Конкурентоспособность – показатель, интересующий не только науку, но и всех субъектов рыночных взаимоотношений. В настоящее время в экономической литературе существует достаточно большое количество определений конкурентоспособности. В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
Профессор Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как "...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом"[33].
Существует высказывание М. Эрлиха и Дж. Хайна о том, что конкурентоспособность – это способность страны или фирмы продавать свои товары.
Андрианов В. предполагает, что синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан[34].
Фасхиев Х.А. в статье «Определение конкурентоспособности предприятия»[35] приводит группировку определений конкурентоспособности (рис. 4.1)
Рис. 4.1 Группировка определений конкурентоспособность
Анализ определений конкурентоспособности, данных разными авторами, позволил выделить ее наиболее важные особенности:
· конкурентоспособность – это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной;
· задаваемая величина, при создании новой продукции;
· отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукции;
· относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени;
· прогнозируемая, математическая величина.
Конкурентоспособность – это величина, состоящая из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг[36]. Следует отметить, что одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность продукции и непосредственно влияют на ее изменение, другие – обеспечивают конкурентоспособность продукции.
Наиболее системно понятие конкурентоспособности трактуется Л.П. Кураковым: "Конкурентоспособность – уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п. Конкурентоспособность – относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение"[37].
По мнению П.С. Завьялова, в процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:
· необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;
· к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;
· конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их продуктов;
· сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности[38].
Гельвановский М., Жековская В., Трофимов И. подчеркивают, что конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем. В связи с этим можно уверенно утверждать, что основополагающий уровень обеспечения конкурентоспособности – макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, на котором формируются перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающий группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные, общехозяйственные и отраслевые преимущества[39].
В работах, посвященных проблемам оценки эффективности деятельности предприятий, остается нерешенным ряд важных вопросов анализа и прогнозирования конкурентоспособности как одной из интегральных характеристик экономического положения субъектов хозяйствования. Оценкой и анализом конкурентоспособности в последнее время занимаются все участники рынка (собственники, конкуренты, инвесторы и другие). Все многообразие конкурентных отношений осуществляется на трех уровнях[40]:
· микроконкретные виды продукции, производства, предприятия;
· мезоотрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции;
· макронароднохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции и т.п.
С момента своего создания и в течение всей жизни любая промышленная фирма, любой товаропроизводитель поставлены перед необходимостью решения жизненно важной для них проблемы конкурентоспособности. Экономика большинства стран мира глубоко втянута в мирохозяйственные связи, а национальный рынок, его требования в возрастающей мере формируются под активным воздействием мирового рынка и международной конкуренции. Следовательно, конкурентоспособность – это многоликая экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях (рисунок 4.2):
· I уровень – конкурентоспособность продукции;
· II уровень – конкурентоспособность предприятия;
· III уровень – конкурентоспособность региона (отрасли);
· IV уровень – конкурентоспособность страны.
Рис. 4.2 Иерархия уровней конкурентоспособности[41].
Понятие конкурентоспособности является базовым для любого предприятия и должно рассматриваться в трех взаимосвязанных аспектах – уровне продукции, уровне производства и уровне предприятия в целом. В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления в целом.
А.А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд[42] выделяют такие факторы конкурентоспособности, как: качество и характеристики продукции; репутация (имидж); производственные мощности; инновационные возможности; использование технологий; дилерская сеть и возможности распространения; финансовые ресурсы; издержки по сравнению с конкурентами; обслуживание клиентов. Девид Кревенс[43] считает, что во главу угла конкурентоспособности организации нужно ставить ключевые компетенции, которые определяются:
· конкурентными преимуществами;
· универсальностью (конкурентное преимущество в различных ситуациях);
· сложностью дублирования.
По мнению М. Портера[44], на создание конкурентных преимуществ организации влияют:
· принадлежность организации к определенной отрасли;
· использование конкурентных стратегий;
· цепочка создания стоимости продукции.
Исходя из этого, конкурентоспособность объекта – это экономическая категория, с помощью которой можно оценить положение конкретного объекта по отношению к аналогичным или схожим объектам, являющимся его конкурентами в какой-либо области функционирования. Такую оценку проводят, используя определенные заранее выбранные показателей (коэффициенты).
Е.И. Мазилкина в работе «Основы управления конкурентоспособностью» расширяет иерархию оценки конкурентоспособности совокупностью показателей (рис.4.3)
Рис. 4.3 Иерархическая структура конкурентоспособности[45]
Принципиально все применяемые методы определения и оценки уровня конкурентоспособности предприятия могут быть объединены в следующие девять групп:
1) методы, основанные на анализе сравнительных преимуществ;
2) методы, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли;
3) методы, построенные на основе теории эффективной конкуренции;
4) методы, основанные на теории качества товара;
5) матричные методы оценки конкурентоспособности;
6) интегральный метод;
7) метод, основанный на теории мультипликатора;
8) метод определения позиции в конкуренции с точки зрения стратегического потенциала предприятия;
9) методы, основанные на сравнении с эталоном.
Однако любой объект может быть конкурентоспособным, только обладая необходимым запасом ресурсов (факторов производства) и эффективно используя их в процессе хозяйствования. По мнению Ушвицкого Л.И. и Парахиной В.Н., конкурентоспособность региона можно оценить путем анализа уровня жизни населения, эффективности использования имеющихся ресурсов и его инвестиционной привлекательности[46]. Исходя из этого, авторская концепция конкурентоспособности предприятия, как элемента региональной системы конкурентоспособности, основывается на оценке продуктивности использования его ресурсов. Следовательно, определение конкурентоспособности предприятия должно включать в себя три аспекта:
· эффективность функционирования материального капитала (конкурентоспособность, обеспечиваемая фондами);
· необходимость достижения высокого уровня развития потенциала трудовых ресурсов (конкурентоспособность, обеспечиваемая персоналом);
· обеспечение инвестиционной привлекательности бизнеса (конкурентоспособность, обеспечиваемая финансами).
Конкурентоспособность организации определяется следующими факторами:
· качество продукции и услуг;
· наличие эффективной стратегии маркетинга;
· уровень менеджмента и квалификации персонала;
· технологический уровень производства;
· налоговая среда, в которой действует предприятие;
· доступность источников финансирования.
Рисунок 4.4 Составляющие конкурентоспособности предприятия[47]
В последнее время уделяется значительное влияние ключевым факторам успеха предприятия (КФУ). Думается, что к таковым следует отнести: платежеспособность (1), прибыльность (2), стратегичность управления (3), адаптивность системы управления (4), финансовую и управленческую прозрачность (5), управляемость бизнеса (6), инвестиционную привлекательность (7) (рисунок 4.4).
Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные подходы к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятий.
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг.
Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь связанных с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 241.