Этапы создания собственного дела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Первый этап подготовки бизнес-плана

На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) - краткое описание хозяйствен­ной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятель­ности, норм поведения и роли в решении социальных задач регио­на, общества

(схема 5). СЛАЙД НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

Предприятие в данном случае выступает в виде системы и пони­мается как:

· производитель товаров (услуг, работ) для обеспечения рынка;

· социальная организация, в которой сотрудники могут проявлять
и развивать свои способности и удовлетворять потребности;

· конкурент другим товаропроизводителям;

· социальная единица, учитывающая интересы всего общества;

· часть рыночной многоукладной экономики.

Чтобы выбрать соответствую­щую миссию, надо ответить, по крайней мере, на два вопроса: «Кто клиенты фирмы?» и «Какие потребности она может удовлетворять?»

Фундаментальными истоками миссии предприятия являются его

принципы и этика. Они выступают в качестве основополагающих правил действий, отражающих совокупность универсальных обще­ственных требований к поведению сотрудников фирмы.

Принципы предприятия включают в себя требования:

· к выпускаемой продукции (оказываемым услугам, выполненным работам) и рынку;

· к управлению - система мотивации, принятия решений, конт­роля, оценки достижений и др.;

· к сотрудникам - творческое мышление, принятие на себя от­ветственности, мотивы, оценка производительности и др.;

· внешней среды - клиентов, поставщиков, инвесторов, конку­рентов, общества, государства

Этика предприятия - Этические ценности предприятия по отношению к партнерам на рынке - отказ от обмана, честное поведение, довери­тельность в совместной работе, уважение предпринимательских ин­тересов собственников инновационных идей.

Миссия фирмы определяется также ее ценностными ориентациями, которые влияют на по­ведение руководителей и всех сотрудников. В теории и практике вы­деляют шесть видов ценностных ориентации

(таблица 3). СЛАЙД ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИХ СВЯЗИ С ЦЕЛЕВЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ

Миссия предприятия тесно связана с его культурой - совокуп­ностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, кото­рые формируют репутацию (марку, имидж) предприятия.

миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление.

В реаль­ной жизни она выражается в:

· поведении предприятия - единых принципах всех сотрудников;

· коммуникациях фирмы - стиле передачи информации;

· средствах наглядного представления предприятия - фирмен­ных знаках, оформлении продукции, ритуалах, внешнем виде и т.п.

 

Имидж выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, и обществом.

Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этич­ные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, и во внутренней - поведение сотрудников, координация всех подразделений фир­мы, лучшей мотивацией и самоотождествления работников с систе­мой ценностей предприятия.

2. Второй этап подготовки бизнес-плана

Второй этап - определение целей разработки бизнес-плана.

Цель - это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или по­велитель поведения и действий его работников. В США до 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.

В системе бизнеса цель выполняет пять функций:

· инициативы - сопоставление существующего и желаемого со­стояния фирмы, мотива действий;

· критерия принятия решения - оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;

· инструмента управления - руководящие требования к действи­ям, определение направлений бизнеса;

· координации - обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений;

· контроля - сопоставление оперативного состояния показате­лей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.

 

В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направ­ления деятельности предприятия

(таблица 4). СЛАЙД РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МИССИЕЙ И ЦЕЛЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Любое предприятие, как си­стема, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирова­ния организации наряду со стратегическими целями обычно одно­временно решают большое количество тактических и оперативных.

Цели должны быть четкими, ясными, и сформулированы в терминах, отражающих перспективные буду­щее состояния предприятия.

Цели опре­деляются одним лицом - собственником предприятия или группой лиц, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их интересов

На основе общей цели предприятия формируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т.д.), ко­торые конкретизируют и детализируют задачи структурных единиц

СЛАЙД (таблица 6).ПРИМЕРЫ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СЛУЖБАМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Цели всегда достигаются при определенных огра­ничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздей­ствовать извне.

Внешними ограничениями могут выступать зако­нодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономичес­кой конъюктуры и уровня доходов населения, финансовые состояния должников и др. Внутренними ограничениями могут быть принци­пы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состо­яние маркетинга и управленческого потенциала, различные дисп­ропорции ит.п.

(СХЕМА 12). ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Из схемы 12 следует, что эффективность предпринимательского проекта зависит от правильной оценки внешних факторов, повли­ять на которые фирма, как правило, сразу не сможет.

Эти факторы многочисленны и включают:

· общие политические и экономические условия развития бизнеса в стране,

· законодательство,

· уровень до­ходов населения,

· сложившиеся традиции потребления,

· культуру населения,

· его демографическую структуру и ряд других важных параметров

 

(СХЕМА 13). ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Важным для предпринимателя является информация о конкурентной среде и сложившемся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.

Одним из существенных факторов является ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОН­КУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТАХ. Полезным для его учета является сопос­тавление предпринимательского проекта, товаров и услуг с теми товарами, которые уже имеются на рынке.

(СХЕМА 14) ТРЕУГОЛЬНИК КОНКУРЕНЦИИ

Сопоставление в рамках треугольника конкуренции, должно дать ответ на вопрос о перспективности проекта .

Весьма простым и эффективным средством оценки СТРАТЕГИЧЕС­КИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ фирмы является проведение четырехпольного анализа. Расположение и анализ информации о внешней среде и сильных и слабых сторонах фирмы поможет предпринима­телю трезво оценить свою ситуацию на рынке и выработать соот­ветствующую стратегическую линию поведения.

(схема 15) ЧЕТЫРЕХПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Самая благоприятная для фирмы ситуация складывается в том случае, когда благоприятные возможности внешней среды совпада­ют с сильными сторонами предприятия.

Напротив, угрозы со сто­роны окружающей среды, наложенные на слабые стороны предпри­ятия, создают предпосылки кризисной ситуации и невозможности осуществления бизнеса.

При кардинальных переменах в деятельности фирмы, в случае наступления кризисных ситуаций и угрозы банкротства, руководство должно немедленно реагировать, и прежде всего, путем ИЗМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ фирмы.

Оздоровление финансового положения предприятия, как составная часть управления кризисным состоянием предполагает целевой набор эффективных средств.

Опыт преодоления кризисных ситуаций на предприятиях позволяет сформулировать некоторые общие про­цедуры.

(схема 16). СТРАТЕГИИ РОСТА ФИРМЫ

 

 Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии, они проверяются на соответствие целям фирмы, сопоставляются с со­ответствующими стадиями жизненного цикла товара, спроса или технологии.

Одновременно формулируются стратегические задачи, которые придется решать в процессе достижения целей, устанавли­ваются сроки решения задач (по этапам), определяются потребнос­ти в ресурсах (укрупненно).

Существует несколько методических подходов к планированию стратегических альтернатив и их оценке. один из та­ких приемов, который может быть успешно использован ДЛЯ ВЫРА­БОТКИ ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

(схема 17).МАТРИЦА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПО ТОВАРАМ (РЫНКАМ)

Каждый квадрат матрицы отделяет какую-либо общую стратегию и ее элементы.

Квадрант I показывает направленность стратегии фирмы на существующие продукты и рынки. Эту стратегию называют методом, экономии издержек или «улучшайте то, что ты уже делаешь», Эта стратегия выбирается теми хозяйственными подразделениями (ХП) предприятия, рынок продукции которых продолжает развиваться или еще не насыщен.

Квадрант II показывает направленность стратегии на развитие рынка, т.е. на создание рынков для выпускаемой уже достаточно долго продукции. Эта стратегия эффективна, если организация стремится расширить свой рынок за счет: проникновения на новые рынки, в том числе в других странах; интенсификации рек­ламы; освоения новых сегментов рынка, когда для известной про­дукции выявляются новые области применения, и т.п.

Квадрант III означает направленность стратегии на разработку новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков. Эта стратегия применяется тогда, когда ХП имеет ряд успешных моде­лей изделий, завоевавших большую популярность у потребителей. В этом случае фирма разрабатывает новые или улучшает ста­рые товары и реализует их.

Квадрант IV - стратегия диверсификации. Эта стратегия приме­няется с целью избежать чрезмерной зависимости предприятия от одного ХП или одного ассортиментного набора продукции, а также, в том случае, если фирма желает покинуть свертывающиеся рынки или рынки, находящиеся в состоянии застоя. Однако реализация стратегии диверсификации предполагает разработку новых продуктов и новых рынков, поэтому она является наиболее рискованной, так как никогда нет полной уверенности, что новые рынки готовы принять новую продукцию и она будет пользоваться вниманием по­купателей.

Опыт выработки стратегий различными фирмами показывает, что они редко останавливают свой выбор на каком-то одном варианте. Чаще всего общая стратегия представляет собой ту или иную их комбинацию.

По характеру мероприятий можно выделить два наиболее рас­пространенных ВИДА ТАКТИКИ

(схема 18). УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 Первая из применяемых тактических про­грамм получила название защитной, поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с осуществлением производ­ства и сбыта, содержания основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств.

Наиболее эффективной является проведение наступательной тактики. В этом случае, наряду с экономными, ре­сурсно-сберегающими мероприятиями, проводится активный мар­кетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, более высокие Цены, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий.

В то же время меняется или укрепляется руководство предприя­тия, осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо, корректируется миссия, основные принципы предприятия, то есть изменяется стратегия предприятия, пересматриваются производственные программы.

Все это, приводит к финансовому, производственному и кадровому оздоровлению и в соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная програм­мы которые позволяют найти путь к финансовому благополучию предприятия.

 

3. Третий этап подготовки бизнес-плана

На третьем этапе, после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-пла­на.

На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприя­тия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составля­ют план упрощенной структуры - из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования.

Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах.

Объем бизнес-плана вместе с расчетной документаци­ей обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но мо­жет быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. С учетом отече­ственного и зарубежного опыта может быть рекомендована следую­щая примерная структура бизнес-плана:

 

Титульный лист.

1 Меморандум о конфидициальности.

2 Резюме.

3 Описание отрасли.

4 Характеристика предприятия (фирмы).

5 Выбор деятельности (товара, услуги, работы).

6 План маркетинга.

7 Производственный план.

8 Организационная структура предприятия.

9 Финансовый план и бюджет предприятия.

10 Анализ рисков.

11 Организационный план.

12 Приложения.

Применительно к конкретному проекту (случаю) струк­туру бизнес-плана можно уточнять-укрупнять разделы или детализировать их. Но в любом случае надо хорошо структурировать план - весь материал разделить на главы и небольшие параграфы, четко выделить основные положения, иллюстрировать наглядными схе­мами и таблицами.

 

4. Четвертый этап подготовки бизнес-плана

Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и трудоемкая часть плановой работы.

 Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, кон­сультантов, а также работники предприятия, хорошо знающие внут­реннюю среду фирмы и свое дело.

5. Пятый этап подготовки бизнес-плана

пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 235.