КЛЮЧЕВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ Моральная норма – социально наиболее приемлемая модель поведения, основанная на сознательном и добровольном выборе. Нормы конкретны, фиксирует наилучший вариант действий в конкретных ситуациях;

§ Моральные качества – наиболее типические, устойчивые черты поведения людей: положительные (добродетели) или отрицательные (пороки); ими характеризуются отдельные стороны поведения

§ Моральные принципы задают общие формулы, их которых выводятся нормы (альтруизм, коллективизм, беспристрастность);

§  Моральные ценности характеризуют значение разных духовных (моральных) явлений;

§ Категории морали - понятия, отражающие наиболее существенные элементы морали (добро, справедливость, моральная свобода и пр.).

 

       ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ:

1) Регулятивная функция (устанавливаются и регулируются взаимоотношения людей через нормы, обычаи, заповеди, идеалы и т. п.);

2) Оценочная функция: с точки зрения нравственных норм постоянно оцениваются качества, поступки людей;

3) Ориентирующая: мораль, как «компас», создает тактику и стратегию поведения человека, учитывая его тягу ко злу: «Благое вижу, хвалю – но к дурному влекусь».

4) Мотивационная: человек самому себе доказывает необходимость поступать так, а не иначе.

5) Познавательно-информационная: познание значения плохого и хорошего.

6) Коммуникативная: нравственность и мораль обеспечивают взаимопонимание людей, общение на основе общих нравственных ценностей.

7) Прогностическая: мораль устремлена в будущее, старается ухватить контуры будущих общественных отношений, прообразы человека будущего.

8) Интегрирующая: мораль способствует поддержанию единства человечества и целостности духовного мира человека

Нравственность - система норм поведения членов данной общности людей в данное время. Нормы неоднородны, их содержание определяется различными факторами.

· Первичные нормы характерны наибольшей степенью абстрактности, поскольку определяются необходимостью сохранения общности людей (не убий, не укради и пр.)

· Нормы данной исторической эпохи конкретизируют первичные нормы применительно к обстоятельствам места и времени, т.е. к достигнутому уровню культуры и к географической среде

· Этикетные нормы - практическое воплощение нравственности применительно к той или иной конкретной ситуации. Этикетные нормы различны в разных культурах и жестко предписывают одну линию поведения.

Существуют противоречия:

ü между самими нормами нравственности: внутри одной и той же системы нравственных норм противоречия крайне редки, они скорее исключение из правил. Возникает вопрос: если существуют разные нравственные нормы, какие же из них важнее? Предпочесть ли меньшее зло – большему?

 

ü между личным пониманием долга, чести и реальным поведением личности. Они определяются противоречием между биологической и духовной природой человека. Животное, эгоистическое начало в человеке борется с духовным (такова, жажда мести, жадность и т.п.; происходит «раздвоение человека» как необходимость приспособится к реальным обстоятельствам своей жизни).

 

ü между абстрактным и конкретным (т.е., противоречия «внутри» нравственности или морали, а «между» ними). Так, нравы адресованы всем, одинаковы, стандартны и игнорируют индивидуальные особенности людей. Для человека возникает трудность творческого применения абстрактной нормы к конкретной ситуации. Например, хирургу предстоит решить, кого оперировать первым: того, кому операция в данное время более необходима, или того, чей социальный статус выше.

 

ü между абсолютностью нравственных норм и относительностью моральных представлений-понятий. Поэтому, неизбежно возникают противоречия между абсолютностью нравственных норм и относительностью моральных представлений, суждений, различия в оценке (так, поступок бросившегося в горящий дом человека со стороны может быть расценен как геройство одними людьми и как мародерство другими).

 

 

В целом, при оценке норм нравственности нельзя впадать ни в догматизм (моральное суждение становится непререкаемой догмой), ни в релятивизм (все относительно, все ситуативно).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 270.