Тема 13. Государственное регулирование предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретический материал 

Понятие и сущность государственного регулирования. Действительная роль государства в развитии бизнеса намного сложнее формулы государство и бизнес, согласно которой государство как бы всего лишь является ночным сторожем по отношению к субъектам бизнеса, либо командует бизнесом, а бизнес в свою очередь является всего лишь объектом воздействия со стороны органов государства. В современной рыночной экономике государство выступает не как внешняя сила по отношению к субъектам деловых отношений, а как естественное порождение и атрибут самой системы деловых отношений. Главной целью деятельности органов государственной власти и управления выступает обеспечение субъектам бизнеса гарантий постоянного соблюдения возможности вступать между собой в деловые отношения, другими словами, гарантий воспроизведения данных отношений. Содержание этих гарантий состоит в том, что если каждый из субъектов деловых отношений руководствуется в своей деятельности общепринятыми в стране правилами и нормами, являющимися законами этой страны, ему обеспечено постоянное воспроизведение его положения свободного участника деловых отношений. Для обеспечения этих гарантий государство выполняет в экономике определенные функции. К их числу относятся: -принятие законов и других директивных документов, а также контроль их соблюдения; 

-применение методов косвенного стимулирования участников деловых отношений к занятию определенными видами деятельности (налоги, цены, кредиты, нормы амортизации, предельные уровни оплаты труда и продолжительности рабочего дня); -использование государственного бюджета для перераспределения доходов и финансирования деятельности в определенных областях экономики; -распределение государственных заказов на выпуск определенных видов продукции (оказание определенного вида услуг, выполнения определенных видов работ); -программирование (планирование) развития национальной экономики; -формирование государственного сектора экономики, функционирующего на базе государственной собственности на средства производства под прямым контролем органов государственного управления. В зависимости от конкретной ситуации государство может оказаться по отношению к предпринимательскому бизнесу: -тормозом его развития, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или запрещает его; -сторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию; -ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых субъектов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает взрыв предпринимательской активности и приводит к буму предпринимательства).

Предпосылки и этапы развития государственного регулирования предпринимательства. Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными. Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут негативно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику. Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и в принятии соответствующих мер по их устранению. Условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.), ухудшение состояния окружающей среды и др. Под предпосылками понимается еще не явное проявление негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности. В этом, случае роль государства заключается в своевременном выявлении и устранении этих предпосылок. Под позитивными условиями понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию. Знание условий и предпосылок еще недостаточно для государственного вмешательства; государство должно знать их критерии, т. е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их качественного состояния. К примеру, государство должно вмешиваться в регулирование безработицы только в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень (4—6%), т. е. когда начинается так называемая циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровень естественной безработицы. Существующая ныне система государственного регулирования экономики сложилась не сразу.

В процессе своего развития она прошла несколько этапов.

Первый этап. Создание общих благоприятных условии для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

Второй этап. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

Третий этап. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

Четвертый этап. Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

 Пятый этап. Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.

Шестой этап. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального программирования в ЕС.

Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. 

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить. Экономические рычаги, используемые государством для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основные из них: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно- финансовые механизмы и др. Административные методы, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством в том случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях: - естественная государственная монополия (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука); - охрана окружающей среды и использование ресурсов; - сертификация, стандартизация, метрология; - социальная политика, прежде всего, — это определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т.д.). Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и других видов политики, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы. 

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 238.