1. Сущность предпринимательской тайны, классификация сведений, составляющих предпринимательскую тайну
Предпринимательская тайна - это охраняемое законодательством право предприятия, предпринимателя на засекречивание сведений (ограничение доступа к сведениям) о деятельности фирмы, предприятия, распространение которых могло бы нанести ущерб ее интересам. Предприятие и предприниматели имеют право хранить в тайне информацию обо всех сторонах своей деятельности, распространение которой ослабляет их позиции на рынке и которая представляет интерес для конкурентов.
Предпринимательская тайна - это, прежде всего, производственная тайна, результаты научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических исследований и конкретных, частных решений вспомогательных задач, возникающих в процессе производства. Это могут быть сведения о технике и технологии производства, проектируемых и подготавливаемых к выпуску новых видах продукции, их себестоимости, предполагаемой цене, организации производства. Это также специальные технические решения, относящиеся к методам управления конкретными производственными (экономическими) процессами. Наконец, собственно коммерческий аспект тайны связан с подготовкой и проведением сделки ее участниками. Классификация сведений, составляющих предпринимательскую тайну, представлена на рисунке 26.
Предпринимательская тайна
Производственная информация
Финансовая информация
Рис. 26. Классификация сведений, составляющих предпринимательскую тайну.
Крупные фирмы осуществляет социальные меры по предупреждению утечки информации (в том числе в результате промышленного шпионажа), т.е. сведений, которые могут дать какие-либо преимущества конкурентам или позволят им безвозмездно пользоваться результатами деятельности научно-технических, коммерческих производственных служб и подразделений фирмы, способных стать предметом реализации и источником получений дохода. В то же время сами фирмы информируют потребителя через сре6дства информации о результате своей деятельности , рассказывают о коммерческих и производственных деятельности но раскрывают при этом сущность производственных процессов. Это способствует росту доверия к ним со стороны кредиторов и покупателей, расширяет рынок сбыта продукции, повышает курс акций на рынке ценных бумаг и т.д.
Информация является, товаром в рыночной экономики, поэтому ее получение, хранение, передача использование должны подчиняться законам рыночной экономики.
Коммерческая тайна является собственностью предприятия. Цель ее – обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе. Информация, составляющая коммерческую тайну, должна отвечать ряду таких требований, как:
1. Открытое использование информации связано с ущербом для предприятия;
2. Информация не является общественной или обще6доступной на законодательных основаниях.
3. Предприятие сможет осуществлять надлежащие меры по содержание конфиденциальности по соображениям экономической или иной выгоды,
4. Информация нуждается в защите, так как она не является государственным секретом и не защищается авторскими патентными правами,
5. Скрытее этих сведений не носит ущерб обществу.
Становление финансовых элементов функционирования экономически обуславливает восстановление прав на коммерческую тайну. Это диктуется необходимостью защитить предприятия в организации от недобросовестных конкурентов, безвозмездного пользования продукции интеллектуальной деятельности; изобретениями, инновациями, компьютерными программами, управленческими решениями.
В соответствии с законодательством предприятие имеет право предоставлять государственным органам информацию, содержащею коммерческую тайну, определяется руководителями предприятия.
Коммерческую тайну предоставляет информацию о:
· торговых отношений фирмы;
· организации и размеры оборотов средств;
· состояния рынка сбытов;
· банковские операции;
· постановление и потребление;
· содержание патентов;
· структуре капиталов;
· валютных инвестиций;
· заключение контрактов;
· формирование цены на товар;
· размерах доходов и объем производства;
Производственная тайна сохраняет информацию о:
· способах производства и технологии;
· организация труда;
· технические открытия и изобретения;
· цели и характере исследования работ.
· Деловая информация касается:
финансов предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность, доход, себестоимость продукции);
· стратегических и технических планов развития производства, в том числе использования иных технологий, изобретение, ноу-хау;
· планов и объемов реализации продукции (планы маркетинга, характер и объем торговых операций, уровень цен, основные запасы),
· анализа конкурентоспособности своей продукции, эффективности экспорта и импорта, предполагаемого времени выхода на рынок;
· планов рекламной деятельности;
· списков торговых и других клиентов, посредников, конкурентов, сведений о взаимоотношениях с ними, их финансового положения, условий контрактов;
· методов и организации управления;
· собственной оценки характера и репутации персонала предприятия;
· системы организации труда.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 365.