| ЗАПАД | ВОСТОК | 
| «Экстравертность» культуры (открытость и восприимчивость к внешним культурным воздействиям ). | «Интровертность» культуры (закрытость, малая степень восприимчивости ко внешним культурным влияниям) | 
| Развитие качественными, прогрессивными рывками вперед | Застойность, инерционность исторического развития. | 
| Антропоцентризм. Природа – Материал. | Космоцентризм. Человек – часть Природы. Природа-Мать. | 
| Человек – покоритель Природы. Познание и преобразование мира. | Поиск духовной гармонии с Космосом, Природой. «Принимать мир таким, каков он есть». Созерцательное, безмятежное, мистическое единение с Природой. | 
| Установка на новизну, постоянное качественное обновление культурных форм | Традиционализм. Установка на воспроизводство уже сложившихся форм образа жизни и социокультурных структур. | 
| Волюнтаризм. | Фатализм. | 
| Индивидуализм. | Социоцентризм. Роль общины, коллективных связей. | 
| «Горизонтальные» социальные связи. | «Вертикальные» социальные связи. | 
| Конфликт отцов и детей (периодическая переоценка новыми поколениями культурных ценностей). | Отсутствие конфликта отцов и детей. Социальная неконфликтность. Принцип терпимости и послушания. | 
| Устремленность в будущее | Устремленность в прошлое. («Будущее существует только для того, чтобы стать прошлым»). | 
| Знание – общественная сила. Эвристика. | Знание – тайна. | 
| Рационализм как форма мышления. Логика. | Мистика. Образно-символическое мышление. | 
| Социальная активность. «Горизонтальные» социальные связи. | Социальная пассивность. «Вертикальные» социальные связи. | 
| Приоритет внешних (законодательно закрепленных) форм свободы человека | Приоритет внутренней духовной свободы человека (через религиозное сознание) | 
| Путь к демократическим формам правления. Власть как договор. Право как регулятор социальной жизни. | Деспотия, абсолютная власть. Властецентризм. «Сакральность» власти. Потребность в сильном, харизматическом лидере. Бесправие. | 
| В хозяйственно-экономической жизни: господство частной собственности. | В хозяйственно-экономической жизни: господство корпоративных и государственных форм собственности. | 
| Постоянная художественно-стилистическая инновационность искусства. Установка на эксперимент, общественный вызов, эпатаж. | Приверженность сложившимся художественным традициям и канонам. | 
Тема 3: Отечественная культура и духовность: символические, мифопоэтические и художественные аспекты русской культурной идентичности
Уникальность русской отечественной культуры объясняется ее духовными основами: ментальными, символическими, мифорелигиозными, художественными, заложенными в глубокой Древности и развиваемые на разных исторических этапах. Поиски ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ оставались основополагающими в истории русской культуры.
Во многом это объяснялось самой природной географией страны. Н.Бердяев писал: «Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же неообъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине».
В масштабах мировой истории русская культура, соединившись с христианством лишь в конце Х века, является весьма молодой, как молода еще и сама русская нация. Молодости же свойственно стремление к самостоятельности и постижение жизни путем проб и ошибок. Не отрицая чужого опыта, отечественная культура всегда искала свой самобытный путь.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 409.