1. Сущность и значение культуры предпринимательства
В функционирования предприятия (организации) важную роль играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов.
Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства». Например:
1) это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. При этом представления о ценностях позволяют дать ответ на вопрос, что важно для предприятия, а убеждения – понять, как предприятие должно функционировать и как им следует управлять (рис. 23).
2) к организационной культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил , которые делают предприятие единственным в своем роде.
Наиболее полное и развернутое определение таково:
«Культура предпринимательства – это совокупность образ - поведения, ценностей системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентируются субъектов на те или иные формы экономической активности
Общество |
Рынок |
Культура фирмы |
проявляется через представление о ценностях |
из них выводятся нормы и правила поведения |
они влияют на конкретное поведение |
Рис. 23. Становление культуры предпринимательства
в сфере предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени.
Существует при принципиально различных инструмента воздействия на людей, т.е. управления:
1. Иерархия (организация), когда основным средством воздействия на человека является принуждение;
2. Рынок, на котором по горизонтали складываются равноценные отношения;
3. Культура – выработанные и признаваемые обществом ценности, особенности поведения, социальные нормы.
Культура проявляется в различных формах деятельности и на различных уровнях социальных систем. Выделяют две стороны культуры: духовную и материальную. В состав материальной культуры входят различные по формам и типам материально-производственная база, в том числе сырьевые и энергетические ресурсы, средства труда и другие продукты материального производства; материально-предметная практическая деятельность людей; материально-предметные отношения в ходе производства, обмена и потребления; материальные ценности прошлого, в том числе памятки, археологические объекты и т.п.
Частью материальной культуры является и культура предпринимательства, которая включает культуру управления и организации, обмена и распределения, технологии, условия труда и т.д. Таким образом, она связана с воспроизводством отношений между субъектами в процессе их предпринимательской деятельности.
Выделяют десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:
1. культура социальная, так как на ее формирования влияют все или большинство работников фирмы;
2. регулирует поведение членов коллектива;
3. создается людьми;
4. осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;
5. основана на соблюдении традиций;
6. познаваема;
7. способно изменяться;
8. многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;
9. осознаваема и не осознаваема;
10. находиться в постоянном развитии.
Формирование и развитие культуры предпринимательской деятельности:
§ во-первых, осуществляется естественным путем, когда предприятия на основе изучения наилучшего прошлого и настоящего опыта поддерживают те культурные традиции, которые наиболее результативны в обеспечении поставленных целей:
§ во-вторых, может целенаправленно формироваться путем силового внедрения определенных комплексов поведения.
Культура предпринимательства выполняет следующие основные функции:
ü коммуникативно-интегративную, обеспечивающую устойчивость и стабильность, выживаемости в данной социально-экономической среде;
ü консервативную, которая создает силы внутренней устойчивости и сопротивляемости внешним воздействиям за счет репрезентации традиционных образцов предпринимательского труда;
ü инновационную – продуцирует новые образцы, более приспособленные к изменившимся обстоятельствам;
ü трансляционную - передает информацию;
ü целеполагания – формируется эталоном, ценности и т.п.;
ü оценочную – создает методы и критерии оценки действий,
Главная функция культуры предпринимательства - сохранять и
воспроизводить ценности различных типов форм и передавать их будущим поколениям.
На развития культуры предпринимательства влияют:
§ общечеловеческие ценности (долг, стремление к справедливости и т.п.), общие представления о смысле жизни, предназначении человека;
§ национально-культурные и религиозно-культурные стереотипы образа жизни в стране;
§ нормы и правила поведения, эталоны взаимодействия, субъектов предпринимательской деятельности;
§ ценностно-мотивизационное отношение к труду, богатству, положению (трудовая этика);
§ культурные образцы хозяйственного поведения;
§ особенности ландшафта, климата, месторасположения страны, ее размеры.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 270.