Тема 7. Предпринимательская тайна и способы ее защиты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Сущность предпринимательской тайны, классификация сведений, составляющих предпринимательскую тайну

Предпринимательская тайна - это охраняемое законода­тельством право предприятия, предпринимателя на засекречива­ние сведений (ограничение доступа к сведениям) о деятельности фирмы, предприятия, распространение которых могло бы нанести ущерб ее интересам. Предприятие и предприниматели имеют пра­во хранить в тайне информацию обо всех сторонах своей деятель­ности, распространение которой ослабляет их позиции на рынке и которая представляет интерес для конкурентов.

Предпринимательская тайна - это, прежде всего, производс­твенная тайна, результаты научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических исследований и конкретных, частных решений вспомогательных задач, возникающих в процес­се производства. Это могут быть сведения о технике и техноло­гии производства, проектируемых и подготавливаемых к выпуску новых видах продукции, их себестоимости, предполагаемой цене, организации производства. Это также специальные технические решения, относящиеся к методам управления конкретными производственными (экономическими) процессами. Наконец, собственно коммерческий аспект тайны связан с подготовкой и проведением сделки ее участниками. Классификация сведений, составляющих предпринимательскую тайну, представлена на рисунке 26.

 

Предпринимательская тайна

            Научно – техническая информация

Производственная информация

 

Финансовая информация

Характер исследовательских работ Способы производства и технологии Система организации труда   Структура капиталов Состояние расчетов с торговыми клиентами Содержание патентов и лицензий Объем выпуска и планы реализации продукции Планы рекламной деятельности   Размер дохода и уровень себестоимости продукции Уровень платежеспособности предприятия Содержание рационализаторских предложений Уровень складских запасов Предлагаемое время выхода на рынок   Механизм формирования цен ан продукцию Фактическое состояние рынков сбыта Планы внедрения новых технологий и видов продукции Планы инвестиций в новое строительство, производство Характер и условия заключения контрактов   Банковские и торговые операции Сведения об эффективности экспорта и импорта Анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции Методы и организация управления Сведения о поставках, потребителях, посредниках, конкурентах   Организация и размер оборота средств Сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников конкурентов

 

Рис. 26. Классификация сведений, составляющих предпринимательскую тайну.

Крупные фирмы осуществляет социальные меры по предупреждению утечки информации (в том числе в результате промышленного шпионажа), т.е. сведений, которые могут дать какие-либо преимущества конкурентам или позволят им безвозмездно пользоваться результатами деятельности научно-технических, коммерческих производственных служб и подразделений фирмы, способных стать предметом реализации и источником получений дохода. В то же время сами фирмы информируют потребителя через сре6дства информации о результате своей деятельности , рассказывают о коммерческих и производственных деятельности но раскрывают при этом сущность производственных процессов. Это способствует росту доверия к ним со стороны кредиторов и покупателей, расширяет рынок сбыта продукции, повышает курс акций на рынке ценных бумаг и т.д.

Информация является, товаром в рыночной экономики, поэтому ее получение, хранение, передача использование должны подчиняться законам рыночной экономики.

Коммерческая тайна является собственностью предприятия. Цель ее – обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе. Информация, составляющая коммерческую тайну, должна отвечать ряду таких требований, как:

1. Открытое использование информации связано с ущербом для предприятия;

2. Информация не является общественной или обще6доступной на законодательных основаниях.

3. Предприятие сможет осуществлять надлежащие меры по содержание конфиденциальности по соображениям экономической или иной выгоды,

4. Информация нуждается в защите, так как она не является государственным секретом и не защищается авторскими патентными правами,

5. Скрытее этих сведений не носит ущерб обществу.

Становление финансовых элементов функционирования экономически обуславливает восстановление прав на коммерческую тайну. Это диктуется необходимостью защитить предприятия в организации от недобросовестных конкурентов, безвозмездного пользования продукции интеллектуальной деятельности; изобретениями, инновациями, компьютерными программами, управленческими решениями.

В соответствии с законодательством предприятие имеет право предоставлять государственным органам информацию, содержащею коммерческую тайну, определяется руководителями предприятия.

Коммерческую тайну предоставляет информацию о:

· торговых отношений фирмы;

· организации и размеры оборотов средств;

· состояния рынка сбытов;

· банковские операции;

· постановление и потребление;

· содержание патентов;

· структуре капиталов;

· валютных инвестиций;

· заключение контрактов;

· формирование цены на товар;

· размерах доходов и объем производства;

Производственная тайна сохраняет информацию о:

· способах производства и технологии;

· организация труда;

· технические открытия и изобретения;

· цели и характере исследования работ.

· Деловая информация касается:
финансов предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность, доход, себестоимость продукции);

· стратегических и технических планов развития производства, в том числе использования иных технологий, изобретение, ноу-хау;

· планов и объемов реализации продукции (планы маркетинга, характер и объем торговых операций, уровень цен, основные запасы),

 

· анализа конкурентоспособности своей продукции, эффек­тивности экспорта и импорта, предполагаемого времени выхода на рынок;

· планов рекламной деятельности;

· списков торговых и других клиентов, посредников, конку­рентов, сведений о взаимоотношениях с ними, их финансо­вого положения, условий контрактов;

· методов и организации управления;

· собственной оценки характера и репутации персонала предприятия;

·  системы организации труда.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 365.