Тема 2. Типология конкуренции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термин “конкуренция” вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”. В соответствии с законодательством России конкуренция определяется как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»[18].

Понятие «конкуренция» несколько столетий использовалось в экономической науке, но только со второй половины XIX века (по Дж. Стиглеру, с 1871 г.[19]) оно стало привлекать внимание ученых-экономистов как самостоятельное явление. Согласно Ю.В.Тарануха сформировалось 5 основных трактовок к формулировке и исследованию рыночной конкуренции[20]:

· поведенческая;

· структурная;

· предпринимательская;

· функциональная;

· эволюционная;

· марксистская (воспроизводственная).

Поведенческая трактовка свойственна классическому рассмотрению конкуренции. Данная трактовка берет свое начало с работ Адама Смитта, рассматривающего конкуренцию как соперничество, ведущееся между субъектами рынка за выгодные условия продаж.

 

Рис. 2.1 Поведенческая трактовка конкуренции[21]

Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

Более современный вариант поведенческой трактовки нашел свое развитие в трудах М. Портера, П. Хайне и ряда других авторов. Исходя из предпосылок, что потребность в ресурсах, нужных субъектам рынка, больше чем их предложение представители данного направления сосредотачивают свое внимание не только на изучении структуры рынка, а, в первую очередь, на методах ведения борьбы, стратегиях, которых целесообразно придерживаться различным типам компаний, т.е. на поведении.

Рис 2.2 Силы, определяющие отраслевую конкуренцию[22]

Так например Майкл Портер в качестве основы для рассмотрения предлагает «отрасль, как совокупность компаний», которые производят продукты, близкие по своим свойствам и функциональному назначению. Границы отрасли нечетки и зависят больше от конкретных задач исследования. При этом состояние конкуренции в любой из отраслей экономики зависит от 5-ти конкурентных сил (рис. 2.2)

Таким образом, М. Портер расширяет понятие конкуренции далеко за область действия действующих игроков-конкурентов: «Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники – все это «конкуренты» для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество»[23].

Конкуренция между компаниями отрасли усиливается в том случае, если один или несколько участников испытывают давление или видят возможности улучшения своих позиций. В целом интенсивность соперничества в отрасли зависит от ряда взаимодействующих структурных факторов, таких как:

· наличие большого числа конкурентов или равенство по силам;

· низкие темпы роста в отрасли;

· высокий уровень постоянных издержек или затрат на хранение (например, при использовании и производстве скоропортящейся продукции);

· отсутствие дифференциации или издержек переключения;

· скачкообразный рост производственных мощностей;

· многообразие конкурентов;

· высокие барьеры для выхода.

 

Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономической теории формируется структурная концепция конкуренции (рис. 2.3) и связано со становлением математической школы экономики. Наибольший вклад в развитие теории типов конкуренции внесли следующие представители: Ф. Эджуорт (автор учения об олигополии (Олигопо́лия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. )и монополии (Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — крупное предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции)), А. Курно (теория совершенной конкуренции), Дж. Робинсон, Э. Чемберлин (создатели концепции монополистической конкуренции) и ряд других

 

Рис. 2.3 Структурная трактовка конкуренции[24]

Последователями данной концепции рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой межфирменной борьбы фирм на анализ структуры рынка и условий, которые господствуют в нем.

Рис. 2.4 Предпринимательская трактовка конкуренции[25]

По мнению Й.Шумпетера коренная проблема всякой экономической системы, заключается в достижении и поддержании равновесия[26]. В стандартной неоклассической теории изучается достижения стабильного равновесия, при котором экономическая деятельность просто повторяется, а теория описывает и изучает этот кругооборот ресурсов. В рамках этой модели все фирмы находятся в состоянии устойчивого равновесия, экономические ресурсы используются полностью. Но в этой модели никак не учитывается реальное поведение предпринимателей. Для описания такого поведения Шумпетер ввел в теорию концепцию Новатора, который всегда стремится получить большую прибыль, чем могут дать обычные способы, и именно деятельность новаторов является причиной колебаний экономической активности. Для достижения своей цели новатору необходимы дополнительные ресурсы, что в свою очередь приводит к увеличению их стоимости, затоваренности рынка старыми и новыми продуктами и усилению конкуренции новых и старых фирм.

В своем варианте циклических изменений Шумпетер описал хорошо известные фазы процветания, спада, депрессии и оживления, однако в отличие от многих предшествующих исследователей деловых циклов, он отказался давать унифицированные характеристики различным циклам в истории капитализма. Процесс внедрения нововведений не протекает равномерно, он характеризуется скачками и рывками. Как только один передовой предприниматель преодолевает технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, другие поспешно следуют за ним.

Рис. 2.5 Функциональная трактовка конкуренции[27]

В рамках данной трактовки основное внимание уделяется роли конкуренции в экономике в целом. Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным.

Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

Рис. 2.6 Эволюционная трактовка конкуренции[28]

Рассматриваемая в качестве динамического процесса, конкуренция ведет к открытию нового товара, новой технологии, нового источника сырья или нового типа организации – в целом нового стиля поведения организации.

 

Рис. 2.7 Марксистская (воспроизводственная) трактовка конкуренции[29]

Основой марксизма является многотомный труд Карла Маркса "капитал", стержнем которого является учение о прибавочной стоимости. Согласно теории Маркса, материальное производство сводится к эксплуатации труда капиталом, в ходе которой труд рабочих прилагается к принадлежащим капиталистам средствам производства, в результате чего образуется продукция, цена которой выше, чем сумма износа средств производства и стоимости оплаченной трудящимся их рабочей силы.

Согласно марксизму, капиталист платит рабочему лишь ту сумму, которая минимально необходима для физического выживания самого работника и членов его семьи (принцип воспроизводства рабочей силы). Прибавочная цена, присваиваемая капиталистом по праву собственности на средства производства, возникает потому, что за смену рабочий способен произвести такое количество продукции, что цена ее превышает цена затраченной рабочей силы (сумму, минимально необходимую для воспроизводства рабочей силы).

Рис. 2.8 Типология экономической категории «конкуренция»[30]

В.И. Ленин характеризует монополистический капитализм как паразитический, загнивающий капитализм. Если конкуренция была фактором технического и экономического прогресса, то монополия – мощный фактор застоя и регресса. Захватив господствующее положение, монополии не проявляют интереса ни к обновлению продукции, ни к повышению ее качества, ни к снижению издержек производства. Более того, появляются возможности торможения технического прогресса путем скупки патентов без расчета на их реализацию в производстве и путем прямого удушения аутсайдеров, пытающихся технические новинки внедрить. Но, поскольку монополии не могут полностью изгнать конкуренцию из экономической жизни, застой и загнивание – лишь тенденция, свойственная современному капитализму, а не абсолютное правило. Неравномерность развития отдельных стран и отраслей хозяйства приводит к тому, что противоположные тенденции к застою и к быстрому росту проявляются с разной силой в различных отраслях и странах.

В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции.

Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов между отраслями производства нормы прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная.

Совершенная конкуренция как тип рыночной структуры (модель рынка) – это соперничество многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

· наличие большого числа фирм (множества продавцов), производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен, так что она не имеет возможности влиять на рыночную цену;

· возможность свободного доступа в различные производственные секреты;

· однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

· хорошее знание рынка покупателями и продавцами, т.е. все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран типична была до середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX века появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией реальностью стала несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют три модели несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Первая модель несовершенной конкуренции – монополия. Ей присущи следующие черты:

· единственный продавец, т.е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

· нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;

· диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;

· заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т.п.).

Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем, что, во-первых, она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах; во-вторых, ей более доступна реклама; в-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений.

Второй моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

· существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

· продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;

· экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;

· вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

· тип продукта – дифференцированный.

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт политики, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Третья модель несовершенной конкуренции – олигополия. Ее признаки, характерные черты:

· наличие нескольких фирм (продавцов);

· тип продукта – стандартизированный или дифференцированный;

· контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;

· наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;

· очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта).

Олигополия как тип рыночной структуры получила большее распространение в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара.

В зависимости от типа продукции различают чистую и дифференцированную олигополию. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты).

В систематизированном виде характеристика основных типов конкурентной структуры (моделей) рынков может быть дана в виде таблицы.

 

Таблица 2.1

Основные типы конкурентной структуры рынка

Характерные черты

Модель рынка

  Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Типы продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный (не имеет близких заменителей)
Контроль над ценой Нет Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, без препятствий Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Вход в отрасль блокирован
Неценовая конкуренция Нет Значительный упор на рекламу, торговые знаки и марки и т.д. Типична, в особенности – при дифференциации продукта Главным образом реклама
Примеры Сельское хозяйство, фондовая биржа, валютный рынок Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, бытовой техники Местные предприятия коммунального хозяйства

 

Принято выделять следующие также формы конкуренции:

Функциональная - возникает в ситуации, когда товар, который выпускается определенным предприятием и рядом с товарами других фирм удовлетворяет конкретную потребность потребителя. Подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами.

Предметная - выступает следствием аналогичности товаров, которые выпускаются. Ведется за разными марками одного и того же товара, которые выпускаются разными фирмами

Видовая - возникает между разными разновидностями товара, что в принципе удовлетворяют одну и ту же потребность; при этом существует хотя бы один параметр, за которым они различаются (мощность двигателя автомобиля, количество скоростей у велосипеда и тому подобное)

 

В рыночной экономике конкуренцию по ее методам разделяют на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Именно благодаря снижению цены торговец привлекал внимание покупателя именно к своему товару и, тем самым, завоевывал свою долю рынка.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые значительно ниже, чем у конкурентов. Снижение издержек, при этом, возможно или за счет сокращение издержек производства, или за счет ценовой дискриминации

Ценовая конкуренция применяется фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, а так же используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом). Особо следует отметить, что если фирмы находятся примерно в одинаковых условиях, то вести “ценовые войны” не только бессмысленно, но и расточительно.

Таким образом, основными условиями ведения успешной ценовой конкурентной борьбы являются постоянное совершенствование производства и наличие потенциала для поддержания жизнеспособности компании.

Выделяют следующие приемы ценовой конкуренции:

· «Ценовая война» - Вытеснение конкурентов путем постепенного уменьшения цен в расчете на финансовые трудности конкурентов, которые предлагают аналогичные товары, себестоимость которых выше. С удалением с рынка конкурирующего продукта (товара) или компании цены поднимаются опять, и инициатор «войны» компенсирует потери.

· «Удержание цен» - Вытеснение конкурентов с помощью удержания цен в период их роста у фирм-конкурентов. Прием эффективен в условиях инфляции, однако воспользоваться им могут не все, например, особенно сложно это делать тем фирмам, которые работают на импортном сырье.

· «Маневрирование ценами» Предоставление разных скидок, тайное снижение цен, установления одинаковых цен, или максимальное сближение цен, на товары разного качества.

· «Ценовой прорыв» Предусматривает проникновение на рынок принципиально новой высококачественной продукцией и установление на нее начальной ниже уровня рыночных цен (в среднем на 30—50 %) с целью привлечения массового покупателя и увеличения доли фирмы на рынке. [31]

При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по типу, стилю, марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс успешен, он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые предпочитают ее товары аналогам у конкурентов. Однако при наличии столь разнообразного ассортимента предлагаемых товаров и услуг всегда имеется возможность нового предложения, которое будет отличаться от уже имеющегося многообразия продуктов. Доскональное изучение разнообразия потребительских вкусов потребителей, отдельных их оттенков позволяет новым товаропроизводителям найти свою нишу на рынке.

Особой разновидностью неценовой конкуренции является конкуренция, основанная на времени. Данная концепция, предложенная «Бостонской консалтинговой группой», заключается в том, чтобы превратить в фактор конкурентного преимущества время от зарождения идеи продукта до начала его поставок клиентам. Дело в том, что время, затрачиваемое фирмой на выполнение заказа клиента (производительное время), определяет не только величину издержек компании, но и служит лакмусовой бумажкой того, насколько внимательны ее сотрудники к клиентам. Концентрация усилий компании на сокращении времени выполнения заказов позволяет снижать издержки и улучшать сервис одновременно[32].

Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.