План: 1) Просвещение как общеевропейский культурный феномен.
2)Особенности Российского Просвещения. Развитие системы образования.
Понять особенности отечественного Просвещения и его роль для дальнейшего развития российской культуры и искусства можно лишь поставив его в общеевропейский исторический контекст. Все это хорошо выявляет как общетипологические признаки культуры Просвещения, так и характерную – русскую национальную специфику.
Эпоха Просвещения в Европе завершила переход к новому типу культуры. Просвещение XVIII века - последнее в истории культуры столетие, общий мировоззренческий фон которого еще собирается в общую, единую, определяющую характеристику.
В отличие от идеалистических утопий эпохи Возрождения (Ренессанса) просветительские социальные программы XVIII века носили уже не отвлеченно-теоретический, а сугубо практический характер, были нацелены на коренное и незамедлительное переустройство усовершенствование существующего миропорядка.
Люди XVIII века называли свое время столетием «Разума и Просвещения», «Веком совершеннолетия человечества» (И.Кант).
Родиной идеалов Просвещения была Франция. Рождение просветительских доктрин в этой стране было вызвано нарастающими противоречиями между архаическими монархическо-феодальными порядками и стремительным прорывом общественной мысли к пониманию внесословной самоценности личности, к идеалам социального равенства, свободы, братства. Причины этого разлада образованные мыслители Франции видели в отсталости и необразованности народных масс. В невежестве и предрассудках виделась главная причина человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, в философской и научной деятельности. В свободе мысли – путь культурного и социального прогресса. Поэтому просвещение народа стало главной задачей их деятельности. Они пытались воспитать у французов независимость суждений, внутреннюю свободу, чувство самоуважения.
Уже гуманисты Возрождения XV-XVI веков выступали за умственную свободу и были противниками наследственных привилегий. Просвещение XVIII века стало синтезом культурных парадигм ренессансного гуманизма и Реформации на почве роста личностного начала.
Просветители отстаивали идеи общественного равенства и личной свободы, интересы среднего класса. Эти идеи, прежде всего, овладели сознанием «третьего сословия», из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Буржуазия не пользовалась важными наследуемыми социальными привилегиями, которые принадлежали духовенству и дворянству, и поэтому выступала и против самих привилегий, и против поддерживающих их государственной системы. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Эти люди не могли довольствоваться своим положением в обществе и придворно-аристократической культурой века Людовика XIV. Феодально-абсолютистская и клерикальная культура еще занимали ключевые позиции в обществе при помощи строгой цензуры научных, публицистических и художественных произведений. Но эта феодальная культура уже перестала быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни людей, живущих в атмосфере кризиса феодально-абсолютистского строя. Т.о., мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении – антифеодальном по содержанию и революционном по духу.
Идея ествественного права личности, принадлежащего ей по рождению, данного Богом безотносительно к общественному положению, вероисповеданию, национальности стала одной из самых важных культурных идей XVIII века.
Просветителей отличало стремлениене просто размышлять, но действовать («Вначале было Дело»).
Воцарился воинствующий атеизм («Штурм Неба»). Церковь обвинялась в распространении суеверий, предрассудков и невежества, в неспособности людей критически оценивать действительность, поступать самостоятельно, не по внушениям извне. Средневековые представления, освящаемые авторитетом церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике.
Напротив, науке в деле всеобщего просветления умов важнейшая роль отводилась науке, лидирующей по четкости аргументации, строгости суждений, определенности выводов. Просветители в большинстве были ученые, философы и литераторы: Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье, Даламбер, Гольбах и др. Плодом усилий деятелей просвещения стало издание 35-томной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Способствуя распространению реальных знаний, совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули социальный интерес в сторону естествознания, а последнее сориентировали на обслуживание материальных интересов, подчинили общественной пользе.
Просветители продолжили теоретические поиски своих предшественников в выработке целостных представлений о мироздании: «истинных систем». Последние излагались в виде сводов, готовых к употреблению, разбитых по статьям законов, регулирующих практически все стороны жизни («Проект конституции для Корсики» Ж.Ж.Руссо и др.). Развивается естественно-правовая теория. Существенный вклад вносится в разработку теорий «общественного договора», «гражданского общества».
Просветители отмечали великую воспитательную роль знаний, новой литературы, как в целом, воспитания: все формируется под влиянием определенной социальной среды. Наряду с культом Разума, просветителям свойствен особый культ Природы, естественного начала, что было обусловлено представлением, что на заре становления культуры все люди были равны и свободны, не существовало ни частной собственности, ни сословий, ни прочих форм неравенства.
Просветительские размышления о культуре и цивилизации (Вольтер, Мирабо, Руссо, Гердер) впервые тесно связаны с общественной практикой. Сама идея культура демистифицируется, помещается на прочные объективные основания. Так, Гердером культура рассматривается, с одной стороны, как «уровень общественного состояния человечества», с другой – как «мир человеческого творчества», становящийся в результате борьбы человека с противостоящей ему природой.
Как уже было сказано, классической страной Просвещения считается Франция (хотя свои ареалы просветительской культуры формируются в Англии, Германии, Италии), а французский язык становится языком международного общения.
Английское Просвещение носило религиозный и политический характер и началось ранее всего. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.) стали называть вольнодумцами (англ. - free thinkers). Это название прочно вошло в европейские языки.
Во Франции было закреплено победой революции 1789 г. В Германии оно приняло характер «просвещенного абсолютизма», не проявляясь в политических событиях, а уходя во внутреннюю духовную жизнь, философию и литературу. В Италии Просвещение проявилось в антиклерикализме.
В период Просвещения расцветает материалистическая философия, складывается школа немецкой классической идеалистической философии, политэкономия стала наукой, произошла революция в естествознании, научные открытия внедрились в производство. Просветительские идеи стали объединяющим началом европейских государств.
Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово «культура» впервые стало определенным, общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали и мыслители, и простая публика.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Условно в европейском искусстве XVIII века выделяют 2 этапа. Первый связан с завершением поздних форм стиля барокко и выделением стиля рококо. Второй этап – возвращение видоизмененных идеалов классицизма и зарождение предромантического движения и сентиментализма, получивших развитие в следующем столетии.
Классицизм стал господствующим стилем в зодчестве, отчасти в скульптуре и живописи, театре и музыке.
ТЕАТР, наряду с литературой, в силу своей массовости и наглядности, выдвигается на роль ведущего вида искусства. Многие просветители были превосходными драматургами (во Франции: Вольтер, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо). От классицистских традиций драматургия перешла к реалистическим. Театр получил новую общественно-воспитательную роль. Таково творчество П.Бомарше («Женитьба Фигаро»), Р.Шеридана в Англии («Школа злословия»), К.Гольдони в Италии («Слуга двух господ»).
Раскрепощение художественного слова – одна из знаменательных черт эпохи. Здесь и хлесткая публицистика (Вольтер «Кандид»), и сентиментальный семейно-бытовой роман с «простыми» героями (Ричардсон), и социальный роман-аллегория Дж.Свифта («Путешествия Гулливера»), и «самый просветительский» роман Д.Дефо «Робинзон Крузо».
Столь же реалистичной, социально обличительной становится и живопись Просвещения, особенно англичанина Уильяма Хогарта. Хогарт изображал современную ему жизнь, нравы аристократов, пороки общества: распущенность, мотовство, продажный суд. Выразителем революционного классицизма во Франции стало творчество Ж.Л.Давида («Клятва Горациев», «Смерть Марата»). В творчестве французских художников Ж.Б.Шардена и Ж.Б.Греза отражены уютные жанровые бытовые сцены, добронравные семейства, мир домашних вещей. Это проявление сентиментализма в просветительской живописи. Выдающимся живописцем эпохи стал испанский художник Ф.Гойя (картины «Испания, Время и История», серия офортов «Капричос» и «Ужасы войны»).
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
На рубеже XVII-XVIII вв. обнаружилась невозможность дальнейшего развития России в контексте мировой цивилизации как самостоятельного субъекта международных отношений в рамках прежнего маргинального типа культуры Московского царства. Исторически было необходимо встроить русский культурный архетип (с его интровертностью и веками выработанным культурным иммунитетом, с его ригоризмом и мессианством, с его патернализмом и этатизмом, отождествляющим власть и авторитет, с его иррационализмом, выражающимся в непредсказуемости и непознаваемости русской души) в новую, динамично развивающуюся, прогрессивную на тот момент, общеевропейскую модель развития.
В целом, в российской культуре XVIII века можно выделить несколько условных этапов.
Первый период охватывает конец XVII – первые десятилетия XVIII века и несет отпечаток преобразований Петра I Великого, правившего страной с 1682 по 1725 г. Это время заложило основы культуры Просвещения, выпестовало новую идеологию. Это т.н. Раннее Просвещение, начало «русской европейскости», что было связано с деятельностью сподвижников Петра I (проповеди Ф.Прокоповича, сатиры А.Кантемира, портретная живопись И.Никитина и А.Матвеева, историография В.Татищева: «5-томная «История Российская»). Признавая приоритеты Европы в цивилизованном обустройстве жизни, Петр был лишен какого-либо низкопоклонства перед Западом. При Петре Россия вышла к морю, укрепила свои рубежи, расширила границы и стала равноправным партнером в общеевропейских делах – военных, торговых, государственных, а позднее и культурных.
Второй этап приходится на 30-50-е гг., что совпадает с периодом правления Анны Иоанновны и дочери ПетраI Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.)
Последний период связан с правлением Екатерины II (1762-1796); он охватывает 60-90-е гг. XVIII века. Это была кульминация Русского Просвещения.
Россия, вглядываясь в новый, непривычный для нее мир европейских муз через «окно», «прорубленное» Петром I, оказалась втянута в общий процесс европейского просветительского движения.
Конечно, Просвещение не было подготовлено в России внутренним развитием страны. Его идеи были позаимствованы в основном у французов отечественным интеллигентным дворянством.
Само слово «Просвещение» вошло в лексику россиян, прежде всего как символ нового мироощущения и общественных преобразований. Просвещение понималось как деятельность для «общественной пользы»; словосочетание «просвещенный век» употреблялось в связи с желанием отделить эпоху «разума» от предшествующих столетий «мрачного средневековья». В российской империи усилился разрыв между верхами и низами общества; церковь, подчинившись государству, утратила возможность быть духовной воспитательницей народных низов.
Стремление к усовершенствованию человеческой натуры, вера во всесилие просвещенного монарха – все это роднило идеалы просветителей Франции и России. Российское самодержавие вступило в эпоху просвещенного абсолютизма в годы правления императрицы Екатерины II (1762-1796).
В общественном сознании все более возрастал интерес к гуманитарным аспектам культурного развития, осознавалась несовместимость крепостного состояния с назначением человека. Поэтому центральное место в русском просветительском движении заняла борьба с крепостничеством. Просветительские идеи внесословной самоценности человека, воспитания совершенного человека, искоренения невежества – главной причины общественных пороков оказались актуальны для отечественной культуры. Отношение к западным просветительским теориям было не догматическим, а скорее служило поводом для споров и размышлений.
Просветители с различной степенью глубины и обоснованности стремились проанализировать общественные отношения и государственные формы с позиции свободного, ничем не ограниченного разума. Деятели Просвещения верили в общее благоденствие и искренне желали его. Сталкиваясь с жадностью, лицемерием, ханжеством, духовным убожеством, просветители бичевали эти пороки, считая, что их причиной является невежество. Они были уверены, что путем просвещения, критики, развития образования можно прийти к лучшему обществу. Впервые с критикой наиболее уродливых черт крепостничества выступили в 60-е гг. участники конкурса Вольного экономического общества и депутаты Уложенной комиссии и среди них русский просветитель Я.П. Козельский. Он утверждал, что «выполировать народ иначе нельзя, как через облегчение его трудностей».
Новые просветительские концепции утверждали, что наука – надежное средство господства над силами природы, а государство, законы – чисто человеческое, а не божественное установление, следовательно, люди могут их изменять и совершенствовать, исходя из изменяющихся целей и потребностей. Отсюда же берет начало представление о государстве как идеальном инструменте воспитания добродетельных подданных, заботящихся и об общем благе, испытывающих чувство долга перед обществом.
В отличие от западноевропейского Просвещения в российской культуре носителями просветительских идей выступали представители дворянско-разночинской либеральной оппозиции. В российском просветительском движении сложились 3 крыла: консервативное, умеренное либеральное и революционное. Ярким представителем первого был М.М.Щербатов, решительный противник ликвидации крепостничества и резкий критик деспотизма и безнравственности императрицы. Его труды, в том числе фантастическое сочинение «Путешествие в землю Офирскую», повествующее об идеальном государственном порядке во главе с просвещенным монархом, при жизни так и не были опубликованы. Лидером либерального дворянского крыла был Н.И.Новиков. Основоположник отечественной журналистики, он издавал сатирические журналы («Всякая всячина», «Трутень»). В них он высмеивал не только человеческие пороки, но и социальные порядки, будучи в критике их значительно сильнее, чем в определении позитивных путей развития российского общества. Представителем республиканско-революционного крыла стал А.Н.Радищев. В 1790 г. вышла его знаменитая книга «Путешествие из Петербурга в Москву», где впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества было выдвинуто требование их революционного ниспровержения.
Еще одним своеобразным явлением российского просветительства было распространение идей МАСОНСТВА. Это было религиозно-этическое движение, возникшее в России в 30-е гг. XVIII века и существовавшее до его официального запрещения в 1822 г. Видными масонами Екатерининской эпохи Были И.Лопухин и Н.Новиков.
Постепенно складывалось единство национальной культуры. Важным фактором становления национальной культуры стало развитие системы образования. Еще фаворит дочери Петра 1 императрицы Елизаветы Петровны И.Шувалов активно содействовал основанию Московского Университета и Императорской Академии Художеств, покровительствовал «отцу Российского Просвещения» М.В.Ломоносову. Возникают новые школы (например, навигацкая), морская академия. В 1755 году основывается Московский Университет, медико-хирургическая академия, Смольный институт для женщин благородного происхождения. Екатерина Дашкова – директор Императорской Академии наук и искусств, стала видным деятелем российского Просвещения. Был приглашен целый ряд европейских ученых (математик Эйлер, историк Миллер и др.)
Развивалась система образования. Создаются гимназии в Москве и Казани. В губернских городах были открыты четырехклассные (главные), а в уездных – двухклассные (малые) народные училища, по типу приближавшиеся к средней школе. Появились профессионально-художественные училища закрытого типа – Балетная школа при Московском воспитательном доме, Академия художеств. Для подготовки учителей народных училищ в Петербурге и Москве были созданы соответствующие заведения, на базе которых позднее возхникли педагогические институты. К концу XVIII в. уже насчитывалось 550 учебных заведений с числом учащихся более 60 тысяч.
Оригинальным явлением нашего Просвещения была попытка создания «новой породы людей». Восприняв идеи Ж.Ж.Руссо, согласно которой в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека, совершенного во всех смыслах, русские социально-педагогические утописты решили ее осуществить, не учтя, правда, добавления Руссо, что ребенка, дабы изолировать, нужно поместить на Луну или не необитаемый остров.
В 1764 году Екатерина II утвердила разработанное И.И.Бецким «Генеральное учреждение о воспитание обоего пола юношества». Ставилась цель: воспитать «новую породу, или новых отцов и матерей». Предусматривалось создать закрытые «воспитательные училища», куда поступали бы дети не старше 5-6 лет, пока они еще не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Находясь в училише до 18-20 лет, они даже с ближайшими родственниками должны были встречаться только в определенные дни и в присутствии воспитателей. Надлежало воспитывать такие качества, как страх божий, «похвальные склонности», трудолюбие, учтивость, благопристойность, «соболезнование о бедных», знание «домостроительства», «отвращение от всяких дерзостей», опрятность. Интересно, чтов качестве «экспериментального материала» избирали бедных дворянских сирот и вообще неимущих дворян, безродных подкидышей, которых родители были не в состоянии прокормить. Вот кто должен был стать «людьми новой породы». Открытие Московского воспитательного дома нашло в стране немедленный отклик. В Петербурге появился его филиал, крупные администраторы стали открывать подобные учреждения в своих губерниях. Дворяне, купцы и даже смекалистые крестьяне последовали их примеру. Реальная жизнь показала, что сочинять уставы и проекты куда проще, чем претворять их на практике. С такой же быстротой, как оно начиналось, все движение сошло на нет. И все-таки этот эксперимент дал своеобразные результаты. Возникала личность нового типа, с новым самосознанием, которая уже начинала иметь собственное мнение, собственное достоинство и честь.
В целом, культурная сфера стремительно менялась. В 1700 г. по указу Петра I Россия перешла на летоисчисление от «Рождества Христова» (вместо прежнего: «от сотворения мира»: + 5508 лет). В правление Екатерины II («просвещенной императрицы», а точнее «просвещенного деспота») был основан музей Эрмитаж, Вольное экономическое общество, Российская национальная библиотека, Академия Наук. Был осуществлен ряд реформ (в том числе, муниципальных).
Просвещение не существует вне печатного слова. Литературный язык, умение письменно выражать свои мысли в изящном слоге считалось мерилом образованности и воспитанности. Сама русская речь в этот период стремительно менялись. В ней появились обороты и слова, позволяющие публицисту-писателю вести диалог с умным и начитанным читателем. Родилось понятие «просвещенный читатель». Литературным словом пытались лечить пороки и искоренять социальную несправедливость. Гражданский шрифт, газетное дело, журналистика – важные этапы в развитии отечественной культуры Просвещения.
Появились независимые журналы («Трутень», «Пустомеля»), для жаждущей размышлений читательской аудитории. Характерен, в этой связи, едкий эпиграф к журналу «Трутень»: «Они работают, а вы их труд ядите». С эпохой Просвещения начинается трудный процесс самоанализа в отечественном обществе, поэтому важным результатом этого периода и стало формирование зрелой национальной культуры.
Т.о., перед российским обществом стояли задачи совершенствования системы образования и развития ВШ; популяризации знаний, укрепления роли науки и в целом изменение самого мироощущения людей. Стране были нужны деятели разного профиля, разного масштаба – преподаватели, ученые, архитекторы, строители, чиновники для разных государственных служб, дипломаты. Образование из частного дела человека становилось делом национального общественного значения. Возрастает роль товариществ, кружков и организаций, популяризирующих и развивающих просветительские идеи. Стремление к интенсивному обмену мыслями на злободневные вопросы бытия привело к созданию авторитетных содружеств прогрессивной интеллигенции.
Русская художественная мысль XVIII века утверждает презумпцию человеческого достоинства. У А.Крылова это отражено в знаменитом стихотворении «Чин человека»:
Чинов я пышных не искал
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе.
В прихожих ползать не ходил
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе –
Чин Человека
Отечественные просветители (в России: М.Ломоносов – «отец российского Просвещения», который по славам Пушкина: «Завоевал нам просвещенье, не нас поработил ему», Н.Новиков, Д.Фонвизин, А.Радищев, Г.Державин, Н.Карамзин, А.Крылов; в Украине - Г.Сковорода, И.Богданович, В.Капнист, Я.Козельский – выходец с украинского казачества, Рубан и др.) исповедовали высокие нравственные ценности – гражданственность, чувство долга, уважение к личности. Они верили в грандиозную способность человеческого разума переделать мир по иной, более совершенной модели. Среди ученых – Н.Курганов – автор знаменитого «Письмовника» (Краткой Русской Энциклопедии), Десницкий, Аничков.
Так, судьба народа, борьба против ужасающего деспотизма и произвола самодержавно-крепостнической России станет главной темой творчества А.Радищева. (Ода «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву»). Идеал государственного мужа, человека чести и достоинства воспет в поэзии Г.Державина. Сатирическая драматургия эпохи Просвещения нашла высшее свое воплощение в комедиях Д.Фонвизина («Недоросль»). Пафос поэтических од Ломоносова был направлен на прославление русского народа:
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов,
И быстрых разумом Ньютонов
Российская земля рождать.
Величайшие заслуги в развитии русского поэтического классицизма принадлежат М.Ломоносову. Его творчество – живой пример взаимосвязи «наук и художеств». В «Письмах о правилах российского стихотворства» он указывал, что русская литературная речь должна развиваться соответственно ее национальному складу. Несколько веков в отечественной средневековой литературе господствовал церковнославянский язык, разительно отличающийся от живой разговорной практики. Ломоносов, ориентируясь на новых «просвещенных читателей» середины 18 века, решился на реформу стихосложения на основе многообразной и красочной русской речи. Он сумел сблизить книжную речь и просторечие в общедоступный русский язык и создал классицистскую концепцию русской словесности.
В российской литературе все более утверждается метод реализма (просветительский классицизм), обличительство и сатира с их стремлением обнажать правду жестоких, циничных условий жизни, паразитизм дворянства и чиновничества. Характерны в этой связи имена отрицательных литературных персонажей: Хапкиных, Тихокрадовых, Частобраловых, Скотининых и пр. Русскому реализму была присуща социальная злободневность, острая критическая направленность, интерес к конкретному человеку со всей сложностью его душевного мира. Именно Фонвизин и стал автором первой реалистической комедии («Недоросль»).
На исходе столетия русскую литературную жизнь наряду с реализмом определял еще один художественный стиль, провозглашавший культ естественного чувства и стремившийся освободить человека от власти среды – сентиментализм. Его расцвет связан с творчеством Н.Карамзина («Бедная Лиза»).
В изобразительном искусстве наряду с портретной, батальной, пейзажной и исторической живописью ведущим жанром оставался портрет. Среди портретистов эпохи – 3 великих мастера: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский. Проповедью личной, внесословной ценности человека пронизано их портретное наследие.
Первыми выдающимися мастерами отечественной скульптуры были Ф.Шубин («Екатерина II-законодательница», бюсты Павла I, Ломоносова, Потемкина, Шереметьева и др.). Символом Петербурга станет «Медный всадник» на Сенатской площади, созданный французским ваятелем Э.Фальконе.
В российской архитектуре Века Просвещения на смену барокко в 60-е гг. приходит классицизм с его обращенностью к античному наследию и простотой.
Так, Петровское барокко (Петропавловский собор, Летний дворец Петра, Александро-Невская Лавра) сменяется Елизаветинским барокко (Зимний дворец Растрелли) и Екатерининским классицизмом (Большой Эрмитаж, Императорская Академия Художеств).
Глобальная идея российской государственности наиболее зримо воплотилась в архитектуре новой столицы – Санкт-Петербурга, основанного в 1703 году на пустом месте и в рекордно короткие сроки.
Классицизм воплощал идеи поступательного развития, гармонической упорядоченности, простоты и величия самой большой страны. В архитектуре использовались классические античные ордера, сдержанность и монументализм композиции.
В основе планировки классицистских зданий – правильные геометрические формы, центральный корпус зданий соединялся с боковыми флигелями посредством галерей, фасады строений украшались колоннами и скульптурами. Среди архитекторов: В.Баженов (дом Пашкова в Москве), М.Казаков (старое здание Московского Университета, Сенат в Кремле), итальянец Д.Кваренги (Академия наук на набережной Невы, Английский дворец в Петергофе).
В целом, русское искусство эпохи Просвещения отразило всю сложность и неординарность духовного состояния общества. В нем особо запечатлелись эстетические противоречия, противоположные начала: аристократическая утонченность и простонародная грубоватость, традиционная аскетичная строгость и привнесенная светская фривольность, национальное «свое» и европейское «чужое». На основе диалога с европейскими школами и традициями русской художественной культуре предстояло пройти путь т.н. «ускоренного развития», которое, по мысли отечественного ученого Г.Гачева. позволяло освоить чужой многовековой опыт в гораздо более сжатые сроки. В процессе ускоренного развития возникал особый синтез из привнесенных извне элементов художественного мышления и прежнего отечественного опыта.
Т.о., в XVIII в. мы сталкиваемся с ситуацией нового культурного переворота в истории России, предпосылки для которого вызревали почти 2 столетия. Страна выходит на европейский простор, ускоряется ее сближение с Западом. Новизна проникает во все сферы жизни, ведущей культурной доминантой становится принцип свободы творчества, независимости от мирских и священных авторитетов. В ходе мировоззренческого переворота эпохи Просвещения рождается представление о личности человека, ее внесословной ценности. Российское общество выходит из средевековой вневременности, обретает историю как память о прошлом и урок настоящему.
При этом, в русском обществе рождался культурный раскол и отчуждение между народом и дворянской элитой, перешедшие со временем в кризис, который в конце концов приведет к катастрофическим революционным событиям 1917 г.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 322.