1. Первый этап подготовки бизнес-плана
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) - краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества
(схема 5). СЛАЙД НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ
Предприятие в данном случае выступает в виде системы и понимается как:
· производитель товаров (услуг, работ) для обеспечения рынка;
· социальная организация, в которой сотрудники могут проявлять
и развивать свои способности и удовлетворять потребности;
· конкурент другим товаропроизводителям;
· социальная единица, учитывающая интересы всего общества;
· часть рыночной многоукладной экономики.
Чтобы выбрать соответствующую миссию, надо ответить, по крайней мере, на два вопроса: «Кто клиенты фирмы?» и «Какие потребности она может удовлетворять?»
Фундаментальными истоками миссии предприятия являются его
принципы и этика. Они выступают в качестве основополагающих правил действий, отражающих совокупность универсальных общественных требований к поведению сотрудников фирмы.
Принципы предприятия включают в себя требования:
· к выпускаемой продукции (оказываемым услугам, выполненным работам) и рынку;
· к управлению - система мотивации, принятия решений, контроля, оценки достижений и др.;
· к сотрудникам - творческое мышление, принятие на себя ответственности, мотивы, оценка производительности и др.;
· внешней среды - клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурентов, общества, государства
Этика предприятия - Этические ценности предприятия по отношению к партнерам на рынке - отказ от обмана, честное поведение, доверительность в совместной работе, уважение предпринимательских интересов собственников инновационных идей.
Миссия фирмы определяется также ее ценностными ориентациями, которые влияют на поведение руководителей и всех сотрудников. В теории и практике выделяют шесть видов ценностных ориентации
(таблица 3). СЛАЙД ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИХ СВЯЗИ С ЦЕЛЕВЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ
Миссия предприятия тесно связана с его культурой - совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) предприятия.
миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление.
В реальной жизни она выражается в:
· поведении предприятия - единых принципах всех сотрудников;
· коммуникациях фирмы - стиле передачи информации;
· средствах наглядного представления предприятия - фирменных знаках, оформлении продукции, ритуалах, внешнем виде и т.п.
Имидж выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, и обществом.
Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, и во внутренней - поведение сотрудников, координация всех подразделений фирмы, лучшей мотивацией и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия.
2. Второй этап подготовки бизнес-плана
Второй этап - определение целей разработки бизнес-плана.
Цель - это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. В США до 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.
В системе бизнеса цель выполняет пять функций:
· инициативы - сопоставление существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
· критерия принятия решения - оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
· инструмента управления - руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса;
· координации - обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений;
· контроля - сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия
(таблица 4). СЛАЙД РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МИССИЕЙ И ЦЕЛЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Любое предприятие, как система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных.
Цели должны быть четкими, ясными, и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущее состояния предприятия.
Цели определяются одним лицом - собственником предприятия или группой лиц, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их интересов
На основе общей цели предприятия формируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т.д.), которые конкретизируют и детализируют задачи структурных единиц
СЛАЙД (таблица 6).ПРИМЕРЫ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СЛУЖБАМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Цели всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне.
Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюктуры и уровня доходов населения, финансовые состояния должников и др. Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого потенциала, различные диспропорции ит.п.
(СХЕМА 12). ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Из схемы 12 следует, что эффективность предпринимательского проекта зависит от правильной оценки внешних факторов, повлиять на которые фирма, как правило, сразу не сможет.
Эти факторы многочисленны и включают:
· общие политические и экономические условия развития бизнеса в стране,
· законодательство,
· уровень доходов населения,
· сложившиеся традиции потребления,
· культуру населения,
· его демографическую структуру и ряд других важных параметров
(СХЕМА 13). ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Важным для предпринимателя является информация о конкурентной среде и сложившемся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.
Одним из существенных факторов является ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТАХ. Полезным для его учета является сопоставление предпринимательского проекта, товаров и услуг с теми товарами, которые уже имеются на рынке.
(СХЕМА 14) ТРЕУГОЛЬНИК КОНКУРЕНЦИИ
Сопоставление в рамках треугольника конкуренции, должно дать ответ на вопрос о перспективности проекта .
Весьма простым и эффективным средством оценки СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ фирмы является проведение четырехпольного анализа. Расположение и анализ информации о внешней среде и сильных и слабых сторонах фирмы поможет предпринимателю трезво оценить свою ситуацию на рынке и выработать соответствующую стратегическую линию поведения.
(схема 15) ЧЕТЫРЕХПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Самая благоприятная для фирмы ситуация складывается в том случае, когда благоприятные возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия.
Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны предприятия, создают предпосылки кризисной ситуации и невозможности осуществления бизнеса.
При кардинальных переменах в деятельности фирмы, в случае наступления кризисных ситуаций и угрозы банкротства, руководство должно немедленно реагировать, и прежде всего, путем ИЗМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ фирмы.
Оздоровление финансового положения предприятия, как составная часть управления кризисным состоянием предполагает целевой набор эффективных средств.
Опыт преодоления кризисных ситуаций на предприятиях позволяет сформулировать некоторые общие процедуры.
(схема 16). СТРАТЕГИИ РОСТА ФИРМЫ
Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии, они проверяются на соответствие целям фирмы, сопоставляются с соответствующими стадиями жизненного цикла товара, спроса или технологии.
Одновременно формулируются стратегические задачи, которые придется решать в процессе достижения целей, устанавливаются сроки решения задач (по этапам), определяются потребности в ресурсах (укрупненно).
Существует несколько методических подходов к планированию стратегических альтернатив и их оценке. один из таких приемов, который может быть успешно использован ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
(схема 17).МАТРИЦА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПО ТОВАРАМ (РЫНКАМ)
Каждый квадрат матрицы отделяет какую-либо общую стратегию и ее элементы.
Квадрант I показывает направленность стратегии фирмы на существующие продукты и рынки. Эту стратегию называют методом, экономии издержек или «улучшайте то, что ты уже делаешь», Эта стратегия выбирается теми хозяйственными подразделениями (ХП) предприятия, рынок продукции которых продолжает развиваться или еще не насыщен.
Квадрант II показывает направленность стратегии на развитие рынка, т.е. на создание рынков для выпускаемой уже достаточно долго продукции. Эта стратегия эффективна, если организация стремится расширить свой рынок за счет: проникновения на новые рынки, в том числе в других странах; интенсификации рекламы; освоения новых сегментов рынка, когда для известной продукции выявляются новые области применения, и т.п.
Квадрант III означает направленность стратегии на разработку новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков. Эта стратегия применяется тогда, когда ХП имеет ряд успешных моделей изделий, завоевавших большую популярность у потребителей. В этом случае фирма разрабатывает новые или улучшает старые товары и реализует их.
Квадрант IV - стратегия диверсификации. Эта стратегия применяется с целью избежать чрезмерной зависимости предприятия от одного ХП или одного ассортиментного набора продукции, а также, в том случае, если фирма желает покинуть свертывающиеся рынки или рынки, находящиеся в состоянии застоя. Однако реализация стратегии диверсификации предполагает разработку новых продуктов и новых рынков, поэтому она является наиболее рискованной, так как никогда нет полной уверенности, что новые рынки готовы принять новую продукцию и она будет пользоваться вниманием покупателей.
Опыт выработки стратегий различными фирмами показывает, что они редко останавливают свой выбор на каком-то одном варианте. Чаще всего общая стратегия представляет собой ту или иную их комбинацию.
По характеру мероприятий можно выделить два наиболее распространенных ВИДА ТАКТИКИ
(схема 18). УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Первая из применяемых тактических программ получила название защитной, поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с осуществлением производства и сбыта, содержания основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств.
Наиболее эффективной является проведение наступательной тактики. В этом случае, наряду с экономными, ресурсно-сберегающими мероприятиями, проводится активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, более высокие Цены, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий.
В то же время меняется или укрепляется руководство предприятия, осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо, корректируется миссия, основные принципы предприятия, то есть изменяется стратегия предприятия, пересматриваются производственные программы.
Все это, приводит к финансовому, производственному и кадровому оздоровлению и в соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы которые позволяют найти путь к финансовому благополучию предприятия.
3. Третий этап подготовки бизнес-плана
На третьем этапе, после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана.
На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры - из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования.
Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах.
Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. С учетом отечественного и зарубежного опыта может быть рекомендована следующая примерная структура бизнес-плана:
Титульный лист.
1 Меморандум о конфидициальности.
2 Резюме.
3 Описание отрасли.
4 Характеристика предприятия (фирмы).
5 Выбор деятельности (товара, услуги, работы).
6 План маркетинга.
7 Производственный план.
8 Организационная структура предприятия.
9 Финансовый план и бюджет предприятия.
10 Анализ рисков.
11 Организационный план.
12 Приложения.
Применительно к конкретному проекту (случаю) структуру бизнес-плана можно уточнять-укрупнять разделы или детализировать их. Но в любом случае надо хорошо структурировать план - весь материал разделить на главы и небольшие параграфы, четко выделить основные положения, иллюстрировать наглядными схемами и таблицами.
4. Четвертый этап подготовки бизнес-плана
Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и трудоемкая часть плановой работы.
Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работники предприятия, хорошо знающие внутреннюю среду фирмы и свое дело.
5. Пятый этап подготовки бизнес-плана
пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 235.