Период 14-15 вв. нередко называют «зрелым средневековьем», хотя, с другой стороны, налицо были признаки особого культурного подъема, названного Д.Лихачевым «Славянским Предвозрождением». К сожалению, в силу особых исторических причин, последнее так и не смогло перерасти в собственно эпоху Возрождения европейского типа.
Гуманистические идеалы Возрождения прежде всего нашли свое выражение в искусстве, в котором усиливались черты душевной тонкости, психологической самоуглубленности, творческого самовыражения. Новое мироощущение рождалось под религиозной оболочкой и в пределах возможностей средневекового художественного канона. Пробудился интерес к внутренней эмоциональной жизни, переживаниям в отличие от прежнего господства византийских художественных канонов. В иконах и фресках Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека господствуют светлые, гармонические, одухотворенные жизнерадостные образы. Русь впервые отчетливо явила свой образ в искусстве. В ликах святых стал узнаваем русский национальный тип лица. Знаменитая «Троица» А.Рублева в символических образах, характерных для мистического реализма, воплотила идею мира, согласия и единения. К концу 14 в. возник русский иконостас.
Художники ищут новые способы выражения совершенства, божественно-человеческой гармонии. В литературе Епифания Премудрого утверждается новый метод, названный учеными «абстрактным психологизмом». По словам Д.Лихачева, в центре внимания писателей конца 14-нач. 15 вв. оказались отдельные психологические состояния человека, его чувства, эмоциональные отклики на события внешнего мира. Но эти чувства еще не объединялись в характеры, не складывались в психологию. Индивидуальность человека по-прежнему была ограничена прямолинейным отнесением ее в одну из двух категорий – добрых или злых, положительных или отрицательных.
Постепенно укрепляются и культурные диалоги с Западом. Так, Иван III приглашает итальянских мастеров для строительства соборов Кремля: архитекторов Аристотеля Фиораванти (Успенский собор), Марко Фрязина, Пьетро Солари (Грановитая палата) и др. Появились и образцы нового шатрового зодчества (в их числе: церковь Вознесения в Коломенском, храм Василия Блаженного на Красной площади).
Для духовной жизни 16 века большую роль сыграл Стоглавый собор (1551г.). Он регламентировал искусство. Утвердив канонические образцы (Работы А.Рублева в иконописи, Успенский собор в Кремле – в архитектуре). В середине 16 века московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своего рода историческую энциклопедию – «Никоновскую летопись» («Лицевой свод»). В 16 веке появляется «Домострой» - памятник 16 века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Славянское Предвозрождение характеризуют стремления заново переосмыслить уроки своего прошлого, вернуться к духовному опыту собственной «Античности» - культуре Киевской Руси. Так, подвергается фундаментальной редакции Киево-Печерский патерик. Автор «Задонщины», посвященной победе на Куликовом поле, постоянно обращается к тексту «Слова о полку Игореве», проводя идею: рознь и вражда ведут к поражению, а слаженность и объединение - к победе.
Славянское Предвозрождение характеризуют слабые процессы обмирщения культуры. В Западной Европе, где позиции церкви постепенно ослабевали, переход Предвозрождения в Возрождение был связан с развитием в искусстве светских жанров, усилением гуманистического пафоса, с пафосом «открытия мира» в науке. На Руси светская художественная культура еще не родилась. Поэтому все тенденции предвозрожденческого характера были обусловлены религиозной спецификой художественного мышления. Более того, в силу внутренних причин, религиозное сознание будет только укрепляться, т.к. защита национальных основ культуры будет осуществляться под эгидой отечественной православной церкви.
ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА 17 ВЕКА
C 1613 года в России правит новая династия Романовых, которая пробудет на престоле более 300 лет. С 17 века начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной властей. Россия нуждалась в реформировании. Но это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. К этим реформам приступил патриарх Никон. В основе лежала идея исправления церковных книг с целью восстановить чистоту священных текстов. Церковь преследовала цели: устранение различий в богословской практике между греческой и русской церквями. Это позволяло восстановить связь с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности для влияния в христианском мире. Введение единообразия в церковной службе по всей стране устраняло местные различия.
Хотя реформа была умеренной, она спровоцировала религиозно-культурный раскол. С этого времени общественный раскол будет сопровождать всю историю России. Сторонники Никона выступили за обновление общества, противники – за сохранение в неизменном виде православной старины. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Все эти изменения в духовной жизни открывали дорогу деятельности Петра I – будущему великому преобразователю России.
Между тем, староверы увидели в реформах латинские влияния. Взамен прежнего двухперстного вводилось трехперстное сложение пальцев при крещении. Старообрядцы (их духовный вождь – протопоп Авакум) не понимали, чем плох прежний уклад жизни, в чем надобность перемен. Возобладали апокалиптические настроения („Время скоро есть”). Старообрядцы предпочитали добровольный уход в пустынь, лесную глушь, огненное крещение, пост до смерти.
Московское общество впервые расколется на грекофильскую партию или „старомосковскую” (возглавляля Е.Славинецкий) и западническую или „латинствующую” (С.Полоцкий), на „никонианцев” и „старообрядцев”. Только в 1971 году на Соборе Русской православной церкви была снята анафема на старообрядчество.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 267.