Классификация методов управления риском
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Методы предупреждения риска Методы избежания риска Методы локализации риска Методы диверсификации риска Методы снижения экономических последствий риска
Приобретение необходимой информации о риске Стратегическое планирование деятельности предприятия Активный, целенаправленный маркетинг Прогнозирование развития внешней среды Обучение персонала и его инструктаж Осуществление предупредительных мероприятий (противоаварийных, аротивопожарных и.п.) Отказ от ненадежных партнеров Поиск гарантов Отказ от рисковых проектов Консервация имущества Увольнение некомпетентных работников Создание дочерних предприятий для реализации рисковых проектов Создание специальных (с обособленным балансом) структурных подразделений Заключение договоров о совместной деятельности для реализации рисковых проектов  Распределение рисков между участниками отдельных проектов (соисполнителями) Диверсификация сбыта и поставок Диверсификация инвестиций Диверсификация видов деятельности Распределение риска по времени Лимитирование Самострахование (создание запасов и резервирование) Взаимное страхование Страхование

· предельный размер (удельный вес) заемных средств, ис­пользуемых в хозяйственной деятельности. Этот лимит устанавливается раздельно для операционной и инвестици­онной деятельности предприятия, а в ряде случаев - и для отдельных финансовых операций (финансирования реаль­ного инвестиционного проекта; финансирования формиро­вания оборотных активов и т.п.);

· к»минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме. Этот лимит обеспечивает формирование так называемой «ликвидной подушки», характеризующей размер резервирования высоколиквидных активов с целью предстоящего погашения неотложных финансовых обязательств предприятия. В качестве «ликвидной подушки» в первую очередь выступают краткосрочные финансовые вложения предприятия, а также краткосрочные формы его дебиторской задолженности;

· максимальный размёр товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю. Размер кредитного лимита, направленный на снижение концентрации кредитного риска, устанавливает­ся при формировании политики предоставления товарного кредита покупателям продукции;

·  максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке. Лимитирование концентрации депозитного риска в этой форме осуществляется в процессе использо­вания данного финансового инструмента инвестирования капитала предприятия;

· максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента. Эта форма лимитирования направлена на снижение концентрации несистематического (специфического) финансового риска при формировании портфеля ценных бумаг. Для ряда институциональных инвесторов этот лимит устанавливается в процессе государственного регулирования их деятельности в системе обязательных нормативов;

· максимальный период отвлечения средств в дебиторс­кую задолженность. За счет этого финансового норматива обеспечивается лимитирование риска неплатежеспособ­ности, инфляционного риска, а также кредитного риска. Лимитирование концентрации финансовых рисков является одним из «наиболее распространенных внутренних механизмов риск-менеджмента, реализующих финансовую идеологию пред­приятия в части принятия этих рисков и не требующих высоких затрат. Рассмотренный метод управления рисками является более эффективным по отношению к финансовым и коммерческим рис­кам и его применение при управлении другими рисками нецеле­сообразно.

Одним из методов снижения рисков в предпринимательской деятельности является диверсификация. Диверсификация - это распределение усилий капиталовложений между разнообразными видами деятельности, непосредственно не связанными друг с дру­гом. В этом случае, если в результате непредвиденных событий один вид деятельности будет убыточным, другой вид все же будет приносить доход.

Диверсификация как метод снижения уровня риска. В своей деятельности предприниматель может использовать следующие типы диверсификации:

1. Концентрическая диверсификация дополнение своей номенклатуры, которые с технической или маркетинго­вой точки зрения похожи на выпускаемую предприятием продукцию. Например, для строительных фирм, наряду с промышленным и гражданским строительством - строи­тельство коттеджей, гаражей, дачных домиков, /торговых павильонов, капитальный и текущий ремонт помещений. Этот вид диверсификации не требует дополнительных значительных вложений в процесс деятельности, так как не будет изменен профиль производства.

2. Горизонтальная диверсификация — пополнение своего ас­сортимента изделиями или услугами, которые никоим об­разом не связаны с основной деятельностью предприятия, но могут вызвать интерес у потребителей.

3.  Конгломератная диверсификация пополнение своего ас­сортимента, изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним то­варам и сферам деятельности. На практике чаще всего встре­чается использование горизонтальной диверсификации.

Необходимо отметить, что метод диверсификации позволя­ет снижать производственные, коммерческие и инвестиционные риски. Именно конгломератная диверсификация используется ос­новной массой предприятий в настоящее время. Этот механизм используется, прежде всего, дня нейтрализации негативных фи­нансовых последствий несистематических видов рисков. Вместе с тем, он позволяет минимизировать в определенной степени и отдельные виды систематических рисков. Принцип действия ме­ханизма диверсификации основан на разделении рисков, препятс­твующем их концентрации.

Характеризуя механизм диверсификации в целом, следует от­метить, что он избирательно воздействует на снижение негатив­ных последствий отдельных рисков. Обеспечивая несомненный эффект в нейтрализации комплексных рисков несистематической группы, он не дает эффекта в нейтрализации подавляющей час­ти систематических рисков, в первую очередь инфляционного и налогового. Поэтому использование этого механизма носит да предприятии ограниченный характер. Кроме того, на практике ди­версификация может не только уменьшить, но и увеличить риск. Увеличение риска происходит в случае, если предприниматель вкладывает средства в область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены. В этом случае необхо­димо удерживаться от соблазна, поддерживать неудачный бизнес за счет прибылей, получаемых в других областях деятельности, так как подобная практика может привести к тому, что вся при­быль будет потрачена на убыточную отрасль.

Таким образом, диверсификация - это метод управления рис­ками, дающий возможность предприятиям получение дохода от вложения средств в определенные проекты, не связанные с основ­ной деятельностью. Использование диверсификации может спас­ти предприятие от банкротства и позволит продолжить функцио­нировать.

Следующим методом минимизации риска является страхо­вание. Именно страхование наиболее близко отвечает идеальным условиям, предъявляемым к минимизации риска, так как ресурсы для покрытия потерь предпринимательские фирмы получают от страховых организаций быстрее, чем из любого другого источни­ка, за исключением ресурсов внутри самого бизнеса, но в опреде­ленные моменты времени и их может не оказаться у фирмы.

Страхование представляет собой отношения по защите иму­щественных интересов физических и юридических лиц при на­ступлении определенных событий (страховых случаев) за счет де- нежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). При этом потенциальный страховой интерес предпринимателей связан с получением покрытия по мак­симально возможному количеству риска. Однако страховщик при решении вопроса о принятии ответственности должен, прежде все­го, исходить из вероятностного характера Наступления страхово­го случая, не зависящего от воли страхователя. Внутренние риски далеко не всегда отвечают этому требованию. Следовательно, при осуществлении предпринимательской деятельности страхованию могут подлежать в первую очередь внешние риски.

Под эффективностью осуществления страхования, нужно понимать ситуацию, когда обе участвующие в процессе стороны - страхователь и страховщик - получают экономическую выгоду от заключения страхового договора по сравнению с ситуацией, когда такой договор не был бы заключен.

Экономическая выгода страхователя заключается в том, что­бы обеспечить себе дополнительный источник денежных средств для компенсации убытков в случае возникновения непредвиден­ной ситуации и в то же время не отвлечь значительные средства на уплату страховых взносов, поскольку при этом снижается оборот фондов и прибыльность бизнеса.

За счет уплаченных страховщику взносов страхователь обес­печивает дополнительные гарантии стабильности своего бизнеса и покрытия катастрофических убытков, если таковые возникнут в процессе предпринимательской деятельности.

Управление предпринимательскими рисками, также возмож­но по средствам самострахования, под которым будем понимать создание предпринимательской фирмой специального резервно­го фонда (фонда риска) за счет отчисления из прибыли на случай возникновения непредвиденной ситуации. Механизм этого на­правления нейтрализации предпринимательских рисков основан на резервировании предприятием части финансовых ресурсов, позволяющем преодолеть негативные финансовые последствия по тем финансовым операциям, по которым эти рискИ не связаны с действиями контрагентов, как правило, это децентрализованный, организационно обособленный фонд преимущественно в виде де­нежных средств хозяйствующего субъекта. Вместе С тем возмож­на и натуральная форма фонда самострахования. Фонд самостра­хования дает возможность преодолеть временные затруднения в процессе производства.

Самострахование целесообразно в том случае, когда стои­мость страхуемого имущества относительно невелика по сравне­нию с имущественными и финансовыми критериями всего бизне­са. Действительно, крупной предпринимательской фирме нецеле­сообразно через страховую компанию страховать от случайной порчи недорогое оборудование. Самострахование имеет также смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала.

Поскольку многие методы управления рисками являются не только взаимодополняющими, но и альтернативными, исходя из конкретной ситуации, каждое предприятие должно сделать на­иболее оправданный с экономической точки зрения выбор между ними.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 291.