Тема 14. Мировой опыт предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретический материал  

Национальные модели развития предпринимательства. Развитие деловых отношений в течение длительной исторической эпохи делает необходимым выделение общих черт бизнеса, характерных для современной системы деловых отношений в целом, и особенных его черт, присущих лишь тем или иным национальным системам бизнеса. В каждой стране массовое первоначальное накопление капитала, становление национальной системы бизнеса и последующий выход ее на международный уровень деловых отношений происходили в разное время. Так, в Англии становление системы рыночного предпринимательства следует вести от огораживания земли в XVI в., а затем от реформ Оливера Кромвеля, возглавлявшего успешный антимонархический переворот в середине XVII в. «Отцом» рыночного предпринимательства во Франции нужно признать Наполеона Бонапарта, вошедшего в историю не только знаменитыми «наполеоновскими» войнами, но и классическим законодательным актом - «Гражданским кодексом», принятым в период его правления, в первой половине XIX в. В нем был закреплен деловой суверенитет французских предпринимателей, зафиксирована их права, а также их ответственность перед обществом и другими гражданами.

Благодаря первоначальному накоплению капитала рыночная экономика вышла из недр предшествующих экономических форм человеческого общества, и, следовательно, макроэкономические стартовые условия предпринимательского бизнеса сформировались в разных странах по-разному. Объективные причины неоднородности национальных систем бизнеса сохраняют свое значение и по сей день. В дальнейшем на уровень развития национальных систем бизнеса определяющее влияние оказывали также концептуальные основы и принципы государственной политики в области бизнеса, проводившиеся в жизнь в этих странах органами государственной власти и управления. Данные принципы выступают важнейшей субъективной причиной неоднородности национальных систем современного бизнеса. Государственная политика в области бизнеса оказывает определяющее воздействие на практику установления и применения правовых правил и норм, на содержание прав и ответственности предпринимателей, на границы коридоров их независимости и особенности их делового суверенитета. В мировой практике существует несколько типов национальных систем современного бизнеса. 

 Инициативная  модель предпринимательства в США. Американское предпринимательство и американская экономика создавались инициативными и предприимчивыми людьми, бежавшими от феодального угнетения, отсутствия перспектив карьерного роста, нищеты и бесправия. Они эмигрировали за океан в поисках свободы и наилучших стартовых условий занятия предпринимательством из разных европейских стран, а впоследствии - отовсюду. «Новые американцы» активно заселяли и осваивали территории; им не были знакомы сословные ограничения и межнациональные предрассудки. Переселенцы и их потомки по сути утрачивали и прежний сословный статус, и национальность - они становились американскими гражданами. Принцип свободы и независимости всегда имел и продолжает иметь решающее значение для всех американских предпринимателей. Освоение новых территорий стало основной формой массового первоначального накопления капитала в США. На американском континенте не прижилось рабство - именно оно оказалось одной из причин Гражданской войны, завершившейся искоренением этого явления. Свободное предпринимательство и свободная конкуренция были и остаются в США ключевыми общественными идеалами деловых отношений. На протяжении веков американский бизнес развивался за счет инициативы самих предпринимателей при относительно незначительной роли государства в регулировании бизнеса. Конечно, не следует считать, что американский бизнес все еще находится на этапе свободной конкуренции. Данный этап был давно преодолен, причем именно в США в 1890 г. был принят первый и самый знаменитый по сей день антимонопольный закон - Закон Шермана. В 30-е гг. прошлого века Америка в целях выхода из Великой депрессии (мирового экономического кризиса 1929- 1932 гг.) согласилась на широкомасштабное государственное вмешательство в развитие предпринимательства, получившее название «нового курса президента Рузвельта». Однако и сегодня свобода и независимость предпринимателей - носителей инициативы и предприимчивости, главных двигателей экономического и социального прогресса в американском обществе продолжают почитаться в качестве основной ценности современной человеческой цивилизации.

Дирижизм. Прямой противоположностью инициативной модели предпринимательства являются национальные системы бизнеса, важную направляющую роль в развитии которых играют, наряду с самими предпринимателями, органы государственной власти и управления. Такие системы имеют распространение прежде всего в ряде стран Западной Европы (Франция, Италия, Бельгия, Португалия), а их сущность можно выразить с помощью термина «дирижизм», вошедшего в лексикон благодаря популярным во Франции теориям благотворного государственного влияния на бизнес. Рассматриваемая модель базируется на представлениях о том, что противоречия деловых интересов субъектов предпринимательского бизнеса имеют непреодолимый характер, но их негативное влияние может быть успешно нивелировано при условии, что в национальной экономике мощно представлен государственный сектор. Такой сектор работает, прежде всего, на выполнение государственных заказов и заданий. Он является уравновешивающей силой для конкурентов - предпринимателей. Он же призван стабилизировать рынок труда, содействовать занятости населения. Не случайно многие флагманы современного предпринимательского бизнеса во Франции и в Италии имеют организационно-правовую форму государственных предприятий («Renault», «Citroen»). Модель дирижизма в предпринимательстве не отвергает самостоятельности субъектов предпринимательского бизнеса, не отказывает им в праве на инициативу, активность и предприимчивость. Однако главными достижениями современной предпринимательской цивилизации она полагает все же включение государства непосредствен но в предпринимательскую деятельность, крайнюю жесткость централизованного регулирования развития бизнеса, прежде всего, в сфере налогообложения и контроля легализации подозрительных доходов, а также лояльность к властям и законопослушность предпринимателей.

Модель социальной рыночной экономики. Социальная рыночная экономика впервые возникла во второй половине XX в. в послевоенной Федеративной Республике Германии вследствие экономических реформ, инициированных знаменитым западногерманским канцлером Людвигом Эрхардом. Позднее она получила распространение в других европейских странах, таких, прежде всего как Норвегия, Дания и Швеция. Ее главной особенностью является признание в качестве основного достижения современной цивилизации взаимной ответственности между субъектами предпринимательского бизнеса и обществом. Общество обеспечивает процветание предпринимателей, предприниматели заботятся о процветании общества. В отличие от модели дирижизма в предпринимательстве модель социально ответственного бизнеса базируется не на выделении государственных предприятий в качестве приоритетных субъектов национального бизнеса, а на обеспечении всем предпринимателям наилучших возможностей проявления деловых способностей и талантов. Предприниматели должны быть наиболее полно и последовательно мотивированы на достижение высоких результатов в бизнесе. Социально ответственный бизнес вынужден делиться ими с обществом как единым целым.    Делается это, как правило, с помощью налогообложения, причем размеры налога на прибыль, к примеру, в некоторых Скандинавских странах, доходят до 50%. Столь высокий уровень отчисления финансовых ресурсов, заработанных предпринимателями, в пользу государства объясняется необходимостью содержания социальной сферы, обеспечения социальных гарантий наемным работникам, пенсионерам, молодежи, временно нетрудоспособным и безработным гражданам. За счет подобных перераспределений обеспечивается социальная стабильность в обществе, общество предохраняется от разрушительных социальных конфликтов, подобных тем, которые сотрясали рыночную экономику в XIX веке и породили представления о необходимости замены рыночной экономики социализмом и коммунизмом. Настоящий социализм, оказывается, вполне может быть достижим при социальной рыночной экономике - такова официальная доктрина, лежащая в основе государственной политики в области бизнеса в рассматриваемых странах. Не случайно широкое распространение имеют в них сегодня такие образные выражения, как «шведский социализма, «норвежский социализм», др. Патерналистская модель сотрудничества в бизнесе.

Родиной данной модели является Япония. Именно ей  современная Япония обязана неправдоподобно высокими темпами экономического развития во второй половине XX в., ставшими основой так называемого «японского экономического чуда». Чудо состояло в том, что Япония, потерпев сокрушительное поражение во Второй мировой войне, всего за несколько десятилетий превратилась из отсталого полуфеодального государства с обанкротившейся экономикой и морально надломленным населением в процветающую державу, устойчиво входящую в элиту мирового бизнеса.

Японские предпринимательские фирмы устойчиво доминируют сегодня во многих областях современного мирового предпринимательства, прежде всего, в производстве бытовой техники, электроники, средств связи, автомобилестроении, финансовом бизнесе. В десятке ведущих коммерческих банков земного шара восемь мест уверенно держат японские банки. Национальная модель бизнеса по-японски содержит ряд особенностей. Данная модель опирается на инициативное негосударственное предпринимательство, причем жесткая конкуренция должна охватывать не только сферу соперничества различных компаний, но и внутрифирменные предпринимательские проекты. Процветание родной фирмы объявляется важнейшей жизненной установкой для миллионов людей. Преданность компании рассматривается как положительное моральное качество, которое имеет решающее значение в их стремлении сделать успешную профессиональную карьеру. Детей с ранних лет приучают к мысли о великом будущем, неразрывно связанном с благополучием компании, в стенах которой верно трудились и продолжают трудиться их отцы и деды. В свою очередь владельцы бизнеса принимают на себя обязательства по оказанию постоянного внимания нуждам своих сотрудников. Предприниматели готовы заботиться об их благосостоянии, о повышении ими своей профессиональной квалификации, о здоровье и благополучии их детей. Тем самым они как бы демонстрируют предпринимательский патернализм - отцовское направляющее начало - по отношению к служащим своих компаний, действительно, помогающим им в конкурентной борьбе. 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 371.