План: 1) Проблемы «духовной зрелости» отечественной культуры: самоосмысление. Проблема исторической интерпретации эпохи.
2) Европейский контекст: основные особенности и тенденции развития культуры и искусства19 века.
3) Отечественная культура и искусство предреформенной и пореформенной эпох. Основные вопросы «Золотого века».
4) Образовательная сфера жизни.
«Золотой» век – едва ли не самая значимая высота в культурно-историческом процессе страны в 19-20 веков. По своему наследию, «Золотой век» - это вершина, которая позволяет понять логику и парадоксальность развития своей культуры, сложные, нелинейные отношения последней с государством (любовь к стране-отечеству и боль за уровень государственности), роль и сущность «классики» (образцовых художественных феноменов, выступающих мерилом в дальнейшем процессе культурного самоидентификации).
Золото й век – время предельно разнообразной и свободной личностной самореализации, время неустанных духовных поисков, когда человек оказался в сложных трагических обстоятельствах разрушения великого многовекового уклада. 19 век просто уникален своей многоаспектностью.
На примере этого исторического этапа можно увидеть преимущество переплетения исторических судеб интеллигенции разных этносов и регионов России и Европы, плодотворность межкультурных диалогов и абсурдность культурного провинциализма (местечковости, самостийности).
В 19 веке совершенно меняется прежний культурный ландшафт Европы и мира. Это время новых «культурно-географических» открытий, начало «Заката» Европы, ее прежнего безусловного духовного доминирования, воцарения новых национально-культурных пространств со своим глубоким пониманием общечеловеческих проблем. Среди последних – российская культура, вышедшая из тени ученичества, подражательства и региональной периферийности прежних времен.
Проблема исторической интерпретации периода.
С одной стороны, период 19 века в истории отечественной культуры характеризуется общим драматическим социально-политическим контекстом, где ключевыми словами давно стали: «гонения», «ссылки», «цензура» и «запреты» .
С другой – именно в 19 веке формируется отечественная классика в литературе, искусстве (живописи, музыке, театре и пр.), философии и науке, создаются произведения общемировой значимости. Не потому ли, что великое «искусство рождается в неволе, а умирает на свободе»?
Можно сказать, что не в последнюю очередь, именно трудная пора внутренних, социально-политических испытаний послужила мощным катализатором роста национально-культурного самосознания.
В подготовке ЗВ и СВ необходимо особо отметить роль просветительских идей предшествующей эпохи (В России - труды М.Ломоносова, Н.Фонвизина, А.Радищева, В.Татищева.
19 век, как никогда, обстряет противоречие между культурным подъемом и усиливающимся цивилизационным отставанием, стагнацией материального базиса культуры. «Российская цивилизация – цивилизация поневоле» - скажет позже Н.Бердяев.
Главным тормозом оставалось самодержавне и крепостничество. А этом отношении Россия оставалась едва ли не средневековым феодальным обществом. Так, в экономической жизни сохраняется косный, патриархальный феодально-помещичий уклад жизни. Перемены происходили (первый пароход в России в 1815 г., первая железная дорога из Петербурга в Москву, развитие тяжелой промышленности), но медленно. Исторически так и не выдвинулся средний класс, класс частного предпринимательства. Российское общество оставалось обществом неравных, без намека на гражданское общество, с армией чиновничества, чинопочитанием («Табель о рангах»), с неразвитостью политических структур и правовым бесправием («кривосудие»). Процветало взяточничество, бюрократизм, протекционизм. В стране так и не была создана политическая многопартийность, не возобладал принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), равенства в правах и свободах. «Холопское» сознание прочно гнездилось в сознании «простых людей» российского социума. «Хлестаковщина» (по имени главного героя пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор») станет характерным явлением русской культуры.
Православная церковь, так и не освободившаяся от пут архаического византинизма, все более утрачивала подлинное духовное влияние на народ, сохраняя лишь формально-обрядовую, служебную роль. Отсюда – критика церкви и ее служителей в философских размышлениях (П.Чаадаев), в живописи (картины художника В.Перова: «Чаепитие в Мытищах», «Крестный ход» и др.), литературе.
«Европеизация» российской социально-экономической системы (т.е. стремление к модернизации жизни на западный, европейский манер) каждый раз оказывалась поверхностной, не затрагивая основ отечественной цивилизации. В конечном счете, это и приведет к постепенному росту радикальных, революционно-нигилистических настроений в среде молодежи (романы «Что делать» Н.Чернышевского, «Отцы и дети И.Тургенева, «Бесы» Ф.Достоевского), к утопизму общественно-политических программ («маниловщине»). Т.о. «бинарность» станет характерной чертой русской культуры, конфронтационность, «или-или» (икона-топор, вера-знание, революционер-контрреволюционер, жертва-эгоизм и т.п.). Противостояние консерваторов, либералов, радикалов.
В дальнейшем, пути исторического выхода поляризуются в среде отечественной интеллигенции: одни жаждали «Революции крови» (большевизм) и звали Русь «к топору», другие - «Революции Духа» (представители культуры «Серебряного века»), видевшие будущее только в культурно-нравственном возрождении Руси. Новые либеральные идеи овладевали сознанием лишь российской элиты, интеллигенции (аристократической, разночинской). Народ, в массе своей необразованный (20% грамотных к 1890 г. – худший показатель в Европе), лишенный связей с интеллигенцией («Слишком далеки они от народа»), по прежнему оставался в плену византийской патристики (о «божественной» природе царской власти), «азиатчины» и мифологичности мышления. Все это вызывало дальнейшее отчуждение элиты и массы, невыработанность новой, более прогрессивной, патриотической идеологии. Трагические духовные последствия все этого найдут свое отражение в отечественной литературе и искусстве.
19 век – век духовной зрелости отечественной культуры, которая отныне обретает общечеловеческое, мировое значение (наряду с культурами Скандинавии, США, другими славянскими и неевропейскими культурами). 19 век – этапное завершение развития русской культуры 9 веков. В 19 веке Россия буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких мест. Так, знакомство с творчеством Л.Толстого и Ф.Достоевского стало открытием и потрясением для Запада. Заканчивается период исторического доминирования романо-германской культуры. Зрелая, умудренная Европа («старушка Европа») неожиданно для себя открывает целые миры глубоких, неординарно мыслящих («неотформатированных»), ищущих культур.
Для отечественной культуры это означало завершение времени «одиночек-гениев». Создаются национальные школы (научные, художественные, философские) с устойчивыми традициями и преемственностью.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В РОССИИ XIX века.
Россия в 19 веке – быстро и значительно прирастает территориями: Грузия (1801г.), Финляндия (1809г.), Бессарабия (1812 г.), Азербайджан (1813 г.), Польша (1815 г.), Армения (1829 г.) входят в состав Российской Империи. В дальнейшем в нее включаются так же Казахстан, горные районы Кавказа, Центральная Азия и др. В целом территория достигает 22 млн кв.км. Число жителей к 1835 г. – 60 млн человек, а к 1897 – уже 128 млн.
Вплоть до 1861 г. в стране господствовали крепостнические порядки, при которых крестьяне были задавлены барщиной и оброком, быди совершенно бесправны. Достаточно отсталой поэтому была сельскохозяйственная техника, агрокультура.
С 1830-х гг. начинается промышленный переворот. Развивается фабричное производство, появляется пароходное сообщение, идет активное строительство железных дорог. И все же по темпам развития Россия будет все более отставать от Запада. Реформы 60-х гг. стимулируют развитие страны, более ускоренный рост экономики и российского капитализма, общую демократизацию жизни российского общества. Но в условиях сохраняющегося самодержавия, когда императору по прежнему принадлежала вся полнота законодательной и исполнительской власти, эти перемены не были существенными. Реформы так и не смогли приспособить архаическую самодержавно-крепостническую систему к требованиям современности.
В целом Россия в этот период совершила ряд головоеружительных оборотов, то проходя то серию реформ, то полосу контрреформ. Набрав на их осуществление необходимый разгон, страна в начале ХХ века подошла к революциям, которые одна за другой и довершили дело уничтожения старого общества.
Культура стала ареной идейной борьбы.
Углублял критицизм сознания передовых деятелей эпохи широко развернувшийся процесс демократизации культуры. Он был связан с приходом в нее представителей непривилегированных сословий, так называемых разночинцев, обнаруживавших живой интерес к жизни «бедных людей». Так, в культуру прочно вошла тема народа, которая отныне станет определяющей для всех направлений духовных поисков интеллигенции. Глубокому усвоению корней народной культуры будет способствовать широко развернувшаяся в 19 веке кампания по сбору фольклорного материала. В итоге ни одно классическое произведение столетия не избегнет воздействия народного творчества. Это в свою очередь, предопределит рост национального самосознания, будет способствовать пониманию единства русской и мировой культуры.
Однако размежевание русского общества на слой социально активных, образованных людей и народную массу имело и свои отрицательные, далеко идущие последствия. Интеллигенция в своей неистовой вере в народ и слепой заботе о его интересах на каком-то этапе превратили эту веру и заботу в фетиш народопоклонства. Идеализируя народ, интеллигенция все дальше отходила от понимания его реальных нужд. В конце концов интеллигенция и народ оказались разделенными непроходимой пропастью, что трагически сказалось на мироощущении передовых людей начала ХХ, «Серебряного» века.
Эпоху 19 века принято подразделять на следующие этапы: первая половина – предреформенная культура и 60-90-е гг. – пореформенная культура.
ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЙ ДУХОВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Отечественное искусство проходит путь, близкий европейскому. Так, первая треть века проходит под знаком романтизма, вторая – реализма (в частности, критического реализма), последняя – Декаданса.
В 19 веке в ЕВРОПЕ обозначенные Новым Временем парадигмальные установки (рационализм, либерализм, сциентизм и пр.) достигают своей кульминационной точки. Создается совершенно новый фон бытия человека (и физически, и социально) 3 фактора сделали возможным его создание: демократия, экспериментальная наука и индустриализация.
Никогда ранее технические новации не меняли так образ культуры. Неслыханно вырастает техническое господство человека над материей, временем и пространством. Эпоха открытия энергии пара и электричества, телефона и телеграфа, новые скорости и средства связи создали возможность преодоления времени и пространства. Мир одновременно и сузился, и расширился. Появились первые формы промышленного искусства (дизайна).
Европейцы живут все более комфортно и во все более искусственной среде. Новые миллионы людей, приходившие из деревни, втягивались в городской образ жизни. Городская культура всецело задает тон: именно здесь сосредоточена социально-политическая, научная и художественная жизнь (появляются и новые формы фольклора: городской романс, шансон, анекдот). Массовая индустриализация привела к резкой поляризации труда на низко- и высококвалифицированный.
Новые условия производства потребовали развития массового образования – основы культурного прогресса. Стремление к овладению знанием, преодолению невежества охватило большие слои населения (среди форм популяризации знания – романы Ж.Верна).
Наука и искусство 19 века вступают в новую исследовательскую стадию: утверждается системный подход, изучение процессуальности, генезиса и динамики (в биологии – теория Ч.Дарвина, в астрономии – теория Канта-Лапласа, в политэкономии – учение – К.Маркса). Своеобразным художественным эквивалентом исследовательского анализа (взаимоотношения социальной среды и личности) может служить искусство критического реализма.
В 19 веке оформляются отдельные ветви целого ряда наук. Все больше возрастает интернациональный характер науки (международные форумы, всемирные выставки).
В 19 веке культурное пространство поляризуется на массовую, развлекательную («для общего пользования») и элитарную («для избранных, посвященных») сферы.
В 19 веке искусство впервые берет на себя роль судьи над миром. Для него характерно отсутствие какой-либо единой эстетико-стилевой доминанты. Складывается новый, децентрализованный» тип художественной культуры. Характерен полистилизм. Отныне искусство отличается асинхронностью в развитии, пестрым разнообразием стилей, борьбой противоположных тенденций.
РОМАНТИЗМ был последним крупным целостным общеевропейским образованием в культуре и искусстве. Он был пронизан настроениями сомнения, отрицания, вызова и разочарования. Он был пронизан пафосом самопознания и исповедальности. Среди выдающихся романтиков: литераторы (Байрон, Шелли, Гюго), композиторы (Шопен и Шуберт, Лист и Вагнер), живописцы (Делакруа, Тернер). Просветительскому рационализму романтики протовопоставили ценность внутренней духовной жизни личности, живущей полнотой чувств и воображения. С помощью воображения человек переносится в иные культурные миры, творит их сам. Отрекаясь от ненавистной реальности, романтик вступал в неизведанные зоны собственного духовного бытия, постигал в себе нечто уникальное, принадлежащее только ему. Романтизм всегда узнаваем неприятием буржуазной действительности, что порождало меланхолию, чувство одиночества, мечтательность. Романтики стремились вернуть миру его тайны, мистику, многозначность и глубину:
«В одно мгновенье видеть вечность.
Огромный мир – в зерне песка.
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка» (У.Блейк)
Романтизм защищал в человеке личность от буржуазной заземленности, корыстолюбия и стандарта. Романтический герой – чудак, мечтатель, одиночка (персонажи Э.Т.А.Гофмана), бунтарь, герой (персонажи Байрона, Шелли, Мицкевича).
Романтизм - искусствоцентричен. Провозглашалась идея синтеза искусств. Самым же романтическим видом искусств стала музыка.
Ко второй трети XIX века романтизм в искусстве сменяется РЕАЛИЗМОМ. Поколение реалистов уже не мистифицировали мир, а оценивали, анализировали.. Потребовался общественный исторический опыт, чтобы трезво оценить действительность. «Низкая проза» жизни, которой так пренебрегали романтики, все активнее вторгалась в жизнь. Новый этап а развитии искусства был связан с попытками постичь закономерности жизни, материальные, социальные факторы, обусловливающие поведение людей, их характеры и судьбы. В поисках скрытого смысла исследовались объективные силы лю.дских действий, обнажались механизмы функционирования социальной жизни.
Искусство стремится изображать реальность в ее подлинном существовании, воссоздавать и познавать современную социальную жизнь человека (романы Бальзака, Диккенса), изображать конкретные явления природы и действительности (как в живописных картинах с натуры: Т.Руссо). Искусству полагалось быть жизнеподобным. У реалистов более нет «толпы» (как у романтиков), а есть разные лица и разные судьбы. История «маленького человека» может стать предметом глубокого художественного анализа. Реализм неизбирателен в выборе тем и сюжетов. Реализм улавливает главные «болевые точки» эпохи, приобретает критическую направленность. Открытием критического реализма было изображение социального характера, образа, воплощавшего типические черты своих современников. Главная тема: «Человек и жизненные обстоятельства».
В последней трети XIX века искусство вступило в эпоху ДЕКАДАНСА. Это явление вобрало в себя симптомы духовного кризиса в культуре конца века, найдя выражение в настроениях разочарования, безнадежности, пессимизма. Появились мотивы «утомленности культурой», «заката Европы».
Устами двух «властителей дум» в европейской философии – А.Шопенгауэра и Ф.Ницше провозглашается опасность «мнимого европейского благополучия»: дальнейшее омассовление культуры ведет к господству посредственностей; рационализм сознания обескровливает его; технический прогресс, результаты и последствия которого человек не успевает осмыслить, таит угрозу для будущего. Цивилизация поглощает культуру (духовное начало). Слова Ф.Ницше «переоценка ценностей» стали общим достоянием века. Согласно философу, разрушиласть вся система традиционных ценностей, выявив свою нигилистичность. «Бог умер, - говорит Ницше, - мы его умертвили», «мы распались на мелкие куски», «потеряны все жизненные основания». Поэтому, по его представлениям «героизм времен упадка» в том, чтобы стать «по ту сторону добра и зла», противостоять действительности и власти толпы. Трагическая и саморазрушительная позиция!
Между тем, в рамках культуры Декаданса искусство открывает новые художественные горизонты. Оформились оригинальные стили: символизм и импрессионизм.
Индивидуализм как стиль жизни нашел особое завершение в символизме. Теоретиком его были поэты Ш.Бодлер и С.Маллармэ. Для Бодлера (книга стихов «Цветы зла») его время – это ад на земле, поскольку Зло и Порок обрели вселенские масштабы, вокруг – растлевающий упадок, подчинение духовности – подлости и корысти.
Символисты противопоставляли пошлому миру умозрительные образы идеальной, недостижимой красоты. Они апеллировали к интуиции своего читателя, стремясь породить у него особое настроение, позволившее бы ему приобщиться к сокровенной мистической тайне бытия. Для символистов только искусство «преодолевает» эпоху при помощи воображения. Путь – через силу символа. Символизм сумел стать общекультурным европейским явлением, проникнув в стихию театра (М.Метерлинк), музыку (А.Скрябин), живопись (М.Врубель).
Импрессионизм (с франц. – «впечатление») получил свое название от знаковой картины К.Монэ «Впечатление. Восход солнца» (1874 г.) Французские живописцы-импрессионисты (Э.Манэ, Э.Дега, О.Ренуар, К.Писарро) были убеждены, что темой картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. Для них важно не что видишь, а как, познание «зрительной сущности вещей». В импрессионизме раскрывается способность видеть мир непосредственно, интуитивно, инстинктивно. Основа их сложной живописной техники – теория разложения цвета (не смешиваемые, чистые основные цвета спектра). Излюбленный мотив: игра света и воды. Импрессионизм своеобразно преломляется в музыке (К.Дебюсси, М.Равель), даже скульптуре (О.Роден: «Поцелуй», «Вечная весна» и др.). Позднее оформился и пост-импрессионизм (П.Гоген, Сезанн, Ван-Гог и др.)
В целом, история европейского искусства XIX века в своих вершинных проявлениях связана судьбой творческой души, Личности, противостоящей воинствующей бездуховности, серости, утилитарности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.