КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1) Этические учения классифицируют на основе представлений тех или иных мыслителей о смысле человеческой жизни.

 

       а) Гедонизм (греч.: «наслаждение»): удовольствие и наслаждение (избегание страданий) как главный смысложизненный ориентир, ибо заложены самой природой (таковы, учение киренаиков в Древней Греции– 4в. до н. э., гуманисты Возрождения 15 –16 вв., французские материалисты Нового времени).

       б) Аскетизм (греч.: «упражняющийся»): в его основе - подавление естественных чувственных влечений, самоограничение, доходящее порой до самоистязания. Таковы, например, некоторые религиозные учения в Древней Индии, джайнизм, образ жизни ряда христианских подвижников.

       в) Эвдемонизм (с греч. «счастье»): смысл жизни видится в стремлении к счастью. При этом, под счастьем понимаются как земные радости, так и небесные. В античную эпоху в полной мере раскрывается в учении Эпикура («великого Садослова»). Затем, естественное представление о счастье реабилитируется у гуманистов-возрожденцев 15-16 вв. Отчасти с этой теорией пересекается этика Нового времени: Д.Юма, французских энциклопедистов и материалистов Просвещения.

       г) Ригоризм  (с лат. «строгость»): главный принцип здесь - подчинение воли человека суровому нравственному закону, строгое и неуклонное его соблюдение, преодоление естественных чувственных склонностей. Это - этика долга. Такова была позиция античных стоиков. На этом принципе основывались средневековые религиозные учения. Такова, наконец, в своей основе этика И.Канта.

       д) Утилитаризм (с лат. «польза»). Польза действительно провозглашается главной нравственной ценностью. Культивируется частный интерес. Этот тип этических учений возникает в результате осознания целесообразного характера человеческой деятельности. Истоки – в рассуждениях древнегреческих софистов. Однако, подлинный расцвет утилитаризм обретает в Новое время (учения английских мыслителей И.Бентама, Дж.Милля) с развитием буржуазных отношений. Нравственность здесь впрямую связывается с реальными практическими интересами людей. Особая ветвь – «теория разумного эгоизма».

 

2) Этические учения можно также классифицировать на основе представлений о природе нравственности.

       а) Идеализм – предполагает божественное, сверхъестественное обоснование нравственности:

                   а1) пантеизм – Бог трактуется как безличное первоначало мира. Безличностное здесь - первично, личность (даже божественная) – вторична. Первобытный мифологический политеизм свидетельствовал о слабости каждого из богов в отдельности. В древнегреческой философии вводится понятие Бога – демиурга, добровольно подчиняющегося высшей необходимости. Такой Бог создает мир по незыблемым, не зависящим от него физическим и нравственным законам. Человеку, чтобы быть нравственным, достаточно самому знать законы добра и следовать им. В эпоху Ренессанса высшая безличная субстанция отожествляется с природой, следовательно, мистический пантеизм переходит в натуралистический.

                   а2) монотеизм – вера в первичность и единственность Бога. Воля Бога – Творца свободна, не связана какими-либо законами. Бог может сотворить любой поступок и в этом смысл чуда (отсюда корни Теодицеи: нравственное оправдание Бога – Творца, его невмешательства в судьбы мира). В этих учениях личная воля Бога является источником нравственности. Ее изменчивость приводит к изменению содержания нравственных требований, ведь человек может даже совершить преступление, но быть оправданным верой. Таким образом, традиционные представления о добре, справедливости, входящих в противоречие с Божественной волей, перестают быть значимыми (таковы, иудаизм, христианство, ислам, таков и религиозный экзистенциализм в философских исканиях 20 века).

                   а3) субъективный идеализм предполагает. что нет реальности вне и независимо от человеческого сознания. Человек являясь сам себе нравственным законодателем, вправе совершать любые поступки, даже противоречащие общепринятым нравственным нормам.

                   а4) автономная этика (autos – «сам», nomos – «закон») означает, что нравственность исходит из ее собственных, законов, не зависящих от природы, общества, Бога, личности. Здесь имеется в виду самодовлеющий смысл нравственных законов. Такова этика И.Канта с ее априорным статусом морали, а также последующие неокантианские учения.

 

                   б) Натурализм (лат. Natura – «природа») - нравственность выводится из естественной природы мира или человека. Следовательно, сюда в известной мере примыкают такие этические учения. как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм. Для натурализма наиболее значимы земные ценности и идеалы. Используются данные и методы естественных наук. Особое развитие, таким образом, натурализм получил в эпоху Ренессанса и прежде всего в Новое время. Оформилось и т.н. эволюционное направление натурализма: человеческие добродетели рассматриваются как продолжение и усложнение природных групповых инстинктов животных (любовь, в таком случае, проистекает не более, чем из простого инстинкта продолжения рода).

                   в) Социальный историзм – природа морали рассматривается в сфере социальной деятельности; нравственные нормы оказываются всецело детерминированы деятельностью людей и зависят от уровня данного общественно-экономического развития. (такова, в частности этика Т.Гоббса, позиция марксизма).

3) Этические учения классифицируются и по отношению морали к разуму.

                              а) Рационализм – был вызван стремлением сблизить нравственность и разум, найти для них общее основание. Так, для Сократа быть знающим и быть добрым означало одно и то же (идея самопознания). Рационалисты Нового времени считают, что нравственные требования не могут быть выведены из эмпирического повседневного опыта, так как имеют всеобщий и необходимый характер. Такова позиция Р.Декарта, Б.Спинозы, И.Канта, Г.Гегеля. Определяющие черты этого направления: доказательность, объективность, разработка понятийного и категориального аппарата этики.

                   б) Иррационализм (лат.irrationalis–«неразумный») - нравственная деятельность опирается не на разум, а на интуицию, веру, инстинкт. Таковы были учения даосизма в Древнем Китае, орфизма в Древней Греции, суфизма в исламе, такова христианская мистика Эриугены в период Средневековья. Позже иррационализм в этике проявляет себя в религиозный экзистенциализме 20 века, философии А.Шопенгауэра. Так, представители экзистенциализма считали моральным законодателем личность, а разум – лишь инструментом подавления ее свободы. В рамках этой теории оказывается проблематичной формулировка общих понятий и законов нравственности, их логического обоснования.

 

4)Этические учения классифицируются на основе представлений о количестве источников морали.

                   а) Монизм – источник нравственного един: Бог (в идеалистических теориях), Природа (в натуралистических), Общество (в социально-исторических). Зло здесь результат своеволия личности.

                   б) Дуализм - существуют два первоначала, как в онтологическом, бытийном, так и этическом отношениях. Это может быть дуализм Духа и Материи; или двух Божественных Личностей (учения зороастризма и манихейства в Древнем Востоке). При этом, одно начало воспринимается как абсолютно доброе, другое – как абсолютно злое. Человек должен сделать выбор.

                   в) Плюрализм - предполагает множественность нравственных начал, обусловленную свободой каждой личности. Такова, например, монадология В.Лейбница. Однако, и при этом подходе, все равно возникает потребность ввести некие универсальные нравственные константы («верховная монада» и т. п.).

 

 5) Этические учения классифицируются по качеству морали: соотношению абсолютного и относительного.

                              а) Абсолютизм (лат. absolutus – «безусловный») - содержание нравственных норм объявляется вечным и неизменным, не связанным с условиями общественной жизни людей.

                              б) Релятивизм (лат.relativus – «относительный») - нравственным нормам придается изменчивый, относительный, условный характер. Таков был исторический путь от древнегреческих софистов к неопозитивистам и нигилистам 19-20 веков. Смысл этического релятивизма в том, что нравственные принципы различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей и связаны с интересами, убеждениями, ограничены условиями места и времени.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этики и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (теоретических и прикладных), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучение процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно-необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя. Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.

Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.

Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д. Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь.

Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных отношениях. Если общая норма является широким и содержательным требованием в отношении преподавателя к педагогическому труду, охватывающим наиболее типичные ситуации, то частная норма морали обобщает и отражает более узкий круг отношений и фактов поступков и поведения преподавателя, раскрывает и конкретизирует лишь часть общего содержания и объема этого требования. Для того, чтобы эффективно регулировать поступки и поведение преподавателя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью и непротиворечивостью, то есть как общие, так и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.

Педагогическая мораль понимается как система нравственных требований, предъявляемых к преподавателю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к обучаемым. Она выступает одним из регуляторов поведения преподавателя в процессе осуществления им профессиональной преподавательской деятельности.

Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 624.