Тема 10. КОНКУРЕНЦИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Виды конкуренции

Система государственного антимонопольного регулирования

Виды конкуренции

Конкуренция (от лат. concurrentia - сталкиваться) - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. Конкуренция является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства.

Различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительный доход, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть стоимости производимых ими товаров и разоряются.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму чистого дохода, в отрасли с более высокой нормой.

В зависимости от количества и "удельного веса" на рынке производителей выделяют четыре возможные конкурентные структуры (таблица 3).

В соответствии с методами осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения чистого дохода.

Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические показатели, ее безопасность. Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Недобросовестная конкуренция - методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. В частности не допускаются: неправомерное получение, самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или торговой информации; распространение ложных сведений в рекламной или иной информации относительно способа и места изготовления или качества товаров (продукции), указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в

заблуждение относительно характера технических характеристик, свойств, способа изготовления, пригодности к применению или стоимости и количества товара или продукции; действия, способные вызвать "смешение понятий" в отношении деятельности предприятия, продукта деятельности, конкурента;

ложные утверждения, способные дискредитировать предприятие, его промышленную или торговую деятельность, иные действия, направленные на вытеснение с рынка других лиц.

 

Законодательство Республики Казахстан запрещает заключение и осуществление в любой форме соглашений между конкурирующими субъектами, в которых предусматриваются: установление цен (тарифов), скидок (надбавок), размеров выплат или других условий, направленных на ограничение конкуренции; раздел рынков по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров, по рангу продавцов или покупателей, либо по другим признакам с целью их монополизации; устранение с рынка или ограничение доступа на него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей; другие условия, которые существенно ограничивают конкуренцию.

 

Таблица 3 Характеристики типов рынков

Параметры   Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия Количество фирм, производящих продукт Много независимых фирм: нет контроля по рынкам Много фирм, производящих сходные товары и услуги Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги Один прдукт и одна фирма Контроль над ценами Нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует влияние "ценового лидера" Практически полный контроль Товарная дифференциация Нет. Продукты не различимы по свойству и качеству Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка Существенна для отдельных продуктов (авто). Мала для стандартизированных (бензин) Нет Лёгкость входа Относительно лёгкий вход и выход Относительно лёгкий вход и выход Трудный. Часто требует больших инвестиций Очень трудный

"Призрачная" конкуренция - ссылка покупателей на существующие низкие цены конкурентов.

Хищническая конкуренция - хищническое поведение на рынке. К числу видов хищнической конкуренции относятся: продажа по ценам ниже себестоимости или демпинг; установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; злоупотребление господствующим положением на рынке; установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства; введение ограничительных условий и агентские соглашения при сбыте продукции; тайный сговор на торгах; ложная информация и реклама; копирование товаров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.