Тема 9: Культура предпринимательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Сущность и значение культуры предпринимательства

В функционирования предприятия (организации) важную роль играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов.

Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства».  Например:

1) это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. При этом представления о ценностях позволяют дать ответ на вопрос, что важно для предприятия, а убеждения – понять, как предприятие должно функционировать и как им следует управлять (рис. 23).

2) к организационной культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил , которые делают предприятие единственным в своем роде.

Наиболее полное и развернутое определение таково:

«Культура предпринимательства – это совокупность образ - поведения, ценностей системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентируются субъектов на те или иные формы экономической активности

Общество
Рынок

 

Культура фирмы

 

 

проявляется через представление о ценностях

 

из них выводятся нормы и правила поведения

 

они влияют на конкретное поведение

         

         Рис. 23. Становление культуры предпринимательства

в сфере предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени.

           Существует при принципиально различных инструмента воздействия на людей, т.е. управления:

1. Иерархия (организация), когда основным средством воздействия на человека является принуждение;

2. Рынок, на котором по горизонтали складываются равноценные отношения;

3. Культура – выработанные и признаваемые обществом ценности, особенности поведения, социальные нормы.

Культура проявляется в различных формах деятельности и на различных уровнях социальных систем. Выделяют две стороны культуры: духовную и материальную. В состав материальной культуры входят различные по формам и типам материально-производственная база, в том числе сырьевые и энергетические ресурсы, средства труда и другие продукты материального производства; материально-предметная практическая деятельность людей; материально-предметные отношения в ходе производства, обмена и потребления; материальные ценности прошлого, в том числе памятки, археологические объекты и т.п.

           Частью материальной культуры является и культура предпринимательства,  которая включает культуру управления и организации, обмена и распределения, технологии, условия труда и т.д. Таким образом, она связана с воспроизводством отношений между субъектами в процессе их предпринимательской деятельности.

           Выделяют десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:

1. культура социальная, так как на ее формирования влияют все или большинство работников фирмы;

2. регулирует поведение членов коллектива;

3. создается людьми;

4. осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;

5. основана на соблюдении традиций;

6. познаваема;

7. способно изменяться;

8. многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;

9. осознаваема и не осознаваема;

10.  находиться в постоянном развитии.

Формирование и развитие культуры предпринимательской деятельности:

§  во-первых, осуществляется естественным путем, когда предприятия на основе изучения наилучшего прошлого и настоящего опыта поддерживают те культурные традиции, которые наиболее результативны в обеспечении поставленных целей:

§ во-вторых, может целенаправленно формироваться путем силового внедрения определенных комплексов поведения.

Культура предпринимательства выполняет следующие основные функции:

ü  коммуникативно-интегративную,  обеспечивающую устойчивость и стабильность, выживаемости в данной социально-экономической среде;

ü  консервативную, которая создает силы внутренней устойчивости и сопротивляемости внешним воздействиям за счет репрезентации традиционных образцов предпринимательского труда;

ü инновационную – продуцирует новые образцы, более приспособленные к изменившимся обстоятельствам;

ü трансляционную - передает информацию;

ü целеполагания – формируется эталоном, ценности и т.п.;

ü оценочную – создает методы и критерии оценки действий,

Главная функция культуры предпринимательства -  сохранять и

воспроизводить ценности различных типов форм и передавать их будущим поколениям.

           На развития культуры предпринимательства влияют:

§ общечеловеческие ценности (долг, стремление к справедливости и т.п.), общие представления о смысле жизни, предназначении человека;

§ национально-культурные и религиозно-культурные стереотипы образа жизни в стране;

§ нормы и правила поведения, эталоны взаимодействия, субъектов предпринимательской деятельности;

§ ценностно-мотивизационное отношение к труду, богатству, положению (трудовая этика);

§ культурные образцы хозяйственного поведения;

§ особенности ландшафта, климата, месторасположения страны, ее размеры.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 270.