РУССКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СИМВОЛИКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Каждый пласт отечественной культуры (национальной, этнической, региональной, городской и пр.) создает свою культурную семантику, свой особый круг значений, свою символику и образную поэтику, выражающих ее духовную идентичность.

       Культура – коллективная память. Языкам культуры свойственна многозначность. Язык культуры – это средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать к коммуникативные связи друг с другом. Т.о. культура выполняет функции хранения и передачи информации от поколения к поколению. В роли культурных текстов выступает все, что создано человеком: книги, картины, здания, интерьер, одежда и пр.   

Культура выражает себя через мир символических форм, передаваемых от поколения к поколению, при этом, символические формы – лишь внешняя сторона культуры. Только творческая активность человека наполняет символический мир глубоким содержанием. Т.о., культура предстает как богатейший смысловой мир, определяющий способ мироощущения данного народа, выражаемый в знаках и символах. В языках культуры нередко углубление уровней смысла (прямой смысл, косвенный, переносный, латентный, скрытый).

СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ – совокупность знаково-символических систем, с помощью которых кодируется культурно значимая информация. Понимать какую-либо культуру – значит уметь читать ее тексты как носители информации. СЕМАНТИКА – изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения. Знаки (овеществленные носители образов) и символы - знаки, не имеющий предметного значения, через который передается глубинный смысл самого объекта, абстрактные понятия и идеи: («Голубь мира», «Русь-Тройка») организуют, упорядочивают культурное пространство. С помощью символов более глубоко и многогранно улавливаются связи, через конкретное происходит восхождение к сущностным граням действительности. Через мир символов человек ищет порядка, ищет мудрости и ясности. Процесс символизации окружающего мира сопровождает всю историю развития человечества. Символическое мышление – глубинная основа нашего сознания.

       Подобно другим культурам мира, русская символика столь же многогранна, фокусирует разные грани духовности своего народа (или народов России). Такова государственная (официальная) образность, мифорелигиозная, фольклорная, числовая, цветовая, а также символика, связанная со своим природным ландшафтом.

       Так, государственная символика Страны-Отечества кодирует значимую информацию (заимствованный у Византии династический двуглавый орел на гербе и мифорелигиозный образ всадника-Георгия, копьем поражающего Змея; 2 главы как схождение культур Востока и Запада).

       Символический смысл приобрел ряд образов русской природы:

  • МАТЬ-ЗЕМЛЯ - амбивалетный символ, олицетворяет и чрево, из которого все происходит, и могилу, в которую все возвращается; подательница всех благ; женское начало. В союзе с Небом дает нам мир, в котором мы живем;
  • ПУТЬ-ДОРОГА – центр и путь – основные элменты мифопоэтических представлений пространства. Русские – «движущийся этнос с самосознанием оседлого» (странники, «калики перехожие», «нищеброды», переселенцы) Неустроенность, бесприютность жизни актуализировада данный архетип как образ Хаоса, противостоящий стабильности дома, освоенного культурного пространства. С дорогой связаны скитания, поиски судьбы и счастья.
  • СТЕПЬ – «тревожно-недобрая» степь – пограничье своего и чужого пространства, страха и вольницы; пространственная пустота;
  • ЛЕС – символ «среднего мира», место инициаций и испытаний для человека. Амбивалентен: и страшное место, где можно заблудиться, и место спасения, защиты, укрытия (партизаны);
  • САД - символ созидания идеального мира взаимоотношений человека с миром

В народной русской семантике МЕДВЕДЬ давно уже стал символическим олицетворением России (Олимпийский мишка, геральдика городов Вел.Новгорода, Ярославля, Перми и др.), доходя, порой, до гротескных политических карикатур в западной прессе. Среди других символов: АИСТ как символ семейных уз, новорожденных и долга детей перед родителями, БЕРЕЗКА как образ русской девушки (ансамбль «Березка», берестяные грамоты, березовый сок и пр.), РОМАШКА - символ любви и верности. Символизирован и ряд фольклорных персонажей: ЖАР ПТИЦА – символ вечного обновления и возрождения Руси, БОГАТЫРИ – символ защиты Отечества и воплощения разных сословий (крестьянства, дружинников и духовенства) и разных сторон русского характера, ИВАН-ДУРАК и пр. Символизирован и целый круг предметов русского быта (самовар, печь, красный угол и др.), культурно-художественных артефактов: Царь-Колокол (Царь-Пушка, Царь-Ваза), Медный всадник в Петербурге и др. Определенным образом в русской семантике закреплена символика цвета (красный – символ жизни, совершенства; белый: чистота, непорочность, синий – небо, мужское начало…) и чисел (четные – женские, мужские – нечетные; 3- символ духовного единства, 4 – материального единства мира и т.п.).

Символами стали многие русские города, отражая представления об их месте и роли в культурном ландшафте страны (РОСТОВ: «южные ворота» или «ворота Кавказа», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: «окно в Европу»…). Символическую нагрузку несут и многие знаменитые городские улицы (Арбат в Москве, Невский проспект в СПб, Дерибасовская в Одессе). Каждый город (город как текст) поддается своему символическому прочтению. Город – это своеобразный динамичный ансамбль разновременных символических форм. Некоторые символы (например, памятники революционным героям) со временем десакрализируются (теряют возвышающую духовную значимость) в массовом сознании, получают насмешливую, ироническую трактовку у горожан, другие, напротив, воспринимаются по-иному, как символ сопротивления и непокоренности (памятники Ленину в ДНР).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.