Тема 12. Оценка эффективности предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретический материал 

Подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности. В качестве критерия оптимизации предпринимательской деятельности предлагается использовать: - максимизацию объема выпускаемой продукции; прибыли и рентабельности производства; эффективности капитальных вложений; показателей уровня жизни; - минимизацию полных и приведенных затрат, количества затраченного времени, площади используемой территории и др. При этом общим критерием оптимальности является показатель эффективности, выразитель интенсивного роста и развития любого объекта. Эффективность выступает как индикатор и стимул развития предпринимательства. Стремление повысить эффективность конкретного вида предпринимательской деятельности реализуется посредством конкретных мер, способствующих процессу развития, и отсечения тех из них, что ведут к регрессу. Эффективность всегда связана с практикой. Она становится целевым ориентиром управленческой деятельности, направляет эту деятельность в русло обоснованности, необходимости, оправданности и достаточности. Для определения принципов и методов оценки эффективности предпринимательства рассмотрим две важнейшие экономические категории - эффект и эффективность. И эффект, и эффективность отражают рост и развитие экономического объекта, т.е. его способность к прогрессивным количественным изменениям, отраженным в объемных показателях, и к прогрессивным качественным изменениям, дополняющим количественные. Вместе с тем между категориями «эффект» и «эффективность» наблюдаются существенные различия. Эффект является отражением результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится экономический объект. Эффективность, в отличие от эффекта, учитывает не только результат деятельности, но рассматривает условия, при которых он достигнут. Эффективность определяется соотношением результата (эффекта) и затрат, обуславливающих этот результат. Эффективность, поэтому, есть сравнительная оценка результата деятельности, отражающая не только ее способность к обеспечению экономического роста, но и способность стимулировать прогрессивные изменения. Эффективность любой деятельности принято выражать с помощью отношения результата к затратам. Целевая ориентация такого отношения - стремление к максимизации. При этом ставиться задача: максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат.

Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит. Если конечный результат совпадает с целью, то деятельность может быть признана рациональной, если же такое совпадение отсутствует - деятельность является нерациональной. Основной принцип измерения эффективности - принцип взаимосвязи цели и конечного результата деятельности. Предпринимательству сегодня присуща множественность целей. Она проявляется, в первую очередь, в альтернативности процесса целеполагания, когда из множества целей выбирается одна, в наибольшей степени соответствующая принципам эффективности. Отсюда второй принцип оценки эффективности предпринимательства - доступность использования нескольких критериев оптимальности. Цели, а значит и конечные результаты, требующие отражения в показателе эффективности, бывают двух видов: качественные и количественные. При оценке эффективности предпринимательства следует отдавать предпочтение количественным оценкам как целей, так и достигнутых результатов. Увеличение занимаемой доли рынка, приращение конкурентных преимуществ обуславливают устойчивость стратегических позиций бизнес - субъекта, т. е. характеризуют возможность его эффективного функционирования в длительной перспективе. В таблице показана зависимость результатов деятельности от ее целей.

 

Таблица .

Зависимость показателя результата предпринимательства от выбранной стратегии

 

Стратегия предпринимательства Цели, выдвигаемые в рамках стратегии Наименование показателя результата
Внедрение на рынок Овладение определенной долей рынка Занимаемая доля рынка
Вывод нового товара Овладение определенной долей рынка Занимаемая доля рынка

Усиление рыночной активности

Овладение определенной долей рынка Занимаемая доля рынка
Повышение конкурентоспособности продукции Конкурентоспособность продукции (фирмы)
Увеличение прибыли Прибыль
Укрепление конкурентоспособной позиции Повышение конкурентоспособности продукции Конкурентоспособность продукции (фирмы)

 

 

Третий принцип оценки эффективности предпринимательства - в процессе целеполагания целесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций предпринимателя. Такой подход не противоречит стремлению к максимизации прибыли, но создает условия для успешного функционирования в длительной перспективе. Для измерения показателей результата предпринимательской деятельности могут использоваться различные методы. Например, показатель занимаемой доли рынка определяется на основе маркетинговых исследований, в рамках которых исследуется совокупная емкость рынка и анализируется соотношение между показателями, характеризующими деятельность исследуемой предприятия и его основных конкурентов. Конкурентоспособность продукции или предприятия выражается с помощью относительного показателя, где в качестве оцениваемых альтернатив выступают продукты конкурентов.

Дисконтирование и метод чистой текущей стоимости. Понятие дисконтирования участвует в принятии решений об инвестировании средств, а также в оценке эффективности предпринимательской деятельности. Дисконтирование – это определение стоимости денежных потоков, относящихся к будущим периодам (будущих доходов на настоящий момент). Для правильной оценки будущих доходов нужно знать прогнозные значения выручки, расходов, инвестиций, структуру капитала, остаточную стоимость имущества, а также ставку дисконтирования. С экономической точки зрения ставка дисконтирования – это норма доходности на вложенный капитал, требуемая инвестором. При помощи ставки дисконтирования можно определить сумму, которую инвестору придется заплатить сегодня за право получить предполагаемый доход в будущем. Одним из показателей эффективности является показатель чистого приведенного дохода. Показатель чистого приведенного дохода довольно широко применяется в экономике. При его исчислении нормативная величина дохода рассматривается как упущенная выгода и поэтому считается как бы дополнительно понесенными затратами. Все, что получено предпринимателем сверх общих затрат (основных и дополнительных) отражает чистый приведенный доход, который рассчитывается по формуле:

 

где Pk — денежные потоки за период с 1-го по n-й годы; r — ставка дисконтирования; I — начальные инвестиции.  

Решение инвестора полностью зависит от значения ставки дисконтирования. Наиболее часто при инвестиционных расчетах ставка дисконтирования определяется как средневзвешенная стоимость капитала (WACC), которая учитывает стоимость собственного (акционерного) капитала и стоимость заемных средств.

Метод расчета срока окупаемости предпринимательского проекта. Одним из важнейших показателей эффективности инвестиций является срок окупаемости вложений, поскольку предпринимателю важно как можно быстрее вернуть внесенные в дело денежные средства. Поэтому очень часто при решении вопроса об инвестировании предприниматель ориентируется, прежде всего, на оценку срока возврата вложений. Практика бизнеса выработала несколько показателей срока окупаемости вложений, и каждый из них имеет свое назначение и отражает какую-то сторону эффективности проекта. Суть расчета этого показателя может быть проиллюстрирована на примере (рисунок и таблица). 

 

 

Рис. Определение срока окупаемости инвестиций

 

Таблица 

 

 

Моменты вложений и получения дохода (временные интервалы) 

 

0 1 2 3 4 5 6 7
Величина вложений  20 25 30 - - - - -
Величина дохода  - - - 10 15 25 15 20

 

 

Срок окупаемости можно рассчитать по формуле

 

 

 

где К i — инвестиционные вложения в проект в i ом временном интервале; 

Д i — доход предпринимателя от эксплуатации проекта в i -ом временном интервале; 

t — количество временных интервалов функционирования проекта, за которое суммарные инвестиции сравняются с суммой доходов от эксплуатации нового дела (это и будет искомый срок окупаемости инвестиций).  

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 267.