СОБ в современных российских условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема корпоративной социальной ответственности находится сегодня в центре общественного внимания в России. Активно обсуждаются правила ведения бизнеса и правила его регулирования, задачи общественного контроля результатов деловой активности и их последствий для внешнего окружения, основы взаимодействия социальных партнеров и правила ведения диалога.

Начало активной фазы корпоративной ответственности в России можно отнести к 2000-2001 годам, чему способствовали наметившаяся экономическая и политическая стабильность в стране, рост производства и активный выход российских компаний на международные рынки. Необходимость пересмотра подходов во взаимоотношениях с обществом и его институтами формировала интерес российских компаний к созданию стратегии участия в жизни общества и продуманной социальной политики.

Поворотным для развития концепции КСО в России стал 2004 год. При активном участии деловых СМИ, бизнес-ассоциаций (Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации менеджеров, Торгово-промышленной палаты) и других некоммерческих организаций (Агентства социальной информации, CAF Россия, Института экономики города) развернулась общественная дискуссия по поводу понятия и содержания корпоративной ответственности применительно к России. Впервые эта тема зазвучала с высоких трибун. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации весной 2004 года Президент России В. В. Путин отметил, что задачами для социально ответственного бизнеса являются «безусловная и полная уплата налогов, участие крупного бизнеса в реализации жизненно важных проектов, в том числе концентрация внимания на самых насущных для граждан страны проблемах».

В этом контексте знаковым событием для бизнеса стало принятие в 2004 году Социальной хартии российского бизнеса, разработанной Российским союзом промышленников и предпринимателей, в которой впервые сформулирована общественная роль, миссия, ценности и цели корпоративного сектора. Этот документ подвел первые итоги общественно-политической дискуссии о КСО. Российские предприниматели Социальной хартией подтвердили свою приверженность принятому в мировой практике пониманию корпоративной ответственности. Еще одно значимое событие 2004 года — публикация Доклада о социальных инвестициях в России, подготовленного Ассоциацией менеджеров совместно с Программой развития ООН. Основной темой доклада стал анализ роли бизнеса в общественном развитии. Доклад стал одной из первых аналитических публикаций по тематике корпоративной ответственности в России, доступной мировому экспертному сообществу. [67, стр. 4-5]

Несмотря на постепенное внедрение принципов КСО в практику российских предпринимателей, компании говорят о недостаточном уровне социальной ответственности бизнеса.

Рисунок 2.1- Оценки уровня социальной ответственности российского бизнеса

 

Опрошенные компании оценивают невысоко уровень социальной ответственности российского бизнеса. За исключением 2010 года, наблюдается устойчивое снижение доли компаний, которые оценивают уровень социальной ответственности российского бизнеса как низкий, и рост доли тех, кто считает уровень удовлетворительным. [65, стр. 74]

Самая низкая доля компаний, оказывающих помощь региональным властям и муниципалитетам в социальном развитии региона наблюдается среди компаний секторов «Финансы», «Недвижимость и аренда», «Торговля».

Рисунок 2.2 - Доля компаний, оказывающих помощь в социальном развитии муниципального образования (региона)

 

Чаще всего оказывали помощь компании Северо-Западного федерального округа, реже – уральского и Южного федерального округа.

Рисунок 2.3 - Доля компаний, оказывающих помощь в социально-экономическом развитии муниципального образования (региона) по федеральным округам

 

 Самым веским стимулом для социально ответственного поведения компаний стало, как и в 2009 году, чувство долга, хотя одной из причин была указана невозможность иначе привлечь трудовые ресурсы.

Представители бизнеса должны помогать социально незащищенным слоям, оказывать помощь социальным учреждениям в своем городе (регионе)
Без участия в такого рода расходах предприятие может столкнуться с проблемами со стороны местных или региональных властей
Об этом лично просил губернатор/ мэр или его представители
Это общепринятая практика, так делают другие предприятия
Бизнес должен брать на себя часть социальных расходов местных и региональных властей

 

 

Рисунок 2.4 – Причины социально - ответственного поведения компаний

 

Компании имели возможность выбрать два варианта ответа, поэтому нередко наблюдалась ситуация, когда одна и та же компания оказывала помощь и по просьбе руководства региона, и по «велению сердца». [71]

Что касается объемов такой помощи, то в большинстве случаев она составляет менее 0,3% от выручки предприятия в течение последнего года. Статистически значимо больше (на 0,2%) на эти цели выделяет сектор «Строительство». При этом наибольшую долю своей выручки отдают компании Центрального федерального округа.

Рисунок 2.5 - Доля расходов предприятия помощь в социально – экономическом развитии муниципального образования (региона)

 

Среди видов социальной поддержки наиболее популярным остается помощь конкретным школам, больницам, детским домам, другим социальным учреждениям, не находящимся на балансе компании ветеранам, хотя не менее активно оказывается помощь инвалидам, другим категориям социально незащищенных граждан. [66, стр. 90-92]

 

 

 

 

Рисунок 2.6 - Виды социальной поддержки

 

Сами компании дополнительно включали в перечень материальную помощь в погашении потребительских кредитов, помощь церкви, содействие занятости лиц с ограниченными возможностями, поддержку спорта, развитие «самодеятельности» и даже предоставление технологий Российской академии наук. [65, стр. 77]

Значительная часть компаний (почти 72% осуществляющих поддержку развития территорий) оказывает 5 и более видов помощи. Можно говорить о диверсификации помощи, что чрезвычайно важно как один из этапов перехода к полноценной реализации Социальной хартии максимально широким кругом российских компаний.

Помимо этого, компании обеспечивали организацию выставочных мероприятий, осуществляли прямое спонсорство объектов культуры, финансировали спортивные мероприятия, участвовали в НКО, предоставляли скидки сельхозпредприятиям и даже организовывали мониторинг цен в регионе. [66, стр. 93]

 

 

Рисунок 2.7- Механизмы финансирования и реализации социальных программ в регионах присутствия

 

Что касается механизмов финансирования и реализации социальных программ в регионах присутствия, то лидирующие позиции занимает наиболее простая схема – финансирование мероприятий по запросам тех, кому нужна помощь. Второе место занимают собственные программы компаний. Только после этого появляются  программы, реализуемые совместно с органами власти, благотворительными и иными некоммерческими организациями. Т.е. пока компании более склонны работать самостоятельно, чем «с партнерами». [65, стр. 78-79]

Большинство зарубежных экспертов и представителей компаний, уверены, что нефинансовая отчетность взаимосвязана с повышением качества стратегического управления компанией с учетом задач КСО или устойчивого развития. Нефинансовый отчет, особенно отчет в области устойчивого развития, – это доступное, достоверное, сбалансированное и связное описание основных аспектов и результатов деятельности компании, отражение вопросов, представляющих интерес для ключевых заинтересованных сторон. [61, стр. ]

Рисунок 2.8 – Страны – лидеры в области нефинансовой отчетности

Первые нефинансовые отчеты появились в России в 2000-2002 годах. Всплеск интереса бизнеса к теме нефинансовой отчетности пришелся на 2004 год: почти одновременно около десяти российских компаний приступили к подготовке первых отчетов. Этому способствовали и опубликованные переводы международных стандартов и руководств, подготовленные Агентством социальной информации и некоммерческой организацией «Эколайн». [71]

В международном контексте Россия сегодня выглядит хоть и скромно, но вполне оптимистично. По данным Национального регистра корпоративных нефинансовых отчетов РСПП, в России насчитывается уже 111 компаний и организаций, которые когда-либо выпускали нефинансовые отчеты в виде отдельного документа; ими опубликовано 327 нефинансовых отчетов за период с 2000 по 2011 гг. [64, стр. 14]

Рисунок 2.9 - Россия на фоне четырех стран – лидеров отчетности

 

Ежегодно примерно 50 российских компаний публикуют нефинансовые отчеты. В математическом смысле это не очень большая доля от всех компаний, работающих в России. Однако, если учесть, что в этот пул входят наиболее крупные российские компании, можно констатировать, что отчеты отражают существенную долю тех воздействий, которые корпоративный сектор в России оказывает на экономику, социальную сферу и природную среду.

Рисунок 2.10 – Количество компаний, публикующих нефинансовые отчеты в разбивке по годам

 

Данные Национального регистра нефинансовых отчетов РСПП позволяют проследить динамику отчитывающихся компаний и общего количества опубликованных отчетов. Так, по состоянию на начало 2008 г. в Регистр были внесены 55 организаций, которые выпустили в общей сложности 113 отчетов (начиная с 2000 г.); на начало 2012 г. – 111 организаций, 327 отчетов. Данные показывают, что за период 2008–2011 гг. число компаний, выпускающих нефинансовые отчеты, удвоилось.

Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов – это единый и общедоступный общероссийский центр сбора и распространения информации, является наиболее полным из имеющихся в России источников сведений о выпущенных российскими компаниями нефинансовых отчетах.

Из таблицы 2.1 видно, что наиболее стабилен процесс нефинансовой отчетности в нефтегазовом секторе. Количество отчитывающихся компаний постоянно растет: по состоянию на конец 2011 г. из крупных компаний, чьи акции обращаются на финансовых рынках (как минимум на российских), не выпускает нефинансовый отчет только «Сургутнефтегаз».

 

Таблица 2.1 - Количество компаний, публикующих нефинансовые отчеты в разбивке по годам и отраслевой принадлежности

Отрасль

Отчетный период

2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Нефтегазовая 8 9 13 10
Электроэнергетика 10 5 11 14
Химическая и нефтехимическая 2 3 4 5
Металлургическая и горнодобывающая 5 5 4 5
Телекоммуникационная 2 4 3 2
Финансовая 6 9 7 7
Производство пищевых продуктов 2 1 2 2
Деревообрабатывающая 2 2 1 0
ЖКХ 1 1 1 1
Транспорт 3 1 1 1
Образование 1 1 1 2
НКО 1 1 1 0
Другие 0 0 1 1
Общественные объединения и ассоциации 2 3 3 3
Итого 45 45 53 53

Данные приведены по каждому календарному году.

 

В период 2008–2010 гг. произошли заметные колебания в процессе отчетности в энергетическом секторе. После выхода компаний на свободный рынок прекратило выпуск отчетов подавляющее большинство генерирующих компаний. Однако в 2011 г. показатель по количеству выпущенных отчетов в отрасли вернулся и даже превзошел высокий уровень 2007 г.

В остальных отраслях экономики нефинансовая отчетность пока получила достаточно скромное развитие: наблюдается постоянное количество участников процесса нефинансовой отчетности, не превышающее трех-четырех компаний–представителей своих отраслей. Единственная отрасль, в которой очевиден регресс в раскрытии информации о деятельности в области КСО и устойчивого развития, – это лесная и деревообрабатывающая.

По-прежнему не участвуют в процессе нефинансовой отчетности подавляющее большинство средних компаний (в основном региональных) и малый бизнес.

Как видно из таблицы 2.2, очевидной тенденцией является увеличение количества отчетов, подготовленных по «триединому итогу», которые включают данные по экономической, экологической и социальной результативности.

Таблица 2.2 – Количество компаний, публикующих отчеты разных типов

Период публикации отчетов По триединому итогу Социальные Экологические и социально-экологические Интегральные
2006 – 2008 (отчетный период 2005 – 2007 гг.) 28 31 3 0
2009 – 2011 (отчетный период 2007 – 2010 гг.) 40 17 8 9

 

Наименьшее количество отчетов, публикуемых компаниями, – экологические. Такая ситуация закономерна в контексте мировых процессов, поскольку представление информации лишь по основным экологическим воздействиям (выбросы, отходы, потребление ресурсов) сегодня уже нельзя считать достаточным. Такие вопросы, как энергоэффективность, проекты совместного осуществления, технологическая модернизация, давно признаны существенными не только в практике мировой нефинансовой отчетности, но и для повышения результативности основного бизнеса компаний. [64, стр.26-30]

Что касается факторов и мер продержки предпринимателей со стороны государства, которые стимулировали ведение бизнеса на основе принципов социальной ответственности, это, прежде всего, повышение прозрачности процессов принятия решений органами власти и подотчетность деятельности государственных структур. 

 

Рисунок 2.11 - Факторы и меры продержки предпринимателей со стороны государства, стимулирующие ведение бизнеса на основе принципов социальной ответственности

 

Сами компании дополняли список необходимостью законодательного оформления этой деятельности и предоставлением неналоговых льгот. [65, стр. 75]

Таким образом, анализ показывает, что корпоративная социальная ответственность российского бизнеса находится в процессе становления. В последние годы все большее количество крупных российских компаний заявляют о своей приверженности принципам корпоративной ответственности, принимают участие в исследо­ваниях социальных инвестиций, демонстрируя высокий уровень открытости, публикуют нефинансовые отчеты.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 273.