Тема 5: Формирование русской культурной идентичности (от Московской Руси к Петербургской России)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План: 1) «Московский» период развития отечественной культуры: основные характеристики второго цивилизационного цикла.

  2) Великорусский культурный архетип. Тип мышления. Феномен юродства.

           3) «Славянское Предвозрождение»: особенности, противоречия.

           4) Новая царская династия. Культурный раскол. Духовная жизнь России 17 вв.

           5) Петербургская Русь и культурные реформы Петра I.

С закатом Киевской Руси завершается первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного архетипа приходится на следующий период в истории России. Он формируется в эпоху Московского царства в XIV-XVII вв. Происходит формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между Востоком и Западом и непримыкание ни к одному из них, перемещение центра страны на северо-восток.

В Московский период русской истории зарождается новая, «евразийская» цивилизация, доминантной формой интеграции которой становилась государственность, формирующая на православно-византийской основе особый ценностно-нормативный порядок. Изменяется также социальный генотип России: страна переходит с эволюционного на мобилизационный путь развития.

С XII века началась активная миграция из Киевской Руси и междуречье Оки и Волги. Происходило смешение русских славян с народами финно-угорской группы, началось формирование русской народности – великороссов. Земли заселялись быстро, но в отличие от Киевской Руси здесь было мало городов. Переселенцы жили в другой географической среде, в лесах. Происходило становление иного образа жизни. Жизнеобеспеченность требовала больших физических усилий, тяжелого труда, на который они были обречены на столетия. Монголо-татарское нашествие задержало развитие страны. Были разрушены города, села, ремесла, утрачена культура земледелия. Сократилась численность населения. Становление субцивилизации Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. С одной стороны – неприязнью к завоевателям, с другой – Орда была метрополией.

В XIV-XV вв. на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Социально-политическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве, несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV века, когда Орда приняла ислам. При этом Русь оставалась христианской и с падением Византии (1453 г.) под власть турок-османов русская православная церковь обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного (католического и протестантского) христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей православия, принимает миссию спасения, возрождения и распространения православия. Покорение турками болгар и сербов (братьев по православной вере), подчинение Украины и Белоруссии власти Речи Посполитой приводит к тому, что Великая Русь остается единственным независимым православным государством (в 16 веке на Руси учреждается патриаршество, и русская православная церковь становится автокефальной). Московская Русь осознает «Святой Русью», а Москва – «третьим Римом».

Развитию москвоцентризма способствовал также внешний фактор – Великое княжество Литовское, где в XV веке многие русские города получили статус самоуправления и пошли по пути развития общеевропейской модели. Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе – антагонизм между православием и католицизмом. Духовными символами Руси стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской. Троице-Сергиева Лавра, основателем которой стал Сергий Радонежский, стала оплотом собирания и духовного возрождения страны.

Окончательное избавление от татаро-монгольского ига произошло в 1480 году (после знаменитого «стояния» русских войск и войск хана Ахмата на реке Угре при Иване III). С 1480 г. Русь перестает платить дань Золотой Орде. С 1547 г., с венчания Ивана IV на царство, Русь становится Россией, Российским государством. Иван IV не принял европейский тип светского государства. Его идеал – неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью.

В основе социальных связей – министериалитет, когда слуга находился в прямой и безусловной зависимости от господина (в отличие от системы договорных отношений в европейском феодальном вассалитете, где для разных слоев общества допускались определенные права и привилегии, ограничивавшие власть монарха). Холопами были все, кто не входил в великокняжескую, царскую семью («Яз, холоп твой, Васюк Шуйский»).

Опричнина, воцарившаяся в правление Ивана IV стала своеобразным “политическим карнавалом», когда царские опричники вели себя как завоеватели в собственной стране. В результате проблема власти и государства решилась в пользу власти, ликвидировав экономически независимую власть собственника, который мог стать основой будущего гражданского общества.

При Иване Грозном в 16 веке произойдет окончательное огосударствление церкви, определенный отход от прежних духовных принципов православия. Церковь утвердит идеал абсолютного повиновения человека, утверждая тем самым полное бесправие людей перед властью. Воцарятся определенные признаки азиатчины, деспотизма, восточного бюрократического централизма, презрительного отношения ко всякой производительной деятельности. Утвердится холопско-подданнический тип социальных связей, «чинность» человека или «урядство»: его оценка не по внутренним качествам и талантам, а по положению в обществе. Каждый человек должен был занимать свое отведенное ему место в общем «ряду», т.е. порядке общества.

К XVI веку формируются специфические черты русского культурного архетипа, менталитета, среди которых:

ü Коллективизм и слабо выраженное личностное начало;

ü Приверженность ценностям православия;

ü Приоритет государства, интересов державы: драматически обретенная в ходе борьбы за независимость русская державность считалась главным национальным достоянием, ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.

Осуществлялся переход от прежнего этапа с его разорванностью общества и культуры на 2 части: крестьян – полуязычников, жителей лесов, с одной стороны, и христианско-православного мира (князей, церкви, горожан, крестьян ополий), с другой – в единое российское общество. Экспансия Московского государства привела к ликвидации последнего очага древнерусской цивилизации – новгородской субкультуры, которая внутренне была открыта для диалога с Западом.

Русское общество, перейдя на мобилизационный путь развития, не перестало быть в целом традиционным (сохранение крестьянской общины, артельных форм). Традиционный человек идентифицирует себя с обществом. Русскому человеку был присущ и традиционный стиль мышления: не спорить, а находить способы примирения с существующим положением вещей.

Как проявление своеобразной «контркультуры» характерным явлением в Московской Руси станет юродство: мнимое безумие и самоуничижение человека, которое на самом деле означало обличение пороков и вечную русскую тоску по правде. Балансируя между смешным и серьезным, смех юродивых демонстрировал всю бессмысленность и нелепость существовавших социальных отношений. Юродство имело 2 стороны – пассивную и активную. Первая предполагала аскетическое самоуничижение, оскорбление и умерщвление плоти. Вторая – требовала «ругаться миру», обличать пороки и грехи сильных и слабых, не обращая внимания на общественные нормы приличия. Расцвет юродства - именно русского национального явления - приходится на XV- первую половину XVII века. Лицедейство, притворное самоунижение, было свойственно даже Ивану Грозному. Разрушая, смех юродивого и созидал, хотя и только в воображении, мир разрушенных иллюзий, мир, свободный от условностей. Своим поведением, смехом русский юродивый показывал, что современный ему мир культуры является лживым, лицемерным, несправедливым. Юродство – это тоска по правде и любви.

Для традиционного типа мышления русского человека были характерны также догматизм и авторитаризм. Прежде всего, это выражалось в абсолютизации положений и оценок, содержащихся в Священных текстах. Кроме того, отчетливо просматривалась «боязнь» всего западного, католического религиозного влияния и латинской образованности, основами которой были философия и наука.

Так, издеваясь над литовскими послами, он надел литовскую шапку на своего шута и велел по-литовски преклонить колено. Когда шут не сумел этого сделать, царь сам преклонил колено и воскликнул «Гойда, гойда!»

До Ивана Грозного русское чувство национальности составляли 3 компонента: русская земля, православная церковь и власть русских князей. К концу XVI века появилась идея святости народа, трон же отделяется и от «святости», и от «народа». Общеупотребительным становится выражение «святая Русь».

Доминантой российского типа становится ее интровертный характер: открытая для внешних воздействий, она внутренне к ним не восприимчива в силу веками выработанного культурного иммунитета и «подозрительного» отношения к другим, чуждым ей культурам. Это позволяло сохранять свой самобытный характер. Уже упоминавшееся мессианство остается неотъемлемой чертой российского мышления.

Характерным признаком русского типа культуры становится монументализм, склонность к грандиозным формам культурного самовыражения и самоутверждения.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 328.