Тема 8. Глобальная конкурентоспособность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С переходом к рыночной экономике российские компании столкнулись со многими новыми проблемами, обусловленные изменениями в политической и экономической ситуации в стране, возникновением сильнейшей конкуренции, изменением поведения потребителей и т.п. Если в начале “эры перемен” отечественными компаниями реализовывались оборонительные стратегии, направленные на формирование барьеров для входа иностранных фирм, то в последние годы приоритеты существенно изменились, сформированный потенциал позволяет реализовать стратегии роста, в том числе и географической экспансии, выхода на международные рынки. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы разработки и реализации стратегии интернационализации бизнеса. Интернационализация означает, что фирма работает на одном или нескольких зарубежных рынках, то есть в международном масштабе.

По мнению И.Ансоффа «когда среда деятельности в стране становится изменчивой, фирмы вынуждены развивать способность следить за обстановкой. Поэтому фирмы, которые прошли через экономико-политико-технологические изменения у себя в стране, лучше подготовлены к интернационализации своей деятельности, чем фирмы, условия деятельности которых длительное время были стабильными. Отсюда вытекает, что стремящиеся к интернационализации фирмы, деятельность которых протекает в относительно спокойных домашних условиях, нуждаются в развитии новых способностей отслеживания и анализа обстановки»[85].

Существует множество причин подталкивающих компанию к реализации стратегии выхода за пределы национального рынка. Известный американский теоретик менеджмента П. Копер (1980) выделил две группы факторов, которые определяют, будет ли для компании привлекательным международный вариант развития бизнеса или нет:

· факторы выталкивания. Они порождаются недостатком возможностей для развития бизнеса на местном рынке в связи с низкими ценами на продукцию или ограничениями со стороны правительства (например, антимонопольное законодательство), что часто является причиной обращения компании к изучению возможностей деятельности на международных рынках;

· факторы втягивания. Они возникают при существовании за рубежом лучших условий для развития бизнеса, например льготного налогообложения и других факторов[86].

Гомес-Кассарес (Gomes-Cassares, 1996[87]) на основе исследования опыта глобальных компаний выделил четыре основных фактора, стимулирующих формирование сетевых структур:

· Ужесточение глобальной конкуренции;

· Углубление отраслевой конвергенции;

· Сражения за технические стандарты;

· Позиционирование.

Кроме того к мотивам интернационализации бизнеса относят:

· насыщение внутреннего (домашнего) рынка;

· дефицит платежного баланса страны и правительственная поддержка экспортной и транснациональной деятельности;

· необходимость освоения новых рынков.

 

По мнению И.Ансоффа «интернационализация, как и диверсификация в национальных рамках, ставит вопрос о целях фирмы: тех аспектах деятельности, которые фирма стремится улучшить за счет этих процессов. В обоих случаях важно уяснить цели и быть уверенным. Что стратегические критерии, использованные для выявления и оценки альтернатив, приведут фирму в СЗХ, где она сможет достичь намеченных целей. При отсутствии целей и критериев фирмы часто действуют по принципу «Хорошо там, где нас нет»—подход, который поддерживается незнанием зарубежной обстановки. Такое поведение часто приводит к неожиданным результатам: затраты на интернационализацию значительно превосходят планировавшиеся, а результаты деятельности не обеспечивают необходимую норму прибыли.

За счет диверсификации/интернационализации обычно достигаются следующие цели:

1. Рост масштаба/размера фирмы:

а) поддержать рост и избежать стагнации, вызванной насыщением традиционных СЗХ фирмы;

б) ускорить начавшийся в прошлом и еще продолжающийся рост;

в) увеличить масштаб/размеры фирмы путем распространения деятельности на СЗХ с аналогичными перспективами роста.

2. Повышение прибыльности:

а) повысить прибыльность в долгосрочном плане путем внедрения в СЗХ, находящиеся на ранних стадиях развития;

б) повысить краткосрочную прибыльность путем внедрения в СЗХ, которые прибыльны в настоящее время;

в) повысить/поддержать краткосрочную прибыльность за счет зарубежных СЗХ, обеспечивающих экономию по сравнению с национальными СЗХ.

3. Сбалансированность стратегического набора фирмы:

а) обеспечить непрерывную прибыльность/рост фирмы в краткосрочном и долгосрочном плане путем улучшения сочетаемости жизненных циклов спроса/технологии. Это более масштабная цель, чем предыдущие. Она обычно трансформируется в одну или несколько описанных выше целей;

б) обеспечить фирме неуязвимость в будущем в условиях технолого-экономико-социально-политической цикличности, структурных сдвигов и неожиданных событий» [88].

Существует множество подходов к разработке и реализации международной стратегии.

Г.Я. Гольдштейн и А.В. Катаев выделяют следующие этапы интернационализации бизнеса:

· экспортер;

· международная деятельность;

· мультинациональная деятельность;

· глобальная деятельность.[89]

И.Ансофф не только рассмотрел этапы реализации стратегии интернационализации, но и факторы влияющие на ее реализацию (Приложение 4).

1) Экспортный:

· Продажи через агентов;

· Создание представительства в стране;

2) Международный:

· Местный маркетинг;

· Местное производство, местное проведение НИОКР;

· Местная диверсификация;

3) Транснациональный:

· Глобальная оптимизация системы производство/ ресурсы/НИОКР;

· Глобальная диверсификация, глобальное управление всем спектром деятельности.

А.Т.Зуб[90] предлагает ряд специфических стратегических альтернатив, которые могут быть полезными в международном контексте:

· дочернее предприятие в полной собственности;

· совместное предприятие;

· договор о франшизе;

· оффшорное производство;

· экспорт и импорт.

Международный бизнес по многим характеристикам схож с национальным, однако имеются и существенные различия, которые необходимо принимать во внимание для успешной реализации международных стратегий. Одним из основных факторов необходимых для качественной реализации стратегии является преодоление различий национальных культур, которые проявляются в особенностях ведения дела. Кроме того, к рискам и трудностям реализации стратегии выхода на международный рынок можно отнести следующие:

· проблемы выбора ассортиментного ряда;

· валютные курсы;

· вопросы прогнозирования затрат;

· проблема выбора организационной структуры;

· вопросы связанные с выбором систем налогообложения;

· политические риски.

Среди наиболее актуальных тенденций, характеризующих процессы глобализации на рубеже XX и XXI веков своей значимостью выделяется усиление конкуренции регионов и городов. Проявления территориальной конкуренции становятся настолько серьезными и значительными, что региональные и местные органы власти уже не могут их не замечать или игнорировать, а должны «понять и овладеть искусством конкурентной борьбы».

Необходимо понять, овладеть, уметь применять и использовать в управлении регионов ключевые термины конкурентоспособности, модели и показатели ее оценки, выбирать направления повышения конкурентной силы в условиях конкретных регионов, знать и учитывать тенденции развития регионов-конкурентов и возможностей сотрудничества с ними. Эти проблемы актуальны для макрорегионов всего мира, усиливается их осознание и в России, где региональный протекционизм до последнего времени преобладает в сознании властей и снижает общую конкурентоспособность страны в евроазиатском и мировом пространстве. В то же время развитие межрегиональной конкуренции может быть тем фактором, который ищет центральная власть для резкого усиления темпов роста России, ибо сильные конкурентоспособные регионы означают сильную сторону.

Конкуренцию территорий в целом можно определить как соревнование между регионами и городами в их стремлении "завоевать" различные целевые группы "потребителей" местных ресурсов и условий жизнедеятельности. При этом разноплановые интересы целевых групп в сочетании с особенностями потенциалов конкретных регионов обусловливают многогранность и особую сложность определения и оценки конкурентных возможностей и путей их приращения.

Процесс усиления конкуренции между регионами и городами всех уровней определяется в первую очередь глобализацией экономического развития, которая имеет далеко идущие последствия не только для сферы мировой экономики.

В то же время на возрастание состязательности территорий влияет не только процесс глобализации, но и многие другие процессы, характерные для современного мира: научно-технический прогресс, информатизация, возрастание экологических стандартов жизни, усиление мобильности людей и капитала.

Конкуренция во всех областях деятельности является фактором активизации и мобилизации дополнительных внутренних сил, ресурсов, воли, интеллекта достижения определенных целей. Обобщенной целью территориального развития сегодня все чаще провозглашается его устойчивость.

Добиться высоких стандартов устойчивого регионального развития городов и других населенных пунктов можно двумя путями: на основе внешней поддержки и перераспределения средств централизованных источников между территориями и на основе мобилизации внутренних ресурсов. Второй путь не только еще мало изучен, но и непривычен для российских регионов поэтому практически не используется.

Процесс развития конкуренции регионов несет позитивные и негативные последствия, способствуя усилению одних регионов и ослаблению других. В то же время овладение механизмами конкурентной борьбы становится объективно необходимым и может послужить катализатором активизации внутренних потенциалов и дополнительным фактором обеспечения устойчивого и стратегически ориентированного регионального развития.

Развитие территориальной конкуренции полезно по нескольким причинам. Во-первых, конкуренция заставляет провести самоанализ состояния региона и его взаимосвязей и взаимоотношений с существующими или возможными партнерами и конкурентами. Это важный элемент регионального маркетинга. Во-вторых, учитывая данные самоанализа, регион лучше определит свой профиль, т.е. за какие целевые группы «потребителей» он в состоянии конкурировать, где у него есть будущее. Такой самоанализ и стратегический выбор профильности региона является залогом будущего успеха в развитии факторов конкурентоспособности и привлечении или сохранении «потребителей». В-третьих, оценка конкурентоспособности регионов может быть важным элементом мониторинга реализации стратегии и поэтапного позиционирования территории во внешней среде.

Усиление конкурентных отношений между отдельными областями, районами, городами внутри России и субъектами Европейского Союза способствует повышению потенциала страны и содействует выравниванию уровней развития регионов и стран Европы.

Теория конкурентоспособности территорий (регионов, городов, районов) формируется на базе теории конкуренции предприятий и проходит в настоящее время период становления. Среди подходов, определяющих основные понятия территориальной конкуренции можно выделить следующие.

А) Рассмотрение территориальной конкуренции на уровне государства, нации увязывается М. Портером со способностью промышленности страны вводить новшества и модернизироваться.

Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой страны, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всем. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях и сферах в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

Обеспечение конкурентоспособности конкретных стран осуществляются, по мнению М. Портера, на основе так называемого «правила ромба» (рис. 8.1), т. е. создания четырех основных предпосылок, которые государство старается поддерживать для своей экономики:

1. Условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли. Например, эффективная система государственного образования, дороги, электросети и т.д.

2. Состояние спроса. Характер и объем спроса на внутреннем рынке для своего продукта или услуг. Например, формирование платежеспособного спроса на новое жилье или страхование.

3. Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне. Например, современные управляющие системы или двигатели для самолетов в России.

4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции. Например, сильная правовая защита собственности и акционеров.

Эти элементы тесно взаимосвязаны, причем действие одной из составляющих часто зависит от состояния трех остальных.

Рис. 8.1. Детерминанты конкурентных преимуществ страны[91]

 

Существуют некоторые простые, основополагающие принципы, которым должны следовать правительства для оказания адекватного позитивного воздействия на конкурентоспособность страны: необходимо поощрять изменения, способствовать внутренней конкуренции, стимулировать инновации.

Б) Рассмотрение территориальной конкуренции с точки зрения формирования и развития на территории региона, городской агломерации современных кластеров, или сконцентрированных по географическому признаку групп взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Концентрация современных кластеров в определенных регионах и соперничество между ними повышает их силу, что способствует росту и региональной конкурентоспособности.

В сложном и многообразном процессе межрегиональной конкуренции можно выделить основные направления по которым и в рамках которых регионы могут соперничать меду собой. Направление конкуренции характеризует определенный параметр развития и действие региональных властей в данной сфере, в центре каждого направления можно выделить предмет конкуренции в широком смысле этого понятия.

Важнейшими направлениями, по которым осуществляется конкуренция регионов и крупных городов являются:

ü сохранение и привлечение населения, особенно в трудоспособном возрасте и высококвалифицированного;

ü размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, особенно формирующих наукоемкие современные кластеры, имеющих устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах благожелательного отношения к окружающей среде;

ü привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в коммунальную инфраструктуру, в жилье и социальный комплекс;

ü осуществление и развитие транспортно-транзитных функций;

ü усиление торговой специализации региона и крупных городов в его составе;

ü развитие системы профессионального образования и здравоохранения как отраслей специализации, особенно университетов, медицинских центров и клиник;

ü привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, кино- и телестудий и т.д.;

ü привлечение туристических потоков всех типов;

ü проведение в регионе крупных культурных, политических, научных, спортивных и других событий и мероприятий, на которые приезжает много людей, которые усиливают позитивный имидж региона, его городов;

ü приращение регионального культурного и исторического потенциала, который повышает привлекательность региона и для жителей, и для приезжих;

ü размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов, фондов государственного, международного, мирового значения.

Все рассмотренные направления конкуренции регионов можно условно сгруппировать в три группы, охватывающие привлечение новых и сохранение старых предприятий, сохранение и привлечение населения, трудовых ресурсов, квалифицированной рабочей силы и развитие туризма с проведением сопутствующих в туристическом бизнесе крупных мероприятий и созданием соответствующей инфраструктуры.

Актуальность рассмотренных направлений дифференцируется, с одной стороны, по странам и макрорегионам мира, в зависимости от исторических, географических, демографических и других особенностей и ресурсных потенциалов конкретного региона. С другой стороны, актуальность направлений конкуренции регионов неоднозначна во временном горизонте — десятилетие назад, сегодня, в будущем различные направления соперничества приобретают особую остроту.

Таблица 8.1.

Направления и виды конкуренции регионов[92].

Размещение и сохранение предприятий, привлечение новых инвестиций Сохранение и привлечение человеческих ресурсов Развитие туризма и проведение крупных мероприятий
Размещение новых промышленных предприятий Сохранение существующих промышленных предприятий Формирование современных кластеров и создание центров компетенции Размещение науки и новых технологий Размещение новых строительных предприятий Размещение новых торговых предприятий и усиление торговой специализации Размещение новых банков и страховых компаний Получение новых инвестиций из различных источников в сферу экономики Открытие головных офисов крупных фирм Развитие транспортно-транзитных функций Сохранение и привлечение нового населения Сохранение и привлечение трудовых ресурсов Сохранение и привлечение высококвалифицированных кадров Удержание и привлечение молодежи Размещение новых высших учебных заведений, развитие образования и здравоохранения как отраслей специализации Получение новых инвестиций из различных источников в социальную сферу и жилье Обеспечение благожелательной к природе среды жизнедеятельности Привлечение туристов всех типов Открытие новых туристических маршрутов Проведение Олимпийских игр, чемпионатов и т.п. Проведение выставок, ярмарок Проведение конгрессов, конференций, семинаров Приращение исторического и архитектурного потенциалов Открытие новых музеев, театров Размещение головных офисов учреждений культуры и туризма Получение новых инвестиций из различных источников в сферу культуры Исполнение административных функций государственного, международного и мирового масштабов

 

Таким образом, на определенной стадии развития общих процессов глобализации и интеграции и с учетом специфики места и времени можно сформулировать специфические особенности рассмотренных направлений конкуренции регионов применительно к различным частям мира и этапам их развития.

В качестве наиболее актуальных для современного этапа развития сфер, в которых наблюдается конкуренция между регионами России, выступают следующие:

ü получение субвенций, кредитов фондов и других финансовых ресурсов из федерального бюджета;

ü получение законодательных налоговых льгот типа "свободной экономической зоны" для уменьшения отчислений в государственный или региональный бюджет;

ü сохранение оборонных предприятий и государственных организаций в городе или регионе;

ü получение государственных заказов для предприятий региона;

ü получение средств в счет погашения задолженности перед предприятиями региона из бюджета или от крупных потребителей;

ü привлечение инвестиций для частных предприятий;

ü получение иностранных кредитов и безвозмездных грантов на региональное развитие;

ü развитие в регионе различных транзитных коммуникаций и усиление транспортных грузопотоков;

ü создание таможенных пунктов;

ü привлечение туристов.

В то же время можно отметить ряд сфер, по которым конкуренция российских регионов пока недостаточно развита, что не соответствует основным тенденциям усиления межрегиональной конкуренции в развитых странах. В рассматриваемых ниже сферах в ближайшее время несомненно будут наблюдаться серьезные изменения:

ü привлечение нового населения, особенно высококвалифицированных кадров, молодежи;

ü создание или привлечение образовательных и научных организаций;

ü перемещение в регионы части федеральных управленческих структур;

ü привлечение банковского капитала;

ü создание центров телекоммуникаций, информатики, логистики, центров компетенции, современных кластеров экономики.

В современной России регионы конкурируют на нескольких уровнях:

ü в пределах одного федерального округа (например, Северо-Запад России);

ü в пределах большого экономического пространства (Урал, Сибирь, Дальний Восток);

ü в пределах России (общий перечень регионов субъектов России);

ü в приграничных территориях с регионами соседних стран.

Для каждого региона важно знать, какие факторы способствуют повышению конкурентоспособности, чтобы уметь управлять ими или же, наоборот, отказаться от бесперспективного соперничества в тех областях, где шансов на привлечение или сохранение потребителя практически нет. Для каждого предмета конкуренции (потребителя) существует набор факторов конкурентоспособности территориального образования.

Для каждого города и его потенциальных потребителей требуется проведение специального исследования для выбора и оценки факторов конкурентоспособности (Приложение 5).

Рассмотренная система факторов позволяет составить схему цикла повышения конкурентоспособности региона на основе анализа факторов стратегии активного развития (рис.8.2). Как видно из схемы, цикл включает семь основных этапов поступательного повышения конкурентоспособности региона, при этом важная роль здесь принадлежит субъектам регионального управления.

Рис. 8.2. Основные этапы цикла повышения конкурентоспособности региона[93].

Оценка уровня конкурентоспособности регионов является важным этапом в цикле повышения их конкурентной силы и продвижения их позитивного имиджа в межрегиональном и международном пространстве. Она может выполняться на основе различных методических подходов:

1) Оценка социально-экономической конкурентоспособности региона на основе рангового метода;

2) Оценка уровня конкурентоспособности регионов и городов на базе модели измерения потенциалов

Оценка уровня конкурентоспособности региона представляет собой важную исходную базу для региональных властей, которые призваны постоянно и активно действовать в направлении обеспечения, поддержания и наращивания конкурентных преимуществ своей территории, а также их позиционирования, продвижения, маркетинга.

К методам осуществления подобной модернизации регионального управления в первую очередь следует отнести следующие.

А) Стратегически ориентированное региональное управление, включающее определение стратегического видения будущего региона, разработку концепции стратегии (стратегического плана) развития региона на 10—15 лет, реализацию стратегии, оценку и постоянный мониторинг программ, проектов и мероприятий стратегического характера.

Б) Информатизация и внедрение принципов электронного управления на региональном уровне.

В) Региональный маркетинг, являющийся эффективным методом поддержки местного экономического развития и привлечения инвестиций, необходимым условием динамичного и устойчивого развития территории, способом существенного усиления социальной ориентации управления.

Г) Метод активного позиционирования региона.

В современном мире регионы и крупные города выступают как непосредственные участники важных международных событий, конкурируют между собой за особую роль в мировых масштабах, усиливают свое влияние на разработку и реализацию интегрированных в рамках континентов политических решений.

Общей целью участия региона в международном сотрудничестве является повышение уровня конкурентоспособности региона и входящих в его состав городов и укрепление его позиций в национальных и интернациональных масштабах на основе использования многообразных потенциалов партнерства с зарубежными странами, регионами, организациями, предприятиями, гражданами.

Задачи, решаемые на основе участия регионов в международном сотрудничестве, можно разделить на две категории, первая из которых представляет свод общих задач, на решение которых нацелены в современном мире регионы:

ü равноправное наравне с другими уровнями власти участие в управлении делами общества, в том числе на уровне страны и в международных масштабах;

ü самостоятельное определение долгосрочной стратегии развития и выбор средств ее реализации;

ü более свободное формирование и расходование регионального бюджета в соответствии с функциями и компетенциями уровня управления;

ü активное вовлечение населения в процессы управления и решения сложных социально-экономических проблем развития территории;

ü внедрение новых технологий и методов решения конкретных проблем регионального развития.

Поскольку решение рассмотренных задач требует обмена опытом и информацией не только внутри каждой страны, но и на международном уровне, непосредственно между самими региональными властями, постольку важнейшими конкретными задачами в области международного сотрудничества являются:

ü политическое представительство интересов развития регионов на мировом уровне;

ü реализация стратегии развития региона в части внешнеэкономической деятельности;

ü расширение базы местных ресурсов за счет привлечения зарубежных средств к реализации совместных проектов;

ü международный обмен опытом, ноу-хау и инновациями в сферах социально-экономического развития регионального и муниципального управления;

ü укрепление демократических основ общества, содействие человеческим, культурным, молодежным и т.п. международным обменам;

ü обеспечение вхождения приграничных территорий в более крупные системы приграничных мегарегионов.

Разработка региональной политики международного сотрудничества должна осуществляться на основе общего алгоритма, включающего четыре этапа и приобретающего своеобразие в каждом субъекте, осуществляющем это направление деятельности (рис.8.3).

Рис. 8.3. Алгоритм разработки и реализации региональной политики международного сотрудничества.

I этап — разработка концепции развития международного сотрудничества региона с учетом существующей в РФ нормативно-правовой базы, геополитического положения, ресурсных потенциалов и исторически сложившейся роли региона в международном разделении труда, в макрорегионе, по отношению к зарубежным партнерам, в Европе и мире.

II этап — определение целей и конкретизация задач региональной политики международного сотрудничества с учетом документов стратегического видения (стратегии, концепции, стратегического плана) будущего региона и предпочтений гражданского общества.

III этап — выбор актуальных для достижения поставленных целей и решения намеченных задач направлений сотрудничества и разработка конкретных программ, проектов, мероприятий, реализация которых будет обеспечивать достижение целей региональной политики международного сотрудничества.

IV этап — реализация программ, проектов и мероприятий, оценка их эффективности, мониторинг и корректировка концепции на основе осуществления обратной связи.

 

Приложение 4

Этапы интернационализации

Этап Уровень деятельности Условия определяющие необходимость деятельности Обязанности управляющего в стране
Экспортный Продажи через агентов • незначительная доля экспорта в продажах Нет обязанностей
    • отсутствие барьеров для импорта  
    • местный спрос превышает предложение  
  Создание представительства в стране • значительная доля экспорта в продажах Обеспечение поддержки продаж
    • отсутствие барьеров для импорта  
    • спрос равен предложению    
    • сильная конкуренция  
    • важность послепродажного обслуживания  
Международный Местный маркетинг • различные условия деятельности Максимизация продаж в стране
    • дифференцированные стратегии маркетинга  
    • интенсивная конкуренция  
  Местное производство Местное проведение НИОКР • барьеры до импорта • более низкая стоимость Оптимизация прибыльности подконтрольных проектов
    • специфические потребности маркетинга  
  Местная диверсификация • местные возможности роста • местное финансирование Оптимизация прибыльности в рамках всей деятельности в стране пребывания
       
       
Транснациональный Глобальная оптимизация системы производство/ ресурсы/НИОКР • мировая конкуренция • критическая масса в глобальном масштабе Способствовать глобальной оптимизации
    • преимущества мультипликации на мировом уровне  
  Глобальная диверсификация, глобальное управление всем спектром деятельности • конкуренция со стороны фирм, оптимизированных в глобальном мае штабе Способность глобальной стратегии

Приложение 5

Взаимосвязь предметов конкуренции, факторов роста и оценки уровня конкурентоспособности регионов.


 

 


[1] Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — с. 5

[2] Реуэль А.Л. История экономических учений. Учебное пособие. -М: Высшая школа, 1972. – с. 11.

[3] Всемирная история экономической мысли: [В 6т.]/ МГУ им.М.В.Ломоносова. Т. 1. – М.: Мысль, 1987. С. 119.

[4] Всемирная история экономической мысли: [В 6т.]/ МГУ им.М.В.Ломоносова. Т. 1. – М.: Мысль, 1987. С. 123.

[5] Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — с.8

[6] Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — с.8

[7] Реуэль А.Л. История экономических учений. Учебное пособие. -М: Высшая школа, 1972. – с. 59

[8] Горяинова Л.В. История экономических учений / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – с. 9-10

[9] См.: Всемирная история… Т. 1. – С. 355

[10] Горяинова Л.В. История экономических учений / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – с. 9-10

[11] Теория и практика конкуренции. Учебник для студентов 3 курса экономических специальностей. Под.ред Рубина Ю.Б. / М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – с.23.

[12] http://oll.libertyfund.org/?option=com_staticxt&staticfile=show.php%3Ftitle=2060&chapter=155416&layout=html&Itemid=27

[13] Гурова И.П., Сазанова С.Л. История экономических учений.Учебно-практическое пособие. Ц Ульяновск: УлГУ, 2001.- 100 с.

[14] Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 288 с

[15] http://www.microsofttranslator.com/bv.aspx?from=&to=ru&a=http%3A%2F%2Foll.libertyfund.org%2Findex.php%3Foption%3Dcom_staticxt%26staticfile%3Dshow.php%253Ftitle%3D237%26Itemid%3D27

[16] Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 288 с

[17] Теория и практика конкуренции. Учебник для студентов 3 курса экономических специальностей. Под ред Рубина Ю.Б. / М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – с.23

[18] Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010)

[19] Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Теория фирмы: Сб. статей / Пер. с англ. – Под ред. В.М. Гальперина. – СПб: Экономическая школа, 1995 («Вехи экономической мысли». Вып. 2). – С. 299.

[20] Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): учебн.-метод.пособие – М:Издательство «Дело и сервис». 2008 с 13-18

[21] Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): учебн.-метод.пособие – М:Издательство «Дело и сервис». 2008 с 13

[22] Портер Е.Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – с.38

[23] . Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – с. 40

[24] Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): учебн.-метод.пособие – М:Издательство «Дело и сервис». 2008 с 14

[25] Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): учебн.-метод.пособие – М:Издательство «Дело и сервис». 2008 с 15

[26] http://schumpeter.ru/

[27] Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): учебн.-метод.пособие – М:Издательство «Дело и сервис». 2008 с 16

[28] Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): учебн.-метод.пособие – М:Издательство «Дело и сервис». 2008 с 17

[29] Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): учебн.-метод.пособие – М:Издательство «Дело и сервис». 2008 с 18

[30] С.В. Кравцевич. Типология конкуренции теоретико-исторический аспект. ж. Вестник-Экономист №1 2011г. http://vseup.ru/static/articles/Kravtsevich_-_Tipologiya_konkurentsii.pdf

[31] Шевченко Л. С. Конкурентное управление: Уч. пособие. — Харьков: Эспада, 2004. — с 21- 30.

[32] Шевченко Л. С. Конкурентное управление: Уч. пособие. — Харьков: Эспада, 2004. — с 27

[33] Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 312 с

[34] Андрианов, В.А. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В.А. Андрианов // Экономист. – 1997. – № 10. – С. 33 – 42.

[35] Фасхиев Х.А. «Определение конкурентоспособности предприятия» ж. «Маркетинг в России и за рубежом» http://www.mavriz.ru/articles/2009/4/4960.html

[36] Данилов, И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции / И.П. Данилов. – М. : Пресс-сервис, 1997. – 420 с

[37] Кураков, Л.П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов / Л.П. Кураков, В.Л. Кураков. – М. : Вуз и школа, 2001. – 720 с

[38] Завялов, П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей / П.С. Завялов // Маркетинг. – 1996. – № 2. – С. 20 – 32

[39] Гельвановский, М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях / М.И. Гельвановский, В. Жековская, И. Трофимов // Российский экономический журнал. – 1998. – № 3. – С. 67–68.

[40] Сенчагов В.К., Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России. // Бизнес и банки. 2003. № 43. – С. 35–43

[41] Барткова Н.Н., Крупина Н.Н. «Уровень конкурентоспособности предприятия как базовый результат эффективности использования ресурсов» «Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право» http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2010/02/12/

[42] Томпсон-мл. А. А., Стрикленд А. Дж. Стра­те­гический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / Пер. с англ. – М., 2003. – 254 с.

[43] Кревенс Дэвид В. Стратегический менеджмент: Пер. с англ. – М., 2003. – 217 с.

[44] Портер М.Е. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: Пер. с англ. – М., 2005. – С. 67–69

[45] Мазилкина Е.И., Г.Паничника «Основы управления конкурентоспособностью» - http://lib.rus.ec/b/176422/read

[46] Ушвицкий Л.И., Парахина В.Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2005. № 1. – С. 15–21

[47] Суворов А.И. Понятие конкурентоспособности предприятия - http://bigc.ru/publications/other/strategy/competitive_ability_of_company.php

[48]Клипа Т.В. "Оценка и управление конкурентоспособностью промышленного предприятия" http://masters.donntu.edu.ua/2004/fem/clipa/diss/index1.htm

[49] Филип Котлер «Основы маркетинга» http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-1utfZz-8-00&a=d&cl=CL1&d=HASH01be8cab8b9951196bb5843c

[50] Р.А. Фатхутдинов Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 544 с.

[51]Иванов Ю. Конкурентоспособность в системе категорий рыночной экономики // Бизнес Информ. — 1994. — № 11. — С. 11.

[52] Бидихова И. С. Методические основы оценки конкурентоспособности товара: социологический анализ // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2001. — №4. —С. 165, 168.

[53] Филип Котлер «Основы маркетинга» http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-1utfZz-8-00&a=d&cl=CL1&d=HASH01be8cab8b9951196bb5843c

[54] Филип Котлер «Основы маркетинга» http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-1utfZz-8-00&a=d&cl=CL1&d=HASH01be8cab8b9951196bb5843c

[55]Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002. - 496 с. - (Серия «Высшее образование»). http://oldsite.pnzgu.ru/dep/k_market/files/Zavyazlov_Marketing_v_chemah_i_risunkah.pdf

[56] Ласковец С.В. Товарная политика компании – М.:ЕАОИ, 2011

[57] «Value Chains Versus Supply Chains» Andrew Feller, Dr. Dan Shunk, and Dr. Tom Callarman режим Интернет доступа: http://www.ceibs.edu/knowledge/papers/images/20060317/2847.pdf

[58] Конкурентное преимущество: Как достичь высого результата и обеспечить его устойчивость/ Майкл Е.Портер; Пер. с англ. – М.:Альпина Бизнес Букс, 2005 – стр. 68

[59] «Маркетинг» Данченок Л.А. Иванова А.Г., Ласковец С.В., Невоструев П.Ю – М.: ЕАОИ, 2008

[60] Т.Н. Пapaмoнoвa, д.э.н., профессор, зав. кафедрой маркетинга и рекламы РГТЭУ http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009014

[61] http://www.capri.ustu.ru/Marketing/product3.htm

[62] Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002. - 496 с. - (Серия «Высшее образование»). http://oldsite.pnzgu.ru/dep/k_market/files/Zavyazlov_Marketing_v_chemah_i_risunkah.pdf

[63] «Стратегия голубого океана» У.Чан Ким, Рене Моборн Изд-во: Гиппо

[64] http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/m11-40.pdf

[65] http://astraconsulting.org/2008/02/22/osnovnie_tipi_vneshnego_okruzheniya.html

[66] http://e-educ.ru/aisur19.html

[67] Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с. режим интернет доступа: http://www.aup.ru/books/m205/6_2.htm

[68] Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе/Фляйшер К., Бенсуссан Б. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — стр.88

[69] Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе/Фляйшер К., Бенсуссан Б. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — стр.88-92

[70] http://club-energy.ru/a2_3.php - Библиотека успешного бизнесмена

[71] Д.Хасси «Стратегия и планирование. Руководство менеджера». Изд-во Питер. 2001

[72] http://marketopedia.ru/48-portfelnyj-analiz.html

[73] Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе/Фляйшер К., Бенсуссан Б. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. С 53-54

[74] http://www.12manage.com/methods_bcgmatrix_ru.html

[75] Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе/Фляйшер К., Бенсуссан Б. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 стр.57

[76] http://www.12manage.com/methods_ge_mckinsey_ru.html

[77] http://www.12manage.com/methods_adl_matrix_ru.html

[78] М.Портер Конкуренция.: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005, стр. 110

[79] Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе/Фляйшер К., Бенсуссан Б. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 стр.139

[80] М.Портер Конкуренция.: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005, стр. 109

[81] М.Портер Конкуренция.: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005, стр. 77

[82] Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. —стр. 72

[83] Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. с.73

[84] Шевченко Л.С. «Конкурентное управление: Уч. пособие. — Харьков: Эспада, 2004. — стр. 275-278.

[85] И. Ансофф. "Стратегическое управление" режим Интернет доступа: http://strategy.bos.ru/books.phtml?id=1&page=84

[86] А.Т.Зуб «Стратегии международного развития компании» режим Интернет доступа: http://www.elitarium.ru/2008/05/27/strategii_mezhdunarodnogo_razvitija.html

[87] http://members.chello.at/frisch-niggemeyer/strategie.htm#_Toc525480084

[88] И. Ансофф. "Стратегическое управление" режим Интернет доступа: http://strategy.bos.ru/books.phtml?id=1&page=85

[89] Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев «Маркетинг» режим Интернет доступа: http://www.cfin.ru/marketing/goldkat/10.shtml

[90] А.Т.Зуб «Стратегии международного развития компании» режим Интернет доступа: http://www.elitarium.ru/2008/05/27/strategii_mezhdunarodnogo_razvitija.html

[91] М.Портер Конкуренция.: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005, стр. 110

 

[92] Шевченко Л.С. «Конкурентное управление: Уч. пособие. — Харьков: Эспада, 2004. — стр. 335.

 

[93] Маркетинг: Толковый терминологический словарь-справочник. — М.: "Инфоконт", СП "Медсервис Интернешнл", 1991. — 224 с




Дата: 2019-02-02, просмотров: 272.