ЮЛ.

· ст. 25 Закона «О животном мире» – к общему пользованию причисляются виды, на которые требуется специальное разрешение – охота.

· ст. 17 Кодекса о недрах – землепользователи могут осуществлять некоторые виды недропользования в порядке общего недропользования.

 

4. Права и обязанности природопользования

Возникают с момента получения документа, удостоверяющего право природопользования.

Наиболее общие права:

· собственность на результаты своей деятельности – посевы, посадки с/х культур

· самостоятельно осуществлять хоз. деятельность

· использовать природные ресурсы в соответствии с их целевым назначением

· право возводить строения и сооружения

Наиболее общие обязанности:

· использовать природные ресурсы в соответствии с целевым назначением

· рационально использовать ресурсы

· осуществлять комплекс мероприятий по охране ресурсов

· своевременно вносить плату за природопользование

· не нарушать права других пользователей

Конкретный перечень прав и обязанностей в зависимости от вида природопользования установлен в соответствующем головном природоресурсном акте (например: в гл. 7 Водного кодекса)

5. Общая характеристика правовых форм природопользования

Среди правовых форм природопользования можно выделить:

Ø по правовой природе

§ имеющие гражданско-правовую природу (вещные и обязательственные)

§ имеющие административно-правовую (публичную) природу

Ø по целям использования, которые определяются отраслевым законодательством для каждого вида природопользования

Ø по срокам

§ постоянное

§ временное

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ (ОБЪЕКТЫ) ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

В объективном смысле:

– совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность определенного имущества

В субъективном смысле:

– конкретные правомочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом

Специфика по сравнению с правом собственности в классическом гражданско-правовом смысле обусловлена тем, что это с одной стороны вещи, а с другой стороны, природные ресурсы имеют экологическое значение, к примеру, относительный характер права собственности на землю, так как существует множество оснований для её изъятия.

Право собственности на соответствующий природный ресурс имеет место по природоресурсному законодательству, если природный ресурс обладает следующими признаками:

· неотделимость природного ресурса

· овеществлённость (отличие от иных компонентов природной среды, которые не могут быть объектом присвоения: воздух, озоновый слой, около космическое пространство)

· отсутствие стоимости (т.к. природные ресурсы – результаты эволюционного происхождения, а не дело рук человека, но есть оценочная стоимость объекта)

Формы собственности:

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ (распространяется на все природные ресурсы – ст. 13 Конституции, есть конкретные нормы в головных актах ст. 13 КоЗ, ст. 5 Кодекса о Недрах, ст. 8 Водного кодекса, ст. 8 Лесного кодекса, ст. 7 Закона «Об объектах, находящихся только в собственности государства…» от 15.07.2010)

 

2. ЧАСТНАЯ (земля, объекты растительного и животного мира, ст. 12 КоЗ, ст. 6 Закона «О растительном мире», ст. 6 «О животном мире», на домашних животных природоресурсное законодательство не распространяется)

 

3. СОБСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (земля, объекты растительного мира – ст. 12 КоЗ, ст. 6 Закона «О растительном мире»)

 

4. ПРАВО ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ (земля – ст. 14 КоЗ)

 

5. ПРАВО ПОСТОЯННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (земельные участки –ст. 15 КоЗ, объекты растительного мира – ст. 49 «О растительном мире»)

 

6. ПРАВО ВРЕМЕННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (земельные участки – ст. 16 КоЗ, недра ст. 29 Кодекса о Недрах, леса ст. 39 Лесного кодекса, объекты растительного мира ст. 49 Закона «О растительном мире»)

7. КОНЦЕССИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (недра, вода, лес, земля – ст. 16 КоЗ, ст. 6 Кодекса о Недрах, ст. 2 Водного кодекса, ст. 51 Лесного кодекса)

активно развивается данная форма собственности в отношении недр!

см. Закон «О концессиях», Закон «Об инвестициях», Указ Президента «О совершенствовании концессионных отношений» от 24.07.2014, Постановление Совмина «О концессионных органах, уполномоченных…» от 12.12.2014

 

В случае если объектами концессии являются участки лесного фонда, земельные участки концессия в отношении них осуществляется в соответствии с Законом о концессиях, если иное не предусмотрено специальным природоресурсным законодательством.

 

8. АРЕНДА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (земельные участки – ст. 17 КоЗ, водные объекты – ст. 32 Водного кодекса, участки лесного фонда – ст. 45 Лесного Кодекса)

Субъекты: арендодатели, которые могут быть уполномоченными гос. органами (в отношении всех 3-х природных ресурсов) в отношении земельных участков – гос. органы и другие собственники

арендаторы: ЮЛ, ФЛ. международные организации, иностранные государства

 Особенности:

- учёт интересов населения

- в отношении вод и лесов без права передачи в субаренду

- в отношении земельных участков субаренда возможна

- договор заключается по согласованию с уполномоченными органами по охране ресурсов и окружающей среды

 

9. СЕРВИТУТ – частный (в РБ только эта форма) и публичный (не используется)

Земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения прохода, проезда, прокладки и эксплуатации газопроводов, нефтепроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, связи и других подобных сооружений (далее – линейные сооружения), обеспечения водоснабжения и мелиорации, размещения геодезических пунктов, а также для иных целей, которые не могут быть обеспечены без предоставления такого права.

см. ст. 217, 268 ГК, ст. 1, 19, 45 КоЗ

Данная форма рассматривается как обременение земельного участка.

Система прав на природные ресурсы не всегда охватывается системой гражданских прав – например: в водном законодательстве дополнительно выделяется право общего, специального и обособленного водопользования, охотничьи и рыболовные угодья могут передаваться в безвозмездное пользование

                

6. Защита прав природопользователя

Группы способов

1 группа – предоставляет гражданское законодательство

ст. 11 ГК:

§ восстановления положения, существовавшего до нарушения права

§ пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

§ признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления

§ присуждения к исполнению обязанности в натуре

§ возмещения убытков

Наиболее распространённые способы – виндикационные и негаторные иски.

2 группа – предоставляет экологическое законодательство – закреплены в специальном природоохранном законодательстве, в т.ч. запрещение хоз. деятельности, оказывающий вред природной среде, возмещение вреда, причинённому имуществу граждан и имуществу ЮЛ.

 

ТЕМА 5. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НЕДР

1. Недра как объект использования и охран. Законодательство об охране и использовании недр.

2. Гос. регулирование (управление) в области использования и охраны недр

3. Право пользования недрами

4. Правовая охрана недр (рациональность использования недр)

5. Ответственность за нарушения законодательства о недрах

 

1. Недра как объект использования и охран. Законодательство об охране и использовании недр.

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности, дна водоёмов, водотоков.

Значение: естественный фундамент земной поверхности, минеральные воды, спелеолечение и т.д.

Классификация недр:

Ø в зависимости от степени использования

- используемые

- неиспользуемые

Ø от содержания недр

- полезные ископаемые

- общераспространённые

- стратегические (ст. 22 Кодекса о недрах)

- ограниченного распространения (ст. 24)

- подземные воды

- геотермальные ресурсы (ст. 26)

- подземные пространства (ст. 27)

Особенности, имеющие правовое значение:

§ недра – компонент природной среды, с другой стороны – имущество

§ верхние и нижняя границы недр не устанавливаются, разграничение недр и земельных участков проводятся с учётом цели использования этих объектов

§ в отличие от земли, деление недр по составу в законодательстве не сложилось

§ в главе 4 Кодекса о недрах устанавливается исчерпывающий перечень ресурсов недр

§ среди полезных ископаемых выделяются отдельные группы с особым правовым режимом (драг. металлы, нефть, газ)

§ имеются ресурсы, которые не учитываются как составная часть недр, но по естественно природным свойствам и способам использования аналогично полезным ископаемым, прим: запасы подземных вод. К отношению по их разработке также применятся законодательством о недрах.

§ недра – исключительная собственность государства

§ имеют ограниченную оборотоспособность (не могут быть предметов залога, дарения, наследования, купли-продажи, предметом отчуждения в иной форме)

§ гражданское законодательство относит участки недр к числу недвижимого имущества, оборот которого регулируется специальным законодательством

Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.