Деловая и профессиональная этика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

           Об этике впервые заговорили Аристотель, заметив, что она помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться. Для нас  этика – прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения. Полезно различать этику как идеал и этику действие. Нас интересует и то и другое, но в рамках профессиональной этики, а именно этики предпринимателя.

           Предпринимательство – это профессия, признание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, с тиль поведения. Предпринимательство – это культура. Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель обязан быть культурным человеком хотя бы потому, что заинтересован в постоянном успехе.

           Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сферы деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан, предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, достоинство, совесть, авторитет, благородство, вежливость, уважение, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость и др. как видно, одни понятие связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие – с отрицательными (негативными).

           Перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятие предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

           Затронув проблемы этики, рассмотрим несколько постулатов профессиональной этики, которые лежат в основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя.

Таким образом, различают:

· этику общечеловеческую (универсальную);

· профессиональную этику;

· корпоративную и другие виды этики.

Универсальная этика  - это нормы, правила, принципы, обязательные для всех людей, независимо от их социальных функций или профессиональной принадлежности.

Более подробно рассмотрим профессиональную этику (рис.24,25).

Таким образом, профессиональная этика разрабатывает нормы, требования, стандарты, характерные для определенных видов деятельности. Основными принципами профессиональной этики  является:

· беспристрастность, объективность;

· прямота, полное разоблачение;

· конфиденциальность;

· большое старание (обязанность заботы);

· точное исполнение профессиональных обязанностей;

· избежание потенциальных или явных конфликтов.

К объектам изучения профессиональной этики  относятся:

· отношение трудовых коллективов;

· нравственные качества специалиста, которые позволяют ему выполнять профессиональный долг на необходимом уровне;

· особенности профессионального воспитания;
нравственные нормы, специфические для данного профессионального коллектива, взаимоотношения внутри его.

В настоящие время деловая этика основывается на таких положениях:

ü конкуренция должна быть честной;

ü наивысшие производительность и доход не могут обеспечивать за счет разрушения окрыжающей среды;

ü техника служит человеку, а не человек технике;

ü созданные трудом блага следует распределять так , чтобы не допустить появление деклассированных слоев населения;

ü экономика, если это диктуется общественными интересами, должна подчиняться действующим моральным нормам;

ü участие служащих в делах предприятия развивает чувство ответственности, усиливает желание трудиться.

 

 

Профессиональная этика - это нравственные нормы, которые регулируются отношения человека в своим профессиональным обязанностям, долгу и взаимоотношения людей в трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее положения

 

Содержание профессиональной этики

 

Предмет профессиональной этики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая деятельность (производственная, экономическая, культурная и пр.) является основной сферой общественной жизни. От нравственных целей и содержания трудовой деятельности зависит благополучие общества и человека

 

Нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долго

 

Качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности

 

 

 

Обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии

 

 

 

Взаимоотношения специалиста (коллектива) с обществом

 

 

 

 

 

 

В профессиональной деятельности существуют специфические отношения людей друг к другу и обществу и специфические нравственные нормы, которые регулируют эти взаимоотношения

 

Теоретическое обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает

 

Взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и методы профессионального обучения и воспитания

 

Определение цели и мотивов трудовой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Людям одной профессии предъявляются схожие требования.

 

Определение нормативов, средств реализации намеченной цели

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Оценку результатов труда, их общественной значимости

 

 

   

 

 

 

   

 

 

 

   

 

 

 

Рис. 24. Содержание и предмет профессиональной этики

 

 

 

 

 

 

 

• профессиональная этика действует также в обыденных проявления людей, в их практической трудовой деятельности;
• мораль в сфере труда может иметь социальный характер (мораль предпринимателя, менеджера, наемного работника и т.п.);
• к работникам некоторых профессий предъявляются повышенные требования. Это специалисты, от которых зависят жизнь и здоровье людей (медицина, транспорт и т.п.) и которые имеют право вмешательства во внутренний мир человека (педагогика, психиатрия и др.);
• важными моральными характеристиками личности являются профессиональные качества, отношение к труду. Нравственные качества человека рассматриваются как одно из условий его профессиональной пригодности;
1 профессиональная мораль находится в тесной связи с общественным сознанием, системой общепринятых моральных норм. Нарушение трудовой этики влечет разрушение общих моральных установок, наносит вред обществу.

 

В период становления информационной цивилизации на первый план выходят проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

• квалификации работников;
• профессионализма, компетентности;
• деловых качеств, компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессионализм основан на таких моральных нормах, как честность, долг, ответственность за результаты деятельности и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

Особенности профессиональной этики

 

 

 

 

 


 

 

 

Рис. 25. Особенности профессиональной этики.











Деловые отношения - это один из типов общественных отношений, проявляющихся как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместимой деятельности на рынке и в коллективе.

В деловых отношениях существуют три типа этических правил и норм:

· формальные законы, устанавливаемые и охраняемые обществ;

· общечеловеческие этические нормы («не убей», «не укради» и т.д);

· нормы группового поведения (профессиональные).

 

Хотя в идеале они должны совпадать, на практике между ними всегда есть расхождения.  

Культура делового общения включает в себя культуру дело­вого говора, делового совещания, приема посетителей и общения с ними, ведения телефонного разговора, деловых приемов, презен­тации, одежды и манер, делового письменного общения и обмена деловой информацией по факсу.

В процессе предпринимательской деятельности определенно­му человеку или группе людей приходится принимать решения. При этом на поведение человека влияют характер решаемых задач и культура делового общения, соответствующая общей культуре предпринимательской деятельности. Деловое общение ведется по определенным правилам, которые являются важным средством повышения его эффективности. Это правила этикета, согласова­ния, взаимодействия и самоподачи.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.