1. Догосударственный период, период русского язычества [сер. II тыс. до н.э. ↔ IX в.]
2. Период правления династия Рюриковичей [862 г. – 1598г.]:
Киевская Русь [сер. IX в. – нач. 12 в.]; 862 г. – установление династии Рюриковичей, 882 г. – утверждение Киева в роли столицы; 988г. – Крещение Руси.
Русское Средневековье [XII - XVII вв.];
Славянское Предвозрождение [XIV - XVвв.];
Московская Русь [с сер.XV в. до сер.XVIв.] – избавление от монгольского ига, «собирание русских земель» и становление централизованного русского государства вокруг Московского княжества [Иван ІІІ, Василий ІІІ]. Увеличение территории более, чем в 6 раз. Формирование новой – великорусской – этнокультурной общности
3. Период «Смутного времени»: 1598-1613 гг.: пресечение династии Рюриковичей. Ознаменован стихийными бедствиями, польской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом правлением т.н. «семибоярщины».
4. Династия Романовых [1613г. – 1917г.]:
«Бунташный век» - XVII в.
Петербургская Русь: Реформы Петра I: [кон. XVIIв. – нач. XVIIIв.]
Российское Просвещение (царствование Екатерины II): [вт. пол. XVIIIв.];
Высшая точка и начало кризиса имперско-самодержавной модели и «Золотой век» культуры и искусства, или Русская классическая культура [XIX в.]
«Русский Серебряный век»: [90-е гг.XIX в.-1917г.];
5. Советский период [1917г. – 1991г.]:
6. Постсоветский период истории культуры России
ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Понятие «цивилизация» было введено в научный обиход в эпоху европейского Просвещения (18 век, Франция). К началу 19 века сложилось 3 взгляда на цивилизацию: унитарный, стадиальный, локально-исторический.
Понятие «цивилизации» выявляет общность черт и закономерностей в жизни разных народов, означает поиск единой, универсальной матрицы развития. Цивилизация - социальная организация жизни, совокупность материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Как целостная система цивилизация включает разные элементы (религиозный, экономический, политический, социальную организацию, систему образования и пр.)
Среди значений:
1) историческая ступень общественного развития (дикость-варварство-цивилизация); признаки достижения ступени цивилизации: государственность, правовой кодекс, письменность, определенный уровень гуманизма и т.п.
2) уровень развития материальной и духовной культуры народа;
3) целостное масштабное наднациональное сообщество, объединенное общими духовными ценностями и идеалами;
4) цивилизация – alter ego культуры (концепция О.Шпенглера, Н.Бердяева и др.), противостоит ей как внешнее-внутреннему, материально-техническое - духовному, всеобщее – индивидуальному, «тело» - «душе». Развитие цивилизации губительно для культуры. Ценностные установки культуры: духовность, личность, творчество, уникальность. Ценностные установки цивилизации – прогресс, рационализм, комфорт, польза, высокий жизненный стандарт, гражданские свободы.
Т.о., если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное; представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, традициях, способах делового и бытового поведения. Цивилизация не совпадает с социально-экономической формацией (феодальной, капиталистической и пр.), поскольку реализует как собственную преемственность во Времени и Пространстве, так и связь с другими цивилизациями.
ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
В историческом аспекте выделяют следующие этапы-цивилизации: аграрная, индустриальная, постиндустриальная-информационная.
На вопрос: сколько в мире существует цивилизаций и как их можно определить, до сих пор нет единого мнения.
В конце 19 века русский ученый Н.Данилевский выделил 4 типа цивилизаций:
первичные, подготовительные (Древний Мир);
одноосновные, представленные прежде всего одной стороной культурной деятельности (например, еврейская – религиозной идеей, греческая – искусством, римская – политикой);
двухосновные (например, романо-германская цивилизация с доминированием науки и экономики)
четырехосновные, еще не проявившиеся в полной мере. Здесь им отмечаются 4 культурные формы: религиозная сторона, политическая справедливость и свобода, наука и искусство). Таковой, по его мнению, должна стать Россия.
О.Шпенглер в работе «Закат Европы» (1914 г.)назвал 8 исторических типов цивилизации: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). 9-я, по его мнению, только зарождается. Речь шла, как не удивительно, о «русско-сибирской» цивилизации!?
А.Тойнби назвал 21 цивилизацию, из них ныне существующие – 8: западная, византийско-ортодоксальная !?, русская, арабская, индийская, дальневосточная!?, китайская, японо-корейская.
Американский социолог С.Хантингтон выделил 8 типов цивилизаций в современном мире: западная (европейская), конфуцианская (китайская), японская, исламская, латиноамериканская, африканская и православно-славянская.
Кроме того, нередко выделяют т.н. мировые цивилизации, связанные прежде всего с распространением мировых религий (христианства, буддизма, ислама), региональные – синтетические, определяемые замкнутостью географического региона и его локализацией (латиноамериканская, дальневосточная). Используют также понятие «глобальной цивилизации», характерной для современного этапа и характеризующейся возрастающей целостностью мирового сообщества.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.